Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Эксперт-Украина
17.03.2008 :: 10:19
Турбинный тихоход

В январе «Турбоатом» - одно из крупнейших в мире турбостроительных предприятий - появилось в списке объектов, подлежащих приватизации в этом году. Но уже в конце февраля правительство отложило утверждение условий его продажи. Видимо, чтобы лучше подготовиться к конкурсу. В 1999-м государство уже продавало блокирующий пакет акций завода на некоммерческом конкурсе (тогда долю в 25,22% приобрела украино-андоррская торговая фирма АМП). Но поскольку в течение указанного в договоре купли-продажи срока бумаги так и не были выкуплены, они вернулись в собственность государства.

Желающих
поучаствовать в новой продаже «Турбоатома» хоть отбавляй. Претендентами на госдолю (75,22% акций) выступают миноритарий предприятия Константин Григоришин, российские промышленные группы «Базовый элемент», «Силовые машины» и «Росэнергомаш», а также европейские гиганты энергетического машиностроения корпорации Alstom, Siemens и крупные азиатские заказчики завода. Между тем генеральный директор ОАО «Турбоатом» Виктор Субботин уверен, что через несколько лет стоимость предприятия вырастет на порядок, если дать его команде возможность реализовать амбициозные планы.

Назад в будущее

Продукция уникального завода, создававшегося для обеспечения всего Советского Союза турбинами для гидро- и атомных электростанций, была востребована всегда. «Наше предприятие не останавливалось ни на день, даже когда другие заводы простаивали месяцами и годами», - с гордостью рассказывает Анатолий Бугаец, почетный генеральный директор «Турбоатома», руководивший им двадцать лет. В 80-х оборот этого предприятия составлял 200 млн советских рублей. Объем производства ежегодно увеличивался на 10-15%. Помимо турбин по прихоти чиновников приходилось выпускать и товары народного потребления: ножницы, кухонные ножи, подставки для телевизоров, корморезки для сельского хозяйства. Над технологиями производства ножниц на заводе, где все оборудование предназначено для изготовления деталей массой в сотни тонн, трудился специальный конструкторский отдел. Рабочие сами изготавливали станки, к примеру, для заточки ножей. Однако выполнить требования партии и правительства по объему выпуска этих изделий не удавалось. «В 90-х мы прекратили производство товаров народного потребления, поскольку рынки заполонила импортная продукция. Заграничные ножницы были лучше наших, хотя я и не хочу критиковать свою продукцию», - смеется Бугаец, до сих пор хранящий образцы непрофильных товаров в ящике рабочего стола.

В 1991 году впервые началось падение объемов производства: введенный в Украине и России запрет на строительство новых АЭС пошатнул стабильность турбостроителей. Только в нашей стране было законсервировано строительство Крымской, Одесской и Харьковской АЭС. Усугублял положение и общий промышленный кризис, вызванный распадом производственных связей между предприятиями бывшего Союза.

«Осознав, что крупных заказов ни в Украине, ни на рынке СНГ ждать не стоит, мы сделали акцент на дальнее зарубежье. Опыт имелся - наше оборудование уже полвека поставляется на внешние рынки. Были определенные заказы, которые находились в стадии выполнения. Переориентировавшись на экспорт, мы получали преимущество в виде своевременной оплаты поставок в твердой валюте», - вспоминает почетный генеральный директор. В Индию, Китай, другие страны Азии и Латинской Америки экспортировалось до 80% продукции, единичные заказы выполнялись для Европы. Благодаря такой политике в годы, когда многие промышленные предприятия работали по бартеру, а труд рабочих оплачивался бытовыми товарами и продуктами питания, харьковские турбостроители получали зарплату деньгами. В условиях нарушенной системы снабжения приходилось прикладывать огромные усилия, чтобы получить недостающие комплектующие для производства, к примеру, турбинные лопатки из Санкт-Петербурга. Кризис удалось преодолеть: с 1996 года объемы выпуска вновь стали расти. В том же году «Турбоатом» акционировали. Изначально 51% его акций были закреплены в госсобственности, из них 13,03% продали по льготной подписке, в том числе менеджменту, почти по 4% реализовали на сертификационном аукционе и фондовой бирже, а остальные ценные бумаги предполагали выставить на коммерческих конкурсах. Однако в итоге частным инвесторам досталось лишь 24,78% акций предприятия. Следующий год стал для «Турбоатома» годом упущенных доходов. Именно в 1997-м завод был вынужден свернуть работы по заказу российской компании «Зарубежатомстрой» в рамках Бушерского контракта (постройка АЭС в Иране), вызвавшего резонанс на международной политической арене.

Еще в 70-х годах прошлого века немецкие энергомашиностроители в иранском городе Бушер начали строить АЭС, рассчитанную на тихоходный вариант турбин. Через несколько лет в результате исламской революции у Западной Германии и США испортились отношения с Ираном. Строительство заморозили. Когда в 90-х решили достроить станцию, оборудование на нее согласились поставить только российские предприятия, однако они не могли обойтись без турбин харьковского завода. Он принял заказ, разработал проектную документацию и готовился приступить к изготовлению турбины, но в выполнение контракта неожиданно вмешались Соединенные Штаты. Поставки оборудования для атомных станций американское правительство приравнивало к развитию индустрии ядерного оружия в Иране.

Вашингтон рекомендовал Киеву отказаться от участия в Бушерском контракте, и президент Леонид Кучма принял соответствующее решение. «На этом заказе мы потеряли почти двести шестьдесят миллионов долларов, - сокрушается Бугаец, раскрывая старенькую папку с расчетами. - За разработку проекта предприятие рассчитывало получить свыше пяти миллионов долларов, а за поставку оборудования на четыре блока - около двухсот пятидесяти шести миллионов долларов. А если принять во внимание участие других украинских заводов - Запорожского трансформаторного, Николаевского трубного, харьковского ”Монолита», сумского завода ”Насосэнергомаш», металлургических комбинатов, которые должны были поставлять крупные поковки и отливки, отдельные детали и компоненты, то потери составили триста пятьдесят один миллион долларов.» В нынешнем году Россия заканчивает выполнение иранского контракта, в ближайшее время на Бушерской АЭС будет введен в эксплуатацию первый энергоблок. Завод «Турбоатом» так и не добился от государства денежной компенсации за понесенный ущерб.

Восток-Запад

Ни США, ни Западная Европа не заинтересованы в участии украинских и российских машиностроителей в поставках оборудования на свои электростанции. Харьковчане сделали это лишь раз, когда в 1998 году совместно с германской фирмой Noell изготовили гидрооборудование для ГЭС Boundary (США). Поэтому «Турбоатом» в основном ориентируется на рынки СНГ и развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Между тем продукция харьковского предприятия составляет 13% от общего объема поставок оборудования для АЭС в мире. Это четвертое место в сегменте атомного турбостроения после General Electric, Westinghouse (обе - США) и Alstom (Франция). Но обороты этих компаний и «Турбоатома» несопоставимы: в отличие от конкурентов - многопрофильных машиностроительных корпораций - отечественный монополист специализируется только на турбостроении.

Руководство «Турбоатома» уверяет, что харьковские турбины ни в чем не уступают, а порой и превосходят аналоги конкурентов. Начав в 1935 году с выпуска турбин мощностью 50 тыс. кВт, сейчас предприятие производит агрегаты мощностью до 1,1 млн кВт. При этом если Alstom продает турбину-миллионник за 140 млн евро, то аналогичное харьковское оборудование обойдется заказчику в те же 140 млн, но - долларов (сегодня это в полтора раза дешевле). Ассортимент продукции расширяется за счет разработки и производства турбин большей мощности.

«Турбоатом» на равных с американцами и европейцами участвует в международных тендерах на поставку оборудования для электростанций. Единственная проблема завода в том, что он не может поставлять такое оборудование под ключ. Не в состоянии это делать и все отечественные предприятия энергетического машиностроения вместе взятые. «В Украине не производятся энергетические котлы большой мощности, реакторы для АЭС, лопатки для паровых турбин. У нас даже нет крупных заводов по выпуску арматуры и трубопроводов», - говорит Бугаец. Это одна из причин, почему руководство «Турбоатома» против вхождения в различные государственные концерны. Кроме того, прибыльному игроку невыгодно объединяться с малорентабельными или убыточными предприятиями. Так, в 2006-м постановлением Кабинета министров была создана корпорация «Укрэнергомаш», в которую, кроме ОАО «Турбоатом», вошли его земляки: «Электротяжмаш», Харьковский государственный приборостроительный завод им. Т. Шевченко и Харьковский электромеханический завод. Но суд по иску миноритария «Турбоатома» - Мегабанка, подконтрольного Субботину и его семье, запретил корпорации продолжать деятельность. После этого право управления заводом получил другой госконцерн - «Укратомпром», который в конце прошлого года был ликвидирован новым правительством.

Чтобы получить комплексные заказы, приходится создавать консорциум с несколькими украинскими и зарубежными (чаще всего российскими) производителями. Так, в прошлом году в кооперации с компанией «Силовые машины» (Россия) завод «Турбоатом» выиграл конкурс на поставку двух турбин для мексиканской ГЭС La Yesca. Сумма контракта - 35,5 млн долларов.

Кроме изготовления новой продукции, у предприятия есть еще один источник поступлений, долю которых в общей структуре доходов компания не афиширует. Как правило, модернизацию, то есть улучшение качественных показателей эксплуатирующегося оборудования, осуществляет завод-производитель. В частности, «Турбоатому» удалось получить контракт на повышение мощности восьми турбин на АЭС Paks в Венгрии, входящей в десятку лучших электростанций мира. Эта станция оснащена харьковскими турбинами, работающими без капремонта уже 30 лет. В то же время модернизацию быстроходных турбин на отечественных Добротворской и Бурштынской теплоэлектростанциях проведет входящий в «Силовые машины» Ленинградский металлический завод (ЛМЗ). «Мы можем выполнить эту работу не хуже, но эти турбины изготовил Ленинградский металлический завод. Он уже поставил двести пятьдесят таких машин по всему миру, у него есть к ним готовые чертежи, запчасти», - поясняет Анатолий Бугаец. Он не слишком огорчен вторжением конкурента на свою территорию: львиная доля турбинна российских АЭС - харьковского производства. Из десяти российских атомных электростанций турбины украинского предприятия установлены на восьми (44 турбины производства «Турбоатома» и всего одна - ЛМЗ). Мощности Ленинградского завода не позволяют изготовлять более популярные турбины медленного вращения, а «Турбоатом» может выпускать и быстроходные, и тихоходные модели.

Согласно энергетической стратегии РФ, до 2020 года в стране построят 26 новых ядерных энергоблоков, но основной упор будет сделан на продление срока службы действующего оборудования. По расчетам российских исследователей, только в ближайшие три года на осуществление этих планов потратят от 25 до 40 млрд долларов. Скорее всего, основная часть заказов на модернизацию и новое строительство турбин достанется «Турбоатому».

Недавно российский холдинг «Атомэнергомаш» создал с компанией Alstom совместное предприятие для организации выпуска тихоходных турбин на своей территории - в Подольске. Россияне намерены запустить производство через три года. Однако, по мнению гендиректора «Турбоатома» Виктора Субботина, их планы слишком оптимистичны. «Учитывая объем проектных и строительно-монтажных работ, изготовление необходимого станочного парка, это невозможно сделать и за пятилетку. От начала проектирования до ввода в эксплуатацию завода пройдет около десяти лет. Кроме того, на заводе должны работать люди соответствующей квалификации, которых еще нужно подготовить», - говорит Субботин. В ближайшее десятилетие у «Турбоатома» есть все шансы сохранить монопольное положение. Это время нужно использовать для максимального развития бизнеса.

Амбиции и планы

В 2007-м чистая прибыль «Турбоатома» увеличилась в полтора раза по сравнению с предыдущим годом. Выручка от реализации составила 373,4 млн гривен (это 121% от показателя 2006-го). Такие результаты новое руководство предприятия считает своей заслугой. В прошлом году должность генерального директора завода занял Виктор Субботин - один из учредителей харьковского Мегабанка, миноритарного акционера и партнера «Турбоатома». «Когда Анатолий Бугаец стал народным депутатом, исполняющим обязанности гендиректора был назначен его первый заместитель Евгений Белинский. Вскоре Бугаец констатировал, что положение дел на заводе резко ухудшилось, и предложил мне возглавить предприятие. Работая в банке, я постоянно контактировал с ”Турбоатомом», хорошо знал ситуацию на заводе, его основные проблемы и задачи», - рассказывает Субботин. Приняв предложение, он привел свою команду управленцев. Теперь подводит первые итоги работы: «Мы снизили себестоимость продукции, убрав всех посредников, которые стояли на пути к сырью и материалам, а также мешали сбыту готового оборудования. Показав потребителям реальный уровень затрат, мы увеличили стоимость действующих контрактов». По словам менеджера, раньше договоры на поставку продукции заключались через фирму, оформленную на сына Евгения Белинского. «Если маржа чистой прибыли (соотношение чистой прибыли и выручки) за год увеличилась вдвое, значит, до этого момента денежные потоки шли другим путем. Часть прибыли могла оседать вне компании. Такие махинации возможны при работе с экспортными контрактами», - подтверждает слова Субботина аналитик одного из украинских инвестбанков. Специалисты фондового рынка считают Белинского человеком Константина Григоришина, которому принадлежат 15% акций «Турбоатома». Поэтому бизнесмен и возражал против смены руководства, созывая внеочередные собрания акционеров, обращаясь в суды и к представителям власти.

Именно Григоришин больше всех заинтересован в приватизации «Турбоатома», чтобы вернуть контроль над предприятием. Субботин и Бугаец занимают противоположную позицию: как минимум в ближайшие два-три года продавать завод нецелесообразно. За это время Субботин берется повысить нынешнюю стоимость компании (по разным оценкам, составляет от 300 до 520 млн долларов) в несколько раз. Однако фондовые аналитики воспринимают такие заявления скептически. «Нынешняя капитализация уже учитывает повышение в 2010 году продаж предприятия в 3,2 раза и чистой прибыли - в 3,5 раза по сравнению с 2007-м. Стоимость компании значительно увеличится только в том случае, если она будет демонстрировать еще более высокие темпы роста», - считает аналитик инвестиционной компании (ИК) Concorde Capital Инна Перепелица. С ней согласен и аналитик ИК Galt & Taggart Securities Ukraine Алексей Некраса: «Для повышения рыночной капитализации необходимо показать твердые заказы на продукцию. Чтобы стоимость компании поднялась до трех миллиардов долларов, нужно иметь портфель заказов от одного до полутора миллиардов долларов. Пока в портфеле ”Турбоатома» подтвержденных договорами заказов всего на миллиард гривен, и они рассчитаны на три года».

Физические объемы производства ОАО «Турбоатом»

Субботин не сдается: «Если мы завершили 2007-й с объемом производства в триста пятьдесят миллионов гривен, то в этом и следующем году можем освоить не менее четырехсот миллионов. То есть в течение двух лет мы выполним существующие заказы и заключим новые договоры». Уже в первом квартале 2008-го завод рассчитывает получить заказы на поставку оборудования для двух энергоблоков атомных электростанций, которые строятся в Индии. У предприятия хорошие перспективы в странах Латинской Америки - Мексике и Аргентине. Чтобы повысить производительность, в ближайшие полтора года ОАО «Турбоатом» намерено перейти на трехсменный график работы (сейчас большая часть оборудования работает в одну смену).

Кроме того, Субботин принял решение о техническом переоснащении компании. Станочному паркууже больше трех десятков лет. «Нашим узким местом является производство турбинных лопаток. В советское время реконструировать его не успели, а позже было не до того. Мы сильно зависим от поставок ЛМЗ, получая заготовки из Санкт-Петербурга», - говорит Субботин. Общий объем вложений в ремонт и замену оборудования составит 100 млн долларов, из них 50 млн - инвестиции в создание лопаточного производства. Часть денег предприятие собирается получить от инвесторов, однако сперва будет использовать собственные оборотные средства. Так, недавно завод подписал контракт на поставку двух токарных станков для обработки лопаток со швейцарской фирмой Liechti.

Субботин также обзавелся лобби на государственном уровне. В феврале секретарь Совета национальной безопасности и обороны Раиса Богатырева заявила, что реальная стоимость «Турбоатома» составляет не менее трех миллиардов долларов, и высказалась против продажи этого объекта по заниженной цене. С этим мнением согласен и один из потенциальных претендентов на покупку компании - концерн «Росэнергомаш». «Предложенные сроки не позволяют ни предприятию, ни участникам конкурса качественно подготовиться к его проведению. В частности, чтобы определить цену, которую тот или иной участник будет готов заплатить за выставленный пакет, необходимо провести серьезную исследовательскую работу и финансовый анализ. Но сделать это за такой короткий период невозможно. К тому же мы считаем, что сейчас предприятие недооценено. Управленцы ”Турбоатома» разработали стратегию, как в 2008-2009 годах увеличить долю рынка компании, повысить оборот и прибыльность бизнеса. Реализация этих планов поднимет рыночную стоимость завода», - заявил «Эксперту» президент концерна «Росэнергомаш» Владимир Палихата. Неизвестно, чей голос стал решающим, но Кабинет министров отложил утверждение плана приватизации «Турбоатома» на неопределенный срок.

Возможно, отсрочка нужна Субботину, чтобы самому успеть собрать средства для покупки госпакета или попробовать поучаствовать в конкурсе вместе с партнером - тем же «Росэнергомашем». А может, все дело в менеджерских амбициях. Новый собственник, скорее всего, сменит руководство и будет развивать «Турбоатом» по своему усмотрению. Субботин вряд ли получит еще одну возможность руководить промышленным предприятием такого масштаба, а Анатолий Бугаец в случае приватизации утратит свое большое влияние на завод. К тому же год назад повысить эффективность компании обещал и Белинский. Он тоже строил планы по модернизации и кратному росту продаж в течение нескольких лет. Насколько эффективным окажется новый менеджмент, покажут финансовые и производственные результаты 2008-го. Если вероятность их роста высока, государству стоит повременить с приватизацией «Турбоатома» еще хотя бы год. Риски потерять в деньгах небольшие - судя по портфелю заказов, стоимость предприятия за это время не снизится. Продукт в несколько этажей

Турбина - это привод для вращения генератора электростанции. Генератор вырабатывает электроэнергию, которая затем подается в электросети. В зависимости от субстанции или стихии, которая приводит их в действие, турбины бывают паровыми, газовыми, гидравлическими и ветровыми. На АЭС традиционно используются паровые турбины, они бывают двух видов. Так называемые тихоходные турбины превосходят классические быстроходные по массе и габаритам, однако считаются более надежными за счет низкой скорости вращения основного элемента - валопровода (1500 оборотов в минуту против 3000 оборотов для быстроходного варианта).

На территории СНГ только завод «Турбоатом» производит тихоходные турбины. Их средняя масса - 3000 тонн, поэтому готовая продукция транспортируется на большие расстояния по морю. Турбину в разобранном виде погружают на судно и отправляют в порт государства-заказчика, а уже оттуда сухопутным транспортом доставляют на электростанцию. Инженеры «Турбоатома» осуществляют техническое сопровождение оборудования, следят за монтажом, наладкой и вводом турбины в эксплуатацию.

Только для стратегов

Алексей Некраса, аналитик инвестиционной компании Galt & Taggart Securities Ukraine:

- За год котировки акции «Турбоатома» по предложениям покупки выросли на 74,6% (с 3,35 до 5,85 гривни) и на 79,5% - по предложениям продажи (с 3,70 до 6,64 гривни). Однако назвать его бумаги ликвидными пока нельзя. Так, в прошлом году среднедневной объем торгов акциями этого предприятия составил всего сто тысяч гривен, а, скажем, завода «Мотор Січ» - четыре миллиона гривен.

При нынешней рыночной цене капитализация «Турбоатома» составляет 523,3 млн долларов. По сравнительным показателям (P/S = 4,5; EV/EBIDTA = 26; P/E = 37,9) это предприятие выглядит значительно дороже ОАО «Мотор Січ» (P/S = 1,6; EV/EBIDTA = 6,3; P/E = 10,5). Сравнительные показатели базируются на наших прогнозах финансовой деятельности компаний в этом году. Такая высокая капитализация «Турбоатома» связана с ожиданиями увеличения продаж и возможной реализацией государственной доли предприятия. При этом в цену также будет заложена премия за контроль над «Турбоатомом». Текущая рыночная стоимость завода вполне справедлива для стратегического инвестора, тогда как для портфельного с горизонтом инвестиций в один год мы считаем акции переоцененными.

Диктат производителя

Геннадий Туранов, генеральный директор ООО «Востокэнерго»:

- Турбины всех четырех энергоблоков Зуевской теплоэлектростанции выпустил завод «Турбоатом», поэтому и запасные части для них мы покупаем у харьковского предприятия. Этим турбинам уже двадцать пять лет, а у нас до сих пор находится шеф-инженер «Турбоатома» - производитель продолжает сопровождать свое оборудование. Это свидетельствует о высокой ответственности относительно деловых договоренностей. За время нашего сотрудничества завод выполнял все работы в оговоренный срок и даже раньше. Так, реконструкцию второго блока Зуевской ТЭС, тендер на которую в прошлом году выиграл «Турбоатом», благодаря конструктивной и гибкой позиции предприятия, скорее всего, мы закончим на месяц раньше.

Что касается ценовой политики, сейчас спрос на рынке крупного энергетического машиностроения превышает предложение, поэтому компании-изготовители диктуют свою политику. Сейчас действует рынок производителей, а не заказчиков. У европейских предприятий заказы расписаны на семь-десять лет вперед. Даже с учетом того, что «Турбоатом» постепенно поднимает цены, они все еще находятся в приемлемом диапазоне. Поэтому завод и выиграл тендер на реконструкцию второго блока Зуевской ТЭС - его предложение оказалось самым конкурентоспособным.

Одним из недостатков предприятия, на мой взгляд, является слабая, неагрессивная маркетинговая политика - из-за этого оно теряет заказчиков. Сейчас мы лучше осведомлены о новых технологиях компаний Siemens и Alstom, а не «Турбоатома». Сотрудники завода должны приезжать, рассказывать, приглашать на конференции украинских специалистов, ведь знать о новых разработках нам просто необходимо.

Нелли Вернер

17.03.2008 г.


Источник: Эксперт-Украина
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}