Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
КоммерсантЪ
07.05.2008 :: 12:01
Туристы заплатят за дорогую нефть

Авиакомпании повышают топливные сборы перед отпускным сезоном

В конце апреля все крупнейшие американские авиакомпании сообщили об убытках по итогам первого квартала. Главные причины - рост цен на нефть и замедление американской экономики. Рост цен на нефть оказывает существенное давление и на бизнес европейских авиакомпаний. По мнению наблюдателей авиаиндустрии и туристического рынка, в преддверии отпускного сезона это приведет к повышению цен на авиабилеты и введению платы за услуги, которые раньше были бесплатными. Некоторые авиакомпании уже начали поднимать топливный
сбор.

Авиакомпании загнаны в угол

В конце апреля ведущие авиакомпании США сообщили о значительных убытках за первый квартал 2008 года. Убытки AMR, владеющей American Airlines, составили $328 млн., убытки Continental Airlines - $80 млн., United Airlines - $537 млн. Чистый убыток Delta Air Lines составил $274 млн., Northwest Airlines - $191 млн. Как сказал главный финансовый директор Northwest Airlines Дейв Дэвис, «эти результаты отражают текущую нестабильность авиаиндустрии и те сложности, с которыми сталкиваются авиакомпании из-за неконтролируемого увеличения расходов, например на топливо». Действительно, в течение прошедших трех месяцев цена на нефть составляла $100-110 за баррель, а сейчас вплотную подобралась к $120. Заместитель декана Embry-Riddle Aeronautical University (Дайтона-Бич, штат Флорида) Дона Роудз в интервью «Ъ» сказала, что расходы на топливо составляют 30% всех расходов авиакомпаний. По данным авиакомпаний, стоимость топлива за прошедший год выросла на 50%. По словам Дэвида Свиренги, президента авиационной консалтинговой компании AeroEcon, если цена на нефть в этом году будет составлять в среднем $110 за баррель, то годовые расходы авиакомпаний на топливо увеличатся на $19,3 млрд. по сравнению с прошлым годом.

Впрочем, цены на нефть не единственная головная боль авиакомпаний. В беседе с «Ъ» Мишель Грант, аналитик туристического рынка международной исследовательской компании Euromonitor International, уточнил, что американские компании вынуждены работать в условиях слабеющей экономики, а это чревато падением спроса. Мишель Грант указал также, что Федеральное управление гражданской авиации США до июня этого года проводит проверку всех авиакомпаний, в ходе которой могут происходить дополнительные отмены рейсов, так как самолеты будут находиться на техническом обслуживании или на осмотре.

Проблемы американских авиакомпаний выходят на первый план еще и потому, что некоторые из них не так давно вышли из состояния банкротства, к которому их привел общий кризис авиаиндустрии, начавшийся после терактов 11 сентября 2001 года. Когда авиакомпании находились под судебной защитой от кредиторов, они не могли покупать новые самолеты и были вынуждены использовать устаревшие модели самолетов, которые расходуют на 25-40% больше топлива, чем современные модели, поэтому рост цен на нефть американцы ощущают сильнее многих своих конкурентов.

Европейские авиакомпании чувствуют себя несколько лучше - в первом квартале Lufthansa объявила о том, что ее прибыль составила €57 млн. Но рост цен на нефть оказывает огромное давление и на европейцев. В первом квартале этого года Lufthansa потратила на топливо €1,07 млрд., что на 42% больше, чем в первом квартале прошлого года. По подсчетам самой авиакомпании Lufthansa, она потратит €5,26 млрд. в 2008 году, что на 36% больше, чем в прошлом году. «Для нашей авиакомпании увеличатся проблемы, вызванные ростом цен, в частности цен на топливо, и неопределенной экономической ситуацией»,- заявила Lufthansa.

Авиакомпании ищут выход

Эксперты уверены, что для выхода из сложившейся ситуации авиакомпаниям необходимо применить сразу несколько антикризисных мер. Одной из таких мер может стать консолидация, «Ъ» писал об этом 12 февраля. Примером может служить недавнее слияние американских Delta Air Lines и Northwest Airlines, а также приобретение немецкой Lufthansa контрольного пакета британской BMI British Midland. Как заметил Ван Кордл, гендиректор американской компании AirlineForecasts, «если цены на нефть в течение года не опустятся ниже $100-120, авиаиндустрию ожидает массовая реструктуризация». Правда, аналитик лондонской исследовательской компании BGC Partners Уилдон Говард сообщил «Ъ», что этот процесс может протекать не очень быстро, так как многие компании надеются, что «кто-то из их конкурентов может разориться и тогда не придется брать на себя расходы и риск, связанные со слиянием».

Более простым способом снизить расходы и компенсировать рост цен на нефть может стать повышение топливных сборов. На прошлой неделе генеральный директор Delta Airlines Ричард Андерсон заявил, что американским авиаперевозчикам для покрытия своих расходов придется поднять цены на билеты на 15-20%. Мишель Грант из Euromonitor International сообщила «Ъ», что в среднем цены на услуги авиакомпаний только в США могут вырасти на 10%. Впрочем, Уилдон Говард из BGC Partners считает, что по результатам прошедшего года можно говорить о «стремлении к выживанию»: для покрытия расходов на топливо авиаперевозчикам надо было поднимать цену на билеты на 50% в прошлом году, но в итоге цены выросли только на 15%, поскольку компании справедливо опасались потерять клиентов. По мнению Доны Роудз, авиакомпании других стран в ближайшее время последуют примеру американских компаний. Уже вчера крупнейший австралийский авиаперевозчик Qantas объявил, что с 9 мая поднимает топливный сбор на внутренних рейсах на 3,5%, на международных - на 3%. По данным австралийской прессы, о повышении топливного сбора в ближайшее время объявит и второй по величине австралийский авиаперевозчик Virgin Blue.

Кроме этого авиакомпании могут ввести дополнительную плату за услуги, которые раньше были бесплатными. Например, за возможность выбрать место при покупке билета или за вторую единицу багажа. Так, US Airways сообщила, что за возможность выбрать место у окна или у прохода необходимо будет заплатить по меньшей мере $5. Гендиректор United Airlines Гленн Тилтон сказал на пресс-конференции, что за вторую единицу багажа пассажиры должны будут платить $25, благодаря чему компания будет ежегодно получать дополнительные $175 млн. Аналитик Мишель Грант предполагает, что на борту самолетов будет больше рекламы (ирландская авиакомпания Ryanair уже практикует это). Однако, как отметил финансовый директор United Airlines Джейк Брейс, эти меры принимаются для того, чтобы «попытаться справиться с растущими ценами на топливо, но каковы будут последствия применения этих мер - станет ясно позднее».

Обратная сторона антикризисных мер

Впрочем, чрезмерное увлечение антикризисными мерами может породить новые проблемы. При высоком росте цен на авиабилеты спрос на услуги авиакомпаний может упасть. Проанализировав поведение этого сектора рынка за 35 лет, во время периодов экономического расцвета и упадка, аналитик Ван Кордл из AirlineForecasts пришел к выводу, что в среднем при росте цен на авиабилеты на 1% спрос падает на 1,2%. Однако это соотношение может меняться в зависимости от конкретной авиакомпании и от того, в какой стадии экономического цикла находится та или иная страна. Так, во время экономического расцвета в США в 1999 году повышение цен на услуги авиакомпаний не очень сильно сказывалось на спросе. Если его наблюдения верны, то в нынешних условиях слабой экономики увеличение цен на билеты и топливных сборов американскими авиакомпаниями должно повлечь за собой падение спроса, несмотря на обычное увеличение пассажирского потока летом.

Одна надежда на демпинг

Постоянное подорожание авиаперевозки - одна из ключевых проблем отечественной туротрасли. Дело в том, что из-за географического положения России авиаперелет является обязательной составляющей подавляющего большинства «пляжных» туров за границу, тогда как в Европе туроператоры зачастую продают лишь номера в отелях Греции, Испании, Италии, Хорватии, а до места отдыха турист добирается самостоятельно. Сегодня доля авиаперевозки в стоимости тура достигает от 30% до 50% в зависимости от направления (см. интервью на этой странице).

Рост расценок на авиатопливо не мог не сказаться на стоимости туров. К примеру, еще в марте туроператор TUI Mostravel Russia известил своих агентов, что с апреля доплата за авиабилет на любой из курортов Египта составит $40 с человека, а в Анталью - $100 с человека. Топливный сбор на все рейсы авиакомпании «Трансаэро» в Доминиканскую Республику с июня составят $100, а с конца апреля все авиабилеты в Тунис подорожают на $50, предупреждал еще месяц назад туроператор ICS Group.

Туры будут дорожать и дальше в течение всего летнего сезона, рост может составить 30%, предсказывало в апреле отраслевое информагентство «Турпром». Так и вышло: как уже сообщал «Ъ» 4 мая, с этого месяца авиатопливо подорожало на очередные 12,3%. Отечественные авиакомпании, обеспокоенные возможным снижением пассажиропотока, даже обратились с предложением к премьер-министру Виктору Зубкову сделать ценообразование авиатоплива более прозрачными и централизовать его продажи (см. «Ъ» от 5 мая). С инициативой выступил и Российский союз туриндустрии (РСТ). В письме, направленном в ФАС, Роспотребнадзор и Федеральную службу воздушного транспорта, президент РСТ Сергей Шпилько предложил ввести мораторий на увеличение стоимости авиабилета за месяц или хотя бы за 20 дней до даты вылета. «Даже если этот мораторий будет введен, то как только срок его действия закончится, цены на авиабилеты резко взлетят, что негативно скажется на всем российском туррынке»,- полагает директор по маркетингу сети турагентств «Горячие туры» Сергей Казаков.

Впрочем, в условиях стремительно дорожающей перевозки на отдельных направлениях туроператоры предлагают туры по рекордно низким ценам. Так, специализирующийся на турах в Грецию оператор «Пантеон» (51% в феврале приобрела компания «Натали Турс») 29 апреля опубликовал у себя на сайте спецпредложение на отдых на островах после майских праздников. В отдельных отелях Крита стоимость недельного тура (перелет авиакомпанией «Ямал» из Домодедово) варьировалась от €239 до €315 с человека. При этом, как отмечает отраслевое агентство «Банко», себестоимость только авиаперевозки на Крит составляет €350. Такие цены стали возможны благодаря высокой конкуренции на отдельно взятом греческом направлении. О выходе на него в этом сезоне объявили «Натали Турс», Tez Tour, TUI Mostravel Russia. «Операторы демпингуют, чтобы отвоевать свою долю на направлении,- объясняет господин Казаков.- В разгар летнего сезона таких спецпредложений будет еще больше».

Седа Ъ-Егикян, Сергей Ъ-Соболев

«Перевозка на импортной технике могла бы быть дешевле, но она в дефиците»

Отличительной особенностью российского туррынка является значительная доля - от 30% до 50% - авиаперевозки в стоимости тура. Вице-президент Ассоциации туроператоров России и гендиректор компании «Спектрум» ЕВГЕНИЯ КОНКОЛЬ рассказала «Ъ», как растут цены на авиабилеты в России и как на это реагируют туристы.

- Какова доля авиаперевозки в стоимости недельного тура на самых популярных направлениях - Турции и Египта? Возьмем для примера следующую неделю, когда идет спад после майских праздников.

- Сегодня стоимость авиабилета в Турцию составляет около $300-310. Это приблизительно на $100 дороже, чем в прошлом году перед началом летнего сезона. Если брать недорогой отель, то в середине мая доля авиаперевозки в стоимости тура достигает 40-45%. На египетском направлении эта доля даже больше - до 50%. Сегодня авиабилет в Египет стоит около $415-430, что на $120 дороже, чем ровно год назад. То есть авиаперевозка в Турцию за год подорожала на 50%, в Египет - где-то на 40%.

- Сколько стоит сегодня авиаперевозка на европейских направлениях?

- Цены на чартеры и регулярные рейсы в Европу всегда выставляются в евро, поэтому рост не такой впечатляющий,- 20-25%. В среднем билет в Барселону после майских праздников будет стоить €325-345. Доля авиаперевозки в стоимости тура составляет около 35%. Италия дешевле - порядка €295 на массовых направлениях, прежде всего это Адриатика. Сардиния - уже где-то €385-395.

- Какова сейчас стоимость билета на чартерном рейсе в Таиланд, в Паттайю?

- Примерно $870-890. Таиланд - это как раз то направление, где доля авиаперевозки превышает 40% в стоимости тура.

- Такой высокий показатель - отличительная особенность российского туррынка?

- Проблема в том, что сегодня российским авиакомпаниям не хватает иностранной техники. Российские самолеты потребляют больше топлива, чем «Боинги» и аэробусы. В принципе перевозка на импортной технике могла бы быть дешевле, но она в дефиците. Соответственно, при небольшом предложении и ажиотажном спросе цены очень высоки.

- Высокие цены на авиаперевозку как-то сдерживают турпоток?

- За последние годы скачок цен - и достаточно существенный - наблюдался везде. Пока подорожание авиаперевозки не очень сильно сказалось на спросе. Возможно перераспределение турпотока между направлениями, но не думаю, что оно будет существенным. Все популярные сегодня направления хорошо продаются. Правда, уже второй год подряд туроператоры фиксируют, что не так хорошо, как раньше, продаются майские праздники. Уже нет того всплеска продаж, как было еще три-четыре года назад. Спрос достаточно равномерный по сравнению с апрелем и июнем. Но, наверное, тут основная причина - сокращение числа выходных.

- Как реагируют туристы на повышение топливного сбора, когда им приходится доплачивать за ранее приобретенный тур лишние $40-100?

- Топливные сборы активно растут уже больше года, так что туристы к этому уже привыкли. Но поначалу, конечно, было много с их стороны нареканий, особенно перед Новым годом, когда был беспрецедентный рост цен на топливо, а большинство туров уже было распродано. Операторам и агентствам тогда пришлось разъяснять клиентам, что их вины в удорожании туров нет.

Интервью взял Сергей Ъ-Соболев

«При резком повышении цен авиакомпании рискуют потерять клиентов, что, в свою очередь, приведет к уменьшению выручки»

Джон Шолле, авиационный аналитик международной исследовательской компании Global Insight

- Насколько выросли расходы на топливо для авиакомпаний?

- С начала 2004 года цены на топливо увеличились втрое. Особенно быстро цены начали расти после того, как в марте цена на топливо подскочила на 13%. В среднем цена топлива в первом квартале 2008 года была на 16,5% выше, чем средняя цена в четвертом квартале 2007 года.

- Насколько авиакомпаниям необходимо увеличить цены на билеты?

- Авиакомпании, конечно, хотели бы увеличить цены настолько, чтобы покрыть недавний скачок цены на топливо. Но, повышая цену слишком резко, они рискуют потерять клиентов, что, в свою очередь, приведет к уменьшению выручки. Когда цены станут слишком высокими, многие предпочтут путешествовать наземным транспортом или не путешествовать вовсе. Бизнесмены могут использовать телеконференции вместо того, чтобы лететь на деловую встречу. Если вместо 200 человек, которые покупают билеты по $300, будет только 170, которые купят билет по $340, выручка компании будет меньше. К тому же тогда, когда экономика находится в плохом состоянии, пассажиры более болезненно реагируют на цену. Поэтому авиакомпании пытаются увеличить выручку, не поднимая цен на билеты, за счет введения дополнительных сборов за сервисы, которые раньше были бесплатными.

- Какие еще меры могут использовать авиакомпании, чтобы избежать убытков?

- Если экономические условия не позволяют поднять цены на билеты на достаточный уровень, компании вынуждены сокращать объем перевозок, то есть отменить некоторые рейсы и использовать менее крупные самолеты. Вероятно, произойдет ряд слияний. Одним из возможных последствий этого станет уменьшение объема перевозок объединенной компании по сравнению с объемом перевозок этих же двух компаний до слияния.

- Какие негативные последствия могут иметь меры, к использованию которых вынуждены прибегать авиакомпании?

- Для потребителей это будут неудобства, связанные с необходимостью использовать другой вид транспорта, несмотря на то, что на самолетах относительно просто и быстро добраться из одного места в другое. Для самих компаний - слияния, которые всегда содержат элемент риска. Проблемы с сотрудниками, несовместимые компьютерные системы, разная корпоративная культура, контроль регуляторных органов - в результате всего этого сделка, которая казалась идеальной на бумаге, может закончиться неудачей.

Интервью взяла Седа Ъ-Егикян

07.05.2008 г.


Источник: КоммерсантЪ
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}