Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

20.10.2019 :: 16:17

В Иране произошел пожар на крупнейшем нефтезаводе
20.10.2019 :: 12:38

Опубликован закон об отмене перечня запрещенных к приватизации объектов
20.10.2019 :: 11:50

Установлен рекорд самого длинного беспосадочного коммерческого авиаперелета
20.10.2019 :: 11:44

Экс-глава «Укравтодора» заявил, что выиграл дело против НАПК
20.10.2019 :: 11:38

Погода на 20 октября - на большей части территории Украины солнечно, температура до +24
19.10.2019 :: 12:14

Итальянский лоукостер откроет пять новых маршрутов из Украины



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Дело
20.08.2014 :: 10:24
Трубные войны: как «Газпром» может поссорить Европу

В Европе с приближением отопительного сезона разгораются и политические скандалы, связанные с газом. В начале августа в Еврокомиссии потребовали, чтобы Болгария и Сербия заморозили все проекты по сооружению на своей территории российского газопровода «Южный поток». В ответ правительства этих стран заявили, что они пока не могут полностью отказаться от его сооружения, так как велика вероятность, что зимой газ через Украину не придет и может повториться ситуация 2009 года, когда часть стран Восточной Европы осталась без тепла из-за противостояния Киева и Москвы.

В Брюсселе же
считают, что новый газопровод еще больше усилит зависимость ЕС от российского газа, что сейчас недопустимо. Еще в прошлом году, по данным Eurostat, общее количество газа из России в европейском потреблении составило более 25%. А некоторые страны, такие как Болгария, Словакия или Венгрия, на 80% зависят от поставок газа с Востока.

Доливает масла в спорный огонь и тот фактор, что значительную часть европейской «трубы» будет строить компания российского миллиардера Геннадия Тимченко, против которого, как представителя внутреннего круга президента Владимира Путина, в США и ЕС ввели санкции. Его прибыль от данного проекта может составить до 5 млрд. евро.

При этом пока в ЕС не знают, как именно заменить российский газ. Так как поставки с месторождений Северной Африки до сих пор не налажены и не понятно, позволит ли гражданская война в Ливии довести потребление африканского газа в Европе к уровню 2010 года в 5% от общего объема. Потому многие эксперты, считают, что Брюссель к началу отопительного сезона будет вынужден либо снять запрет на строительство «Южного потока» либо найти новый путь получения дешевого газа.

Но пока Южная и Северная части ЕС опять вступили в конфронтацию по поводу того, кто имеет право решать энергетическое будущее региона. И тут уже не так важен даже фактор войны в Украине и российских санкций - это один из этапов в долгой борьбе, когда Брюссель пытается построить четкую структуру энергетической безопасности ЕС.

Политика за бортом энергетики

Когда конфликт в Украине только начинался, и в Брюсселе и Вашингтоне звучали первые робкие голоса, обвиняющие Россию в подпитке сепаратистских сил, Москва попыталась сплотить своих сторонников в ЕС. Министр иностранных дел Сергей Лавров посетил страны Восточной Европы и договорился, что они не станут блокировать строительство нового газопровода по политическим причинам.

В ходе этого визита Болгария, Сербия и Австрия согласились активизировать строительство «потока». «Эти страны в 2009 году почти неделю сидели без газа и потому были готовы пойти против Брюсселя, чтобы это больше не повторилось», - говорит Delo.UA Джон Вилкинс из European Union Institute for Security Studies. По его словам, тогда в самом ЕС не рассчитывали, что дело дойдет до сбивания гражданских самолетов над Украиной и затяжной войны.

Наконец, проект стоимостью в 22 млрд. евро принес бы этим странам новые рабочие места и рост экономики. Это было бы очень актуально на фоне того, что рост общего ВВП ЕС в этом году едва ли преодолеет отметку в 1%. В Сербии даже согласились отдать России часть акций национальной нефтяной компании и право на разработку месторождений нефти в Воеводине в обмен на част акций «потока». В Греции также говорили о том, что готовы начать строительство, если Россия гарантирует постоянные поставки газа.

Но уже через несколько недель ситуация изменилась: в Брюсселе заговорили о том, что сам газопровод нарушает антимонопольное законодательство союза и его строительство должно быть заморожено. Основной аргумент европейцев в том, что страны, по территории которых пройдет «труба», не будут полностью его контролировать. На это в Москве отвечают, что «Газпром» будет владеть 50% акций «Южного потока». По мнению российских представителей, это идентично «Северному потоку», и тогда это не волновало политиков в Брюсселе.

Видимо в ЕС не хотят, чтобы Россия начала напрямую поставлять более 63 млрд. кубических метров газа в год в Южную Европу, и тем самым поставила ее в полную зависимость от себя. Такой же позиции придерживались и в США. В августе в Болгарию прибыла делегация американских конгрессменов, которые пытались убедить Софию в том, что лучше построить терминал по выгрузке сжиженного газа. В итоге, в Еврокомиссии заявили, что, в случае строительства «потока», Болгария может потерять деньги на модернизацию энергосектора, которые ей выделяет ЕС, а это около 800 млн. евро в год.

Эти аргументы пока оказались достаточно действенными, и в правительстве Болгарии приостановили строительные работы, отметив, что проект будет разморожен только при соответствии требованиям Еврокомиссии. Правда, никто не знает, откуда взять газ этой зимой.

Трансконтинентальная альтернатива

Сейчас, по мнению экспертов, у Европы есть не так много времени, чтобы остановить строительство газопровода и не сидеть без топлива зимой. Первый вариант - налаживание поставок из Африки. В 2010 году, еще до начала Арабской весны, в ЕС обсуждали программу капиталовложений в месторождения Ливии и Алжира, а также прокладку транссредиземноморского газопровода с мощностью минимум 40 млрд. кубометров в год.

Но в Африке началась война, а исламские террористы начали постоянно захватывать месторождения газа и блокировать их работу. В Европе попытались договориться с ливийскими повстанцами, но поняли, что они не контролируют всю территорию страны, и отказались от идеи вкладывать деньги в газовые месторождения Африки. По крайней мере, пока.

Второй вариант заключается в импорте сланцевого газа из США. Действительно, по словам главы Международного энергетического агентства Марии Ван Дер Хювен, к 2020-му Америка вполне может стать значительным экспортером газа и даже покрыть до 30% всех потребностей Европы. Но это пока только предварительные планы. Тем более, по мнению, Джона Вилкинса, далеко не все страны имеют инфраструктуру для приема и передачи этого газа. Потому в Южной Европе эту идею поддерживают, но в отдаленной перспективе.

Наконец, третий путь - это поступиться политикой и продолжить строительство «Южного потока». «В Европе никто особо не хочет этого. Усилить зависимость от России - это плохая перспектива. Но пока единственная», - говорит член британского парламента Девид Ховел. Он считает, что в конфликте за «поток» также очень важно, что страны Южной Европы считают, что в их дела вмешивается Брюссель и Берлин, которые уже обеспечили себя газом через «Северный поток».

Сейчас конфликт между двумя частями ЕС идет не только в газовой сфере. На юге не нравится идея создания единого бюджета ЕС или введение фискальной консолидации. Потому и другие инициативы Брюсселя воспринимаются негативно. Противостояние может пойти дальше, если к зиме ситуация в Украине не стабилизируется и перед Балканскими странами встанет реальная перспектива остаться без газа.

Иван Морозовицкий

20.08.2014 г.


Источник: Дело
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов