Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

16.09.2019 :: 17:24

Автобус МАУ будет останавливаться на жд вокзале Винницы
16.09.2019 :: 17:15

Одесский порт в январе - августе увеличил грузооборот на 17% до 16,241 млн. т
16.09.2019 :: 17:05

Порт «Пивденный» в январе - августе 2019 г. увеличил грузооборот до 33,491 млн. т
16.09.2019 :: 16:57

«Укрзализныця» намерена избавиться от железнодорожных паромов
16.09.2019 :: 16:44

Экспорт из Украины зерновых, зернобобовых и муки 2019/20 МГ на 16 сентября составил 11197 тыс. т ©
16.09.2019 :: 16:23

По итогам 2019 г. рост ВВП ожидается на уровне 3,0% - МЭРТ



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Лига.net
15.07.2014 :: 10:46
Украина без Газпрома: путь к энергетической безопасности

Когда в Украине говорят об энергетической безопасности страны, то совершенно справедливо имеют в виду рынок природного газа.

Эскалация в отношениях между Россией и Украиной в текущем году привела к пересмотру базовой цены на газ и ее повышению до $485 за тысячу кубометров, требованию оплаты долга в размере $4,5 млрд., переходу на предоплату. Украина не согласна с этими требованиями и собирается доказать свою правоту в Стокгольмском арбитраже. Пока что с 16 июня полностью прекращена подача газа в Украину (за исключением транзитного потока в Европу).

Вряд ли можно сомневаться, что поставки российского газа в Украину в текущем году не будут возобновлены, и, надо полагать, наше правительство исходит именно из этого.

Сейчас в энергетическом секторе чрезвычайная ситуация и правительство будет прилагать экстраординарные усилия по ее спасению. Тем не менее важно не забыть о стратегии энергетической безопасности Украины, способной вывести страну из энергетического кризиса. Все предыдущие годы вместо нее мы видели только демагогию и коррупцию. Как не повторить прошлых ошибок?

Газпромозависимость Европы

Объемы потребления нами импортируемого из России газа год от года снижаются, но это все равно более 50% от общего объема. Тот факт, что в 2014 году прогнозируется падение общего спроса на газ в Украине до 45 млрд. кубометров (а не до 30), не должен вводить в заблуждение: это падение, вызванное стагнацией в экономике, не имеет ничего общего с решением вопроса замещения газа другими энергоносителями.

В то же время за последние пять лет объемы поставок газа из России в Европу выросли со 145 млрд. до 162 млрд. кубометров (в 2013 году). И это притом что общее падение спроса на газ в Европе за этот период составило 11%. Доля Газпрома в объемах поставок газа в Европу сегодня составляет 30%, из которых половина проходит через украинский газопровод - около 80 млрд. кубометров.

Liga 2.jpg

То, что потребление российского газа в Европе растет даже несмотря на две «газовые войны», - серьезный повод задуматься Украине.

Разговоры вокруг диверсификации поставок газа в Европу не умолкают: Норвегия, Нидерланды, Северная Африка, поставки сжиженного газа. Но почти все эти проекты отдалены во времени, требуют значительных усилий, согласований.

А что делается в реальности? Введен в эксплуатацию Северный поток, отобравший у Украины часть транзитного потока: в 2012 году - 11,3 млрд. кубометров и 23,5 млрд. - в прошлом году.

Нет оснований предполагать, что Евросоюз реально заблокирует строительство Южного потока, плановая пропускная способность которого более 60 млрд. кубометров в год. Его запуск сделает украинскую газотранспортную систему бесполезной для транспортировки газа в Европу.

Понимание, насколько зависимы европейские страны от поставок российского газа, позволяет предположить, что Запад не готов помогать Украине в ее газовом конфликте с Россией.

Выбирая между транзитом и добычей

Возвращаясь к вопросу транзита российского газа через Украину, зададимся вопросом: насколько нам важно сохранить транзитные потоки? В части получения доходов от транзита и хранения газа, а также сохранения имиджа страны, нам, конечно, это важно. Но решает ли транзит проблему внутреннего обеспечения газом? Напрямую не решает.

Украина должна честно ответить на вопрос, в чем она больше заинтересована: в сохранении транзитных потоков или собственном обеспечении газом? Наверное, все-таки в том, чтобы:

- используя все возможности в области дипломатии, пытаться склонить западных партнеров на свою сторону - ведь дешевле и надежнее инвестировать в модернизацию существующей системы, чем ввязываться в многомиллиардный, политически мотивированный проект;

- но при этом не забывать о том, что более приоритетной является задача снижения зависимости Украины от поставок российского газа.

Специалисты отрасли сходятся в оценке мер, направленных на уменьшение зависимости Украины от поставок российского газа, основные из которых:

- увеличение собственной добычи газа;

- освоение добычи нетрадиционных углеводородов;

- покупка российского газа из Европы («реверс»);

- поставки в Украину сжиженного газа морем (LNG);

- мероприятия по энергосбережению и замена природного газа альтернативными энергоносителями.

Увеличить собственную добычу газа можно лишь при условии стимулирования инвестиций в разведку, инфраструктуру и добычу. Этого можно достичь, только внедрив практику закупки газа у всех добывающих компаний по рыночным ценам. К примеру, у Укргаздобычи государство еще в начале текущего года закупало газ по цене более чем в 10 раз ниже цены импортного газа. Также не будет способствовать стимулированию увеличения добычи газа норма законопроекта «Про особливий період у паливно-енергетичному комплексі», дающая право Кабмину на принятие решения об обязательной продаже газа добывающими компаниями, хотя временная необходимость такой меры всеми осознается.

Еще одним существенным источником энергоресурсов является газ нетрадиционной добычи, в том числе сланцевый, угольный и газ плотных пород. По предварительным оценкам, Украина является четвертой в Европе страной после России, Польши и Франции по запасам сланцевого газа (3,6 трлн кубометров). Впрочем, есть пример Польши, где первоначальный прогноз в 5,3 трлн кубометров после дополнительных исследований был снижен до 346-768 млрд.

Другой аспект проблемы - добыча нетрадиционного газа требует привлечения иностранных компаний, владеющих современными технологиями и значительным опытом разведки и добычи, а также, разумеется, значительных инвестиций. Развитие данного направления зависит от общего инвестиционного климата в стране.

В последнее время в качестве наиболее реалистичного пути решения проблемы обеспечения Украины газом политики и специалисты называют реверс (обратная поставка) российского газа, поставленного в Европу.

Теоретически газ может быть поставлен из Европы в Украину через Словакию (наибольший объем), Венгрию, Румынию и Польшу. Хотя оценки специалистов в части возможных объемов поставок из этих стран разнятся очень существенно, в целом все сходятся в том, что мощности ГТС позволяют получить реверсный газ в объеме не менее 15 млрд. кубометров.

Liga 3.jpg

Но вопрос с реверсными поставками газа в Украину нельзя считать чисто техническим: это целый клубок технических и политических проблем.

К тому же крупнейший потенциальный поставщик - Словакия не распоряжается газом, а лишь осуществляет его транзит. Уже осуществленные в Украину реверсные поставки были излишками газа в Европе. Значительные объемы газа для перепродажи в Украину можно получить, только специально закупив его в России. Но недавние заявления руководства России по этому поводу заставляют усомниться в том, что позиция Газпрома будет конструктивной, и свидетельствуют о том, что Украине придется очень серьезно поработать на дипломатическом уровне для получения нужного результата.

Еще один возможный способ поставки газа от альтернативных поставщиков - это строительство терминала LNG (Liquefied natural gas - сжиженный натуральный газ) в порту Южный. По оценкам Государственного агентства по инвестициям, для аренды судна-терминала потребуется один год подготовительных работ и сумма около 36 млн. евро, ежегодные арендные платежи составят еще около $45 млн. Это обеспечит поставки в Украину до 5 млрд. кубометров газа в год. Строительство значительно более затратного наземного терминала (800 млн. евро за 5 лет) поможет стране обеспечить до 10 млрд. кубометров газа в год.

Однако здесь кроме финансовых и технических проблем существует еще и политическая: получение согласия Турции на прохождение судов со сжиженным газом через проливы Дарданеллы и Босфор. Какой будет позиция Турции в этом вопросе? Будет ли влиять на ее позицию Россия?

Третий газовый

Но кардинального изменения ситуации на внутреннем рынке газа Украина достигнет только в случае практического воплощения Директив и Регламентов Евросоюза, в том числе имплементации так называемого Третьего энергетического пакета. Это потребует от государства разделения НАК Нафтогаз Украины на независимые компании в соответствии с видами деятельности, внедрения единых правил доступа к ГТС, терминалам, хранилищам, внедрения стандартов по защите потребителей, изменения полномочий независимого регулятора рынка, обеспечения прозрачности отрасли, внедрения рыночных тарифов и других мероприятий.

Это позволит нашей стране выйти на единое европейское рыночное пространство, регулируемое едиными, признаваемыми всеми правилами, когда проблемы каждой страны становятся общими и решаются совместно.

Существует точка зрения, что сам факт взятого Украиной курса на вхождение в Европейский союз и та высокая цена, которую страна заплатила и продолжает платить за этот выбор, являются гарантией безусловной поддержки страны со стороны Евросоюза и США, в том числе в вопросах обеспечения энергетической безопасности. Но смею утверждать, что это не так, и что на данном этапе практически все зависит от самой Украины.

Артур Огаджанян

15.07.2014 г.[AT]


Источник: Лига.net
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов