Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

22.09.2019 :: 13:49

В «Антонове» говорят, что интерес к Ан-178 есть даже на уровне летного состава
22.09.2019 :: 13:42

Украина и Турция договорились о взаимном признании водительских прав
22.09.2019 :: 13:32

В Херсоне на СРЗ им.Коминтерна на одном из судов возник пожар
21.09.2019 :: 19:50

В море вышел крупнейший в истории Великобритании авианосец
21.09.2019 :: 19:40

Во Львовской области полиция разогнала блокировщиков
21.09.2019 :: 12:41

Экспорт из Украины зерновых, зернобобовых и муки 2019/20 МГ на 20 сентября составил 11971 тыс. т ©



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Дело
13.11.2014 :: 10:49
Уголь на троих: какую роль в «африканском» скандале сыграли Минэнерго, РФ и Ахметов

Ранее профицитная в плане угля страна - Украина - теперь нуждается в импорте сырья для обеспечения собственных потребностей. Правительство и частные компании, потребляющие данный вид топлива, уже заключили договора на поставку угля из нескольких источников. Но ситуация (похоже, не без участия заинтересованных сторон) разворачивается так, что наша страна вновь может оказаться в прямой зависимости от поставок из РФ. Уже не только газовых, но и угольных.

С ног на голову

Проблема с дефицитом угольного сырья, возникшая лишь в текущем году, нова для Украины. В 2013-м, по данным
Министерства энергетики и угольной промышленности, было добыто 83,697 млн. тонн ресурса, и стране приходилось бороться скорее с его профицитом, который, по данным Госстата, к концу года составил 6,2 млн. тонн. Но началась война, от которой, естественно, пострадала и угольная промышленность: по данным Минэнерго, в сентябре добыча угля в Украине рухнула вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ), до 3,39 млн. тонн; за 9 месяцев - на 13,2%, до 53,4 млн. тонн. Более всего пострадала добыча коксующегося угля, снизившаяся за позапрошлый месяц в 3,1 раза к АППГ - шахтерам удалось выдать на-гора всего 623,8 тыс. тонн сырья. В меньшей степени тренд коснулся энергоуглей - здесь падение составило 180%, до 2,76 млн. тонн. Такой провал, естественно, образовал дефицит топлива на рынке. Больше всего пострадали марки угля, добываемые в регионе военных действий - «Т» (тощие) и «А» (антрациты), а также коксующиеся.

По оценкам аналитиков, к декабрю дефицит угля для нашей страны может составить 5,7-6,7 млн. тонн по всем маркам. Эти оценки соотносятся с озвученными Министерством энергетики и угольной промышленности прогнозами импорта - 5,6 млн. тонн до конца года. Больше всего украинской промышленности не хватает именно углей антрацитной группы. Евгений Дубогрыз, аналитик CASE Украина угольного сектора, прогнозирует, что до конца года Украине нужно будет закупить около 3-3,5 млн. тонн этого сырья. В целом же дефицит может составить ежегодно до 8 млн. тонн сырья, если проблема не решится.

Конечно, уголь можно импортировать. Но основной проблемой стал вопрос - откуда? В мире не так много стран, способных поставлять качественный антрацит - Россия, ЮАР, США, Канада, Австралия и Колумбия. Более того, уголь необходимой спецификации в большом количестве добывается только на территории Украины и на Кузбассе.

Аналитики утверждают: в России можно купить уголь нужного нам сортамента в нужных объемах - примерно 3,5 млн. тонн до конца года. С учетом транспортировки по железной дороге цена его получается даже более привлекательной, нежели через порт. По словам Дубогрыза, энергоуголь из ЮАР в сентябре обошелся бы украинским заказчикам в $90-95/т на условиях CIF (в портах Черного моря), российский - дешевле приблизительно на $5-8/т на условиях DAF (граница). «Однако есть большой риск стабильности поставок российского угля - в любой момент могут возникнуть либо прямые ограничения, либо проблемы с таможней», - отмечает аналитик. Украинско-российские торговые отношения уже не раз показывали свою шаткость - стоит лишь вспомнить недавние газовые «разборки» или таможенные блокады летом 2013-го. В целом затраты Украины на покупку угля в 2014-м аналитики ГП «Госвнешинформ» оценивают в$450-700 млн. с учетом стоимости фрахта.

Взвесив все «за» и «против», в Минэнерго махнули рукой и благодушно разрешили компаниям заключать контракты самим и покупать уголь «у кого угодно». В итоге «Укринтерэнерго», по профилю компания, которая занимается экспортными поставками электроэнергии, закупила уголь в ЮАР. Сырье будет поставлено на ТЭС энергогенерирующей компании «Центрэнерго» - Трипольскую и Змиевскую.

Претендентов на получение контракта с украинской компанией было достаточно много. Источники Delo.UA на рынке называют как минимум два крупных трейдера - Glencore и Vitol. Наше издание обратилось в указанные компании, но там отказались от комментариев. В итоге контракт был подписан с компанией Steel Mont; согласно ему, в страну планировалось поставить 1 млн. тонн энергетического угля (но после скандала последних дней цифра, вероятно, сократится вдвое). По словам директора «Укринтерэнерго» Владимира Зиневича, эта компания была выбрана потому, что единственная согласилась на поставку первой партии угля без полной предоплаты (Steel Mont просил всего 20% от стоимости партии).

Steel Mont, на первый взгляд, казалась темной лошадкой, но изучив предоставленные нашему изданию данные, мы вполне можем назвать ее солидной конторой. Бизнес в части логистики и транспорта, согласно данным, приведенным на сайте, она ведет с 1993 года . Более того, за нее готовы поручиться довольно серьезные представители. Delo.UA располагает копиями документов о надежности поставщика: выписок из результатов финансового аудита, проведенного PwC, а также документа банка швейцарского кантона Во (Banque Cantonale Vaudise), подтверждающего финансирование проводки груза стоимостью в $31 млн. Согласно данным аудита, оборот Steel Mont в 2013 году составил $244,064 млн.

И хотя поставщик вполне надежен, с законтрактованным углем возникли проблемы. 10 ноября Генеральная прокуратура Украины вызвала на допрос министра энергетики и угольной промышленности Юрия Продана, а также глав «Укринтерэнерго» и «Центрэнерго» для дачи показаний по вопросу закупок угля в ЮАР. Причина - в личном сомнении Президента Петра Порошенко, задавшегося вопросом о происхождении и адекватности стоимости южноафриканского топлива. Стороны пошли навстречу следствию, в итоге контракт со Steel Mont был обнародован. Его содержание экспертов, мягко говоря, удивило.

В спецификации по углю указаны его технические характеристики: 26% зольности, максимум 2,5% серы при содержании летучих веществ в 12,5% и калорийности 5500 ккал/кг. Но высококачественный антрацит имеет несколько иные показатели: 10-14% зольности, менее 1% серы и более высокую теплотворность - выше 6000 ккал/кг. По классификации уголь, купленный «Укринтерэнерго» в ЮАР, проходит по типу API3. Аналитики отрасли отмечают, что в августе уголь более высокой калорийности (категория API2, более 6000 ккал/кг и менее 20% зольности) стоил около $74 за тонну. Соответственно, более низкокалорийный уголь должен обходиться дешевле. Цена же, указанная в контракте, составляет $86 за тонну. В целом переплату на каждой тонне эксперты оценивают в $10-15. Итоговая же цена, указанная в контракте - до пункта назначения - $107,22-$107,31/т на Трипольскую и $109,08-$109,17/т на Змиевскую ТЭС на условиях CIF. В УИЭ называют чуть большую стоимость - $110-112/т.

Исходя из показателей, антрацитом полученный груз назвать сложно - по украинской классификации марок углей он попадает в категорию «тощих», по международной - semi-anthracite. Самой большой проблемой является зольность материала. Один из участников рынка угля отметил нашему изданию, что при таких характеристиках уголь, плывущий из ЮАР, - золотой. «Чем ниже калорийность и выше зольность при большом плече доставки, тем больше фактическая себестоимость транспортировки такого сырья. Ведь при более низкой калорийности угля придется сжигать больше для производства того же количества энергии», - поясняет он.

Рыночные эксперты также ставили под сомнение пригодность южноафриканского угля для использования на украинских электростанциях. Еще до публикации контракта Delo.UA обратилось с вопросом о технических характеристиках законтрактованной продукции непосредственно в «Укринтерэнерго» (УИЭ), где смогли предоставить только информацию о том, что она «подходит для использования в блоках Трипольской и Змиевской ТЭС «Центрэнерго». Более детально освещать тему качества поставляемого угля в компании отказались. Впрочем, уже на «антикризисной» пресс-конференции 11 ноября руководитель УИЭ продемонстрировал сертификат качества для товара с четвертого судна класса Panamax MBA Rosaria. Отраслевики говорят, что основные параметры для использования угля из ЮАР на указанных электростанциях в партии соблюдены.

В истории с поставками африканского угля есть еще один сомнительный момент. Хотя в «Укринтерэнерго» и утверждают, что конкурсная процедура включала в себя проверку финансовой документации участников, а также раскрытие бенефициаров, о проверке владельцев шахт, с которых поставляется сырье, в компании не говорят. Но два независимых источника на рынке сообщили, что компания Steel Mont поставляет уголь с шахт, аффилированных с российской группой «Ренова» Виктора Вексельберга. Правда, представитель трейдера Раджеш Кумар Сарайя не подтвердил данную информацию. «Мы закупаем уголь у 6 крупных шахт в ЮАР в регионе KwaZulu-Natal. Мы не работаем с шахтами, которые связаны с российскими олигархами», - заявил он в телефонном комментарии нашему изданию.

Узкие морские ворота

Но как бы ни разрешилась ситуация с поставками из ЮАР, только посредством поставок через порт, по мнению трейдеров, дефицит угля перекрыть невозможно. По словам управляющего директора компании «Энергетические ресурсы Украины» Андрея Фаворова, около 0,5-0,6 млн. тонн из запланированного объема в 1 млн. тонн будет приходиться на ж/д перевозки, а примерно 200 тыс. тонн - на портовую перевалку. На вопрос, почему все поставки нельзя перевести в порт, он отметил, что перевалка и так загружена и не сможет предоставить большую ежемесячную мощность. В другой энергокомпании - холдинге ДТЭК Рината Ахметова - называют чуть большие цифры. По словам гендиректора ДТЭК Максима Тимченко, месячная потребность в угле составляет около 1 млн. тонн, из которых морским путем доставки перекрывается только 40%. По словам Тимченко, Украине понадобится еще около 600 тыс. тонн импорта угля, которые наиболее реально получить из России. «Российский уголь примерно на $20 дешевле, чем портовой, и доставляется преимущественно по железной дороге», - утверждает он.

Но это не совсем так. Старший аналитик компании «ЦТС-Консалтинг» Андрей Исаев рассказывает, что в Украине практически нет специализированных угольных терминалов: сырье переваливается на мощностях по перевалке навалочных грузов. В зависимости от загруженности этих мощностей варьируется и перевалка угля. «В 2014 году порты переваливали 1-1,3 млн. т угля в месяц», - констатирует эксперт. По его словам, специфика ситуации заключается в том, что в силу логистических особенностей наиболее востребованными являются мощности, находящиеся в глубоководных портах. К такой категории относят Южный, Ильичевский и Одесский морские торговые порты. Что же касается специализированных терминалов, им располагает только одна стивидорная компания - «ТИС». Генеральный директор компании Андрей Ставницер сообщил нашему изданию, что мощности терминала составляют 300-400 тыс. тонн сырья в месяц. «Однако они сейчас довольно загружены», - отмечает он.

Согласно контракту со Steel Mont, выгружать уголь Украина может в Ильичевском, Южном портах и у «ТИС». Ежемесячно в Украину должно поступать 250 тыс. тонн этого топлива, что равно примерно трем судам класса Panamax. В Ильичевском порту отмечают, что получили заявку на перевалку около 160 тыс. тонн угля ежемесячно, то есть 2 из 3 приходящих в страну судов. Остальное сможет обеспечить компания Ставницера.

Правда, может оказаться, что перевалочные мощности останутся невостребованными. По словам руководителя «Укринтерэнерго», Steel Mont Trading намерена поставить в Украину уже только 500 тыс. тонн угля из ЮАР. «Больше трейдер не хочет с нами иметь дела. Ему сейчас приходится решать очень сложные репутационные проблемы со своим банком, со своими другими партнерами», - рассказал Зиневич. В самой же компании информацию никак не прокомментировали.

Хотя африканский контракт и вызвал много нареканий, перспектива отказа поставщика от работы с украинским контрагентом удручает «Укринтерэнерго». В Минэнерго же столь дорогую покупку объясняют желанием диверсификации поставок - слишком ярок еще пример «одного продавца» в газовой сфере, «Газпрома», из-за которого Украина несколько раз оказывалась в ситуации ограниченных поставок. Поэтому УИЭ ведет переговоры с несколькими другими поставщиками - компаниями RWE и E-On, а также трейдерами из Перу и Колумбии. Но особого прогресса в этих попытках договориться здесь пока не видят.

Эксперты напоминают: при самом худшем раскладе остаются поставки сырья из Российской Федерации. По данному направлению работают несколько компаний: и государственное «Центрэнерго», и частники вроде того же ДТЭК Рината Ахметова. Российский уголь действительно дешевле, и его поставки не столь регламентированы перевалочными мощностями. В целом, к концу октября подписано несколько контрактов на поставки сырья из РФ общим объемом свыше 500 тыс. тонн по средней цене в $82/т. Даже министр Продан в сентябре рассматривал возможность заключения соглашений с российскими поставщиками - пока не «приплывет» африканский ресурс. Но и здесь есть свои подводные камни.

Еще в сентябре «Центрэнерго» изъявила желание в связи с дефицитом угля из-за военных действий на Донбассе импортировать уголь из России по цене $80/т, о чем ее представитель сообщил на заседании Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. Но по информации источников в Минэнерго, несмотря на наличие предложений, контракты на поставку российского угля так и не были заключены из-за высокой стоимости ресурса - $86/т за уголь 5300 ккал/кг на условиях DAP.

Черный импорт

У российского угля в Украине оказалось достаточно мощное лобби. Delo.UA известно, что в его роли выступил Сергей Кузяра, помощник экс-министра энергетики Эдуарда Ставицкого, которого СМИ связывали с угольными компаниями «Семьи». Но, говорят, в этот раз Кузяра занимался продвижением интересов не бывшей власти, а тех, кто его «посоветовал» в качестве связующего звена для помощи в организации поставок топлива из РФ - энергохолдинга Рината Ахметова. Получить комментарии от самого Сергея Кузяры не удалось - все попытки связаться с ним напрямую не принесли результата.

Что же касается ДТЭК, холдинг давно сотрудничает с РФ - и в части экспорта угля в эту страну, и в части владения угольными активами. В 2012-м ДТЭК приобрел ОАО «Шахтоуправление Обуховская» (шахта Обуховская и обогатительная фабрика), ОАО «Донской антрацит» (шахта Дальняя) и ООО «Сулинантрацит» (шахта N410, находится в консервации). Ежегодная суммарная мощность этих активов составляет около 1 млн. тонн высококачественных антрацитов. В перспективе холдинг Ахметова намерен довести добычу на этих шахтах до 2,5 млн. тонн/год. Собственно, это сырье завозится в Украину, миксуется с существующими углями для улучшения их технических характеристик (сера, зола), а после отгружается на экспорт. Теперь же ДТЭК покупает уголь для своих электростанций именно в России.

Хотя впервые генеральный директор холдинга Максим Тимченко поднял тему необходимости импорта угля из соседней страны во время саммита YES 12 сентября, поставки российского сырья стартовали еще в конце августа, задолго до того, как об этом заговорили энергетики. В самой компании нашему изданию сообщили, что с августа 2014 года часть угольного ресурса ШУ Обуховская (угли низколетучих марок) направляется на ТЭС ДТЭК в Украине для потребностей генерации и выработки электроэнергии. «В августе с шахт ДТЭК в Ростовской области было поставлено в Украину 72 тыс. тонн угля, за 17 дней сентября - порядка 83 тыс. тонн угля», - отметили Delo.UA в пресс-службе холдинга. Но есть и другие цифры. По данным источника в Минэнерго, в августе компания Ахметова завезла из РФ 78 тыс. тонн необходимых марок, а за первые 10 дней сентября - уже 138 тыс. тонн. В беседе с корреспондентом Delo.UA старт поставок с начала сентября подтвердил и сам Тимченко.

Хотя у компании и были не афишируемые контракты, она, как и многие другие представители тепловой генерации, требовала от государства финансовой помощи. По словам Тимченко, ежемесячно на закупку угля генкомпаниям ТЭС понадобится около 2 млрд. грн.ь. Часть этих денег власть сумела обеспечить. Нацкомиссия по вопросам регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) заявила, что обеспечила ТЭС дополнительными 650 млн. грн., что позволит закупить уголь, необходимый до декабря 2014 года включительно. Для этого комиссия урезала тарифы оператору магистральных сетей «Укрэнерго», атомных станций «Энергоатому» и теплоэлектроцентралям на четвертый квартал. Но денег оказалось мало.

«Принятые решения не покрывают полностью себестоимость производства электроэнергии ТЭС. Необходим дальнейший диалог с национальным регулятором и принятие решения, чтобы обеспечить также тарифом тот объем сжигания угля, который мы увидим в течение следующих трех месяцев», - отмечал тогда Тимченко. По его словам, для прохождения зимнего периода необходимо около 3,7 млрд. грн., тогда как на рынке есть только около 1,7 млрд. грн. - из-за неуплаты оператора оптового рынка электроэнергии «Энергорынка» генерирующим компаниям, которая в целом составила 2,9 млрд. грн. (из них 2,3 млрд. грн. - тепловой генерации).

Внешне причины финансовых просьб кажутся логичными - ДТЭК за первое полугодие получила 7,58 млрд. грн. убытка в сравнении с чистой прибылью 1,197 млрд. грн. за аналогичный период 2013 года. В компании основной причиной такого ухудшения показателя назвали убыток от курсовой разницы, составивший 8,646 млрд. грн. из-за девальвации гривни на 48%, из-за необходимости обслуживания валютных кредитов. В целом задолженность компании на 30 июня этого года составляла 39,15 млрд. грн., текущая - 12,47 млрд. грн. Вот только этот кредит - не последний. По информации источников Delo.UA на рынке, в октябре ДТЭК привлекла еще один - у российского банка ВТБ. Однако об условиях его предоставления ничего не известно. Максим Тимченко же не подтвердил наличие нового кредита, сославшись на то, что холдинг кредитуется у многих российских банков.

В целом же эксперты опасаются российского лобби в угольной сфере. Председатель Независимого профсоюза горняков Михаил Волынец отмечает, что часть угля со складов шахт, расположенных в зоне АТО, вывозится в РФ, и позже может быть продана в Украину. О пропаже угля еще в августе заявляли шахтеры «Красного партизана», входящего в структуру холдинга ДТЭК. Так, по их информации, было вывезено 5 тыс. тонн сырья.

В сентябре похожую информацию озвучивал и спикер СНБО Андрей Лысенко. «В зоне АТО на востоке Украины россияне начали грабить шахты и автоколоннами вывозить уголь в Россию. В частности, на шахте «Антрацит» и «Красный партизан», а также на соседних шахтах боевики украли около 15 тысяч тонн угля», - детализировал он. По информации источника Delo.UA в Минэнерго, украинский уголь в РФ продавался по цене 2000 грн./тонна. При том, что по данным ведомства, в Украине он стоил около 850 грн./тонна; уголь же из РФ предлагался по цене свыше 1350 грн./тонна. В ДТЭК вопрос о пропаже угля с шахт холдинга, а также его возможной перепродаже в Украину отказались комментировать.

В целом ситуация создается весьма непростая. На отопительный сезон ТЭС потребуется не менее 8,5-9 млн. тонн сырья, из которых Украина - при нынешней ситуации - сможет добыть в лучшем случае половину. Остальное придется обеспечивать за счет импортных поставок. Михаил Гончар, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ», отмечает, что проблемы с импортом из ЮАР могут быть обусловлены именно вмешательством российского лобби. Ведь в случае остановки морских поставок Украине волей-неволей придется перейти полностью на ресурс из соседнего государства, дабы избежать остановки электростанций на востоке, которые потребляют угли антрацитной группы, и как следствие - дефицита электроэнергии. «Попытки сорвать диверсификацию поставок угля в Украину выгодны не только российским поставщикам, но и украинским угольным «баронам». Также напрямую в этом заинтересован и ДТЭК», - допускает эксперт. Это неудивительно - в кулуарах Минэнерго говорят, что российские контрагенты здесь не в почете, особенно с учетом попыток продать ресурс по завышенной цене.

А вот украинская компания, которая к тому же импортирует уголь и для себя - вполне удачный партнер для государственных ТЭС. Более того, именно Максим Тимченко выступает главным переговорщиком с правительством по вопросам импорта угля и его финансирования со стороны тепловой генерации, что также наталкивает на определенные размышления. Тезис о заинтересованности холдинга Ахметова в «переключении» всех импортных потоков на себя подтвердили и источники Delo.UA в Администрации президента.

В случае реализации «захвата» импорта одной компанией слова Тимченко, произнесенные на саммите YES - что Украина зависит от РФ теперь не только в поставках газа, но и в поставках угля - могут стать действительно реальностью. Вот только, похоже, зависеть украинская тепловая энергетика будет не только от северного соседа, но и от конкретных структур уже внутри страны.

Любовь Петрушко, Любомира Ремажевская

13.11.2014 г.


Источник: Дело
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов