Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
06.03.2012 :: 10:16
Украина будет покупать газ в США

Терминал по приему сжиженного природного газа будет построен возле порта Южный

До 31 января этого года испанская компания Socoin (входит в Gas Natural Fenosa Group) должна была разработать технико-экономическое обоснование строительства в Украине терминала по приему сжиженного природного газа (LNG-терминал). Испанские специалисты должны были проанализировать предложенные украинской стороной варианты размещения объекта. Речь шла о двух площадках в районе порта Южный (возле Одесского припортового завода и нефтетерминала «Пивденный»), в береговой части Березанского лимана, возле
Очакова и внешний терминал в море тоже возле Южного. Прошел месяц, но сообщений на эту тему Укрнацинвестпроект не обнародовал.

МЕСТО ВЫБРАНО

В то же время, как сообщил «k:» источник в администрации порта Южный, испанцы уже выполнили свою работу и местом строительства LNG-терминала определена площадка между морем и нефтетерминалом «Пивденный». Главной проблемой этого варианта является малая территории. Для такого объекта необходим участок площадью не менее 80 га плюс не помешает «мертвая зона» в радиусе не менее 500 м. В Южном таких условий нет. Чтобы решить эту проблему, предполагается намывать территорию в море и строить защитную дамбу. Кроме того, земельные участки возле Южного уже давно выделены неким собственникам, имена которых выяснить не удалось, что, возможно, тоже увеличило стоимость проекта. А она, по информации источников «k:» в порту Южный со ссылкой на «агентурные» данные из Укрнацинвестпроекта, будет немалой - около $900 миллионов с учетом строительства 90 км соединительного газопровода с ГТС. В эту сумму включены расходы на подготовку территории, инженерных коммуникаций и строительство гидротехнических сооружений.

Уже известно, что к реализации этого масштабного проекта будут привлечены частные инвесторы, а доля государства составит лишь 25%. Правда, пока непонятно, в какой форме и будут ли в этом участвовать сам порт Южный и «Нафтогаз Украины». И вполне вероятно, что в будущем международном консорциуме, который планируется создать для реализации проекта, Украина будет представлена новосозданной структурой с участием частных компаний, прежде всего химической отрасли, заинтересованных в поставках газа. Пока интересы украинских олигархов к этому предприятию не прослеживаются. Но если версия с участием «химиков» подтвердится, в проекте неизбежно участие Дмитрия Фирташа. Не следует забывать, что интерес к проекту проявлял и Вадим Новинский. Правда, в варианте размещения LNG-терминала в Очакове, где «Смарт-холдинг» планирует строить крупный порт. Но думается, что относительно дешевый газ заставит рассмотреть вопрос участия в строительстве терминала в другом порту. Тем более что последние пару лет Новинский неровно дышит к газовым проектам.

ЦЕНОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

В том, что сжиженный газ будет дешевле обычного российского, можно не сомневаться. Даже с учетом того, что на данный момент ни инвесторы, ни поставщики СПГ в Украину окончательно не определены. По данным «k:», в качестве поставщиков сейчас рассматриваются три страны: США, Алжир и Катар. Как ни странно, самым оптимальным по цене вариантом являются поставки из самой далекой из этих стран. США в ближайшие годы превратится из импортера в крупного экспортера голубого топлива. Ведь за последнее время объем ежегодной добычи газа в США уже вырос до почти 600 млрд. м3, и дело теперь только за экспортными мощностями американских LNG-терминалов. К 2015 году они составят около 20 млрд. м3, а в последующее десятилетие должны увеличиться до 100 млрд. кубов. Американские экспортеры уже заключили контракты на поставки СПГ с японской Sumitomo, английской EDF Trading, испанской Fenosa и китайской ENN Energy. При этом потенциальные американские инвесторы готовы полностью профинансировать строительство терминала, но при одном условии - исключить возможность поставок газа из других стран.

Возможно, причина в том, что стоимость «Воздушного экспресса», озвученная после визита Виктора Януковича в Китай в сентябре 2010 года, уменьшилась с $1 млрд. до $372 млн. Причем глава Укрнацинвестпроекта Владислав Каськив недавно заявил, что это предельная смета, а реально проект будет стоить на 10-15% дешевле. А в начале февраля СМИ стало известно, что китайцы не подписали технический контракт, так как у них возникли какие-то сомнения. Соответственно денег пока нет, как нет и самого рабочего проекта.

С другой стороны, на внутреннем рынке США цена газа - около $100/тыс. м3. Неизвестно, какая ценовая ситуация будет в Украине к 2015 году, на который запланирована сдача в эксплуатацию собственного терминал. Но если бы американский газовоз зашел в Южный «в ближайшее воскресенье», себестоимость 1000 м3 после разжижения и поступления в украинскую ГТС составила бы около $180-200. А с учетом возврата инвестиций и разумной рентабельности цена не должна превышать $240-250, то есть быть почти вдвое меньше, чем на газ из России. При поставках из Катара и Алжира газ будет стоить около $300-320, что тоже ниже нынешних газпромовских цен.

ВЫБЫВШИЕ ИЗ СТРОЯ

Еще недавно основным потенциальным поставщиком газа для первой очереди терминала мощностью 5 млрд. м3 считался Азербайджан. Столько же планировалось покупать на других рынках. По крайней мере, до того момента, пока не станут ясны перспективы увеличения добычи газа в Азербайджане до необходимых Украине и другим странам Черноморского региона объемов. Интерес к украинскому LNG-терминалу проявляла и Беларусь. В частности, белорусы рассматривали возможность финансового участия и доведения мощности терминала до 16-17 млрд. м3. Правда, было это в период очередного «газового непонимания» с РФ, так что вряд ли стоит рассчитывать на это всерьез.

Но в конце прошлого года Украина умудрилась испортить отношения с Азербайджаном. «Укрспецэкспорт», возглавляемый тогда нынешним министром обороны (а до 1999 года еще и гражданином РФ) Дмитрием Саламатиным, во время переговоров с Баку о газе начал поставки оружия в Армению. Поэтому азербайджанский вариант сегодня исключается. При этом ухудшение отношений с Баку чревато другой проблемой для поставок СПГ в Украину - ограничением на проход судов с опасными грузами через Босфор и Дарданеллы. Судя по официальным сообщениям Укрнацинвестпроекта, с Турцией этот вопрос еще не урегулирован. В сентябре прошлого года Анкара ужесточила требования к проходу судов с опасными грузами длиной свыше 150 м. Теперь они могут проходить проливы только в светлое время в составе караванов и по отдельному расписанию. А учитывая, что Турция является ближайшим союзником Азербайджана в регионе, в случае продолжения Киевом политики двойных стандартов в отношении Баку она может ужесточить требования прохода проливов еще и специально для танкеров-газовозов. Ведь СПГ - это не просто опасный, а взрывоопасный груз. С другой стороны, если Украина будет покупать газ у американских компаний, проблема с прохождением проливов, очевидно, будет минимизирована.

Александр Арбузов

6 марта 2012 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}