Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Экономические известия
27.02.2008 :: 10:51
Труба под надзором

Глава Минтопэнерго Юрий Продан стал первым спикером в правительстве Юлии Тимошенко, который заговорил о конкретных мерах по обеспечению конкурентных преимуществ нашей газотранспортной системы. Но инициативность министра, по мнению экспертов, не спасет трубу от закулисной борьбы за право ее контролировать. Такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока не прояснится судьба Международного консорциума по управлению и развитию ГТС Украины, созданного в 2002 г. на паритетных началах НАК «Нефтегаз Украины» и ОАО «Газпром».

С самого начала у учредителей не было единого мнения по поводу
12.09.2023
Україна працює над модернізацією підʼїзних шляхів до пунктів пропуску з країнами ЄС ©

11.10.2023
Агентство відновлення у межах україно-польського проєкту ремонтує ділянку автодороги Т-14-04 Червоноград - Рава-Руська ©

02.10.2023
Royal HaskoningDHV і Baker McKenzie долучилися до реформування УДП

05.09.2023
ЄБРР погодив фінансування модернізації автошляху Львів - Рава-Руська в коридорі TEN-T

13.11.2023
До реконструкції аеропорту «Бориспіль» долучаться Hyundai і ще одна корейська компанія
целей работы консорциума. В «Газпроме» считали, что присутствие в такой структуре позволит ему участвовать в управлении и развитии нашей ГТС. В НАК консорциум воспринимали как средство добычи инвестиций для строительства новых газопроводов и модернизации старых. Эти противоречия привели к тому, что весной 2005 г. деятельность консорциума была приостановлена. Однако идея реанимировать его работу в какой-либо форме периодически возникает у всех руководителей нефтегазовой отрасли, вызывая в ответ громкую критику со стороны оппонентов, которые подозревают, что консорциум лишит Украину контроля над стратегическим госактивом.

Кооперация для модернизации

Нынешний глава Минтопэнерго Юрий Продан предложил свой вариант модернизации ГТС - он выдвинул идею создать фонд стран-доноров, которые должны собрать средства на развитие. По словам министра, для модернизации ГТС до 2013 г. необходимо EUR2,5 млрд. «В сентябре в Киеве планируется провести энергетический саммит, на который приедут потенциальные участники такого фонда. Сегодня мы разрабатываем механизм его работы, и он будет работать. Такие планы министерства поддерживают международные организации»,- отметил господин Продан.

Михаил Корчемкин, гендиректор консалтинговой компании East European Gas Analysis, высказал «і» мнение, что в условиях, когда транзитные тарифы установлены ниже себестоимости, фонд модернизации ГТС собрать невозможно. В 2008 г. плата за транзит газа была повышена с $1,6 до $1,7 за 1 тыс. куб. м на 100 км. По данным отчета Группы европейских регуляторов рынка электроэнергетики и газа (ERGEG) Gas transmіssіon tarіffs от 18 июля 2007 г., средняя транзитная ставка в странах ЕС составляет около $3 за 1 тыс. куб. м на 100 км.

Сравнительно высокие европейские ставки по транспортировке подкреплены реальными вложениями в модернизацию газотранспортных систем. Компании, владеющие трубой, инвестируют деньги в увеличение ее пропускной способности, а также в надежность ее функционирования. А Украина за годы независимости до сих пор не провела ни одной комплексной модернизации своей ГТС.

«Запас прочности украинской ГТС, созданной в советское время, большей частью исчерпан. Работы по ее восстановлению ежегодно недофинансируются как минимум на 30-40%. Это связано с тем, что выделенные на реконструкцию ГТС деньги не всегда используются по назначению. Кроме того, НАК «Нефтегаз Украины» несет неадекватно тяжелую налоговую нагрузку»,- сказал «і» Александр Тодийчук, координатор группы экспертов по выполнению Меморандума по энергетическому сотрудничеству Украины с Евросоюзом.

Экс-министр топлива и энергетики Юрий Бойко говорит, что в прошлом году в модернизацию ГТС было вложено $400 млн. «На 2008 г. планировали выделить $600 млн. Однако я уже вижу, что нынешний бюджет этого не предусматривает»,- отметил господин Бойко.

Впрочем, в команде Юлии Тимошенко не строят планы модернизировать ГТС за счет бюджетных средств. Ее советник по вопросам топливно-энергетического комплекса Александр Гудыма считает целесообразным другой вариант - создание «Нефтегазом» и «Газпромом» совместного предприятия типа украинско-российско-турецкого «Газтранзита», благодаря которому «за последние пять лет экспортный потенциал украинской ГТС увеличился в балканском направлении на 5,5 млрд. куб. м газа». «Создание совместного украинско-российского или украинско-российско-европейского предприятия по строительству газопровода Богородчаны - Ужгород с условным названием «Карпатский поток» и газопровода Новопсков - Ужгород позволит увеличить объемы транзита российского газа в страны Евросоюза по территории Украины на 25-30 млрд. куб. м»,- сказал господин Гудыма. Он также считает, что Международный консорциум по управлению и развитию ГТС Украины должен прекратить свое существование, поскольку цель его создания - «подчинить украинскую ГТС «Газпрому» в соответствии с энергетической стратегией России».

Но хозяин Кремля Владимир Путин на своей последней пресс-конференции, которую он провел в этой роли, опроверг обоснованность подобных опасений: «Много лет спорили о газотранспортной системе. Много наносного, какой-то пены политической. Чего эти железки политизировать? Дескать, россияне хотят приватизировать ГТС. Да им это не нужно, их все устраивает!». «Мы еще с Кучмой говорили о том, что сама система останется в собственности украинского государства»,- отметил господин Путин.

Ситуативная принципиальность

Еще год назад российский президент был менее радикален в своих высказываниях по поводу интересов Москвы к нашим газовым активам. 1 февраля 2007 г. он озвучил идею интеграции газовых активов Украины и России: «Украинские компании могут получить доступ к добыче газа на территории России в обмен на долю в газотранспортном консорциуме».

Опасаясь, что правительство Виктора Януковича отдаст под контроль «Газпрому» ГТС, Юлия Тимошенко и Александр Турчинов, которые относились тогда к парламентской оппозиции, срочно внесли на рассмотрение Верховной Рады изменения в закон «О трубопроводном транспорте». Эти изменения запрещали приватизацию, аренду или передачу в управление украинских магистральных трубопроводов. В ходе голосования их поддержали 430 депутатов, причем не только из «Нашей Украины» и БЮТ, но и фракций, входящих на тот момент в провластную антикризисную коалицию. По инициативе Юлии Тимошенко и Александра Турчинова парламент также запретил объявлять «Нефтегаз Украины» и его дочерние предприятия банкротами и ликвидировать их согласно законодательству о банкротстве.

Эксперты без особого энтузиазма отнеслись к таким патриотическим решениям Верховной Рады. В частности, директор Международного института приватизации Александр Рябченко обратил внимание, что приватизация ГТС была запрещена другими ранее принятыми законами, которые до сих пор не утратили своей юридической силы (речь идет о законах «О транспорте» и «О перечне объектов государственного имущества, не подлежащих приватизации».- «і»). «Публичная демонстрация мнимой защиты стратегических активов украинской госсобственности служит прикрытием реальных действий Юлии Тимошенко, соратники которой еще в конце прошлого года готовили почву для ее переговоров с «Газпромом»,- отметил Алексей Панченко, аналитик инвесткомпании «Профит Инвест». Эксперт напомнил, что в ноябре депутат от БЮТ Сергей Пашкевич зарегистрировал в парламенте законопроект, в котором предлагается передать газораспределительные сети в концессию на пятьдесят лет. Николай Сивульский, также бютовец, заявлял о необходимости акционировать ГТС. По его словам, собственниками газотранспортной системы должны будут стать как поставщики газа, так и потребители.

Подтверждением того, что Юлия Тимошенко может пойти на уступки россиянам в вопросе доступа к управлению ГТС, может служить также информация, которая появилась после ее переговоров в «Газпроме» на прошлой неделе. Мол, наш премьер предложила главе российской монополии Алексею Миллеру вернуться к концепции обмена активами в газовой сфере, о которой говорил в своем прошлогоднем выступлении Владимир Путин. Господин Миллер, со своей стороны, согласился продолжить рассмотрение этого предложения после урегулирования ситуации с возвратом задолженности в $1,5 млрд. за поставленный в Украину газ и решения вопроса о будущей модели сотрудничества «Газпрома» и «Нефтегаза» на основе их совместных предприятий, которые должны занять место RosUkrEnergo и «УкрГаз-Энерго».

В окружении Юлии Тимошенко отрицают, что подобные торги имеют место, в «Газпроме» о них предпочитают не говорить. В то же время советник премьера Александр Гудыма накануне ее поездки в Москву рассказывал, что госпожа Тимошенко планирует предложить России вернуться к строительству газопровода Богородчаны - Ужгород (см. «і» № 32 от 21.02.2008). Соглашение по этому поводу было подписано в 2003 г. Проект планировалось осуществлять в рамках Международного консорциума по управлению и развитию украинской ГТС с участием «Нефтегаза» и «Газпрома», предусматривалась возможность привлечения европейских партнеров. Вложение $500 млн. в строительство обеспечило бы увеличение пропускной способности нашей ГТС на 19 млрд. куб. м газа в год. Но в начале 2005 г., после назначения Юлии Тимошенко главой Кабмина, проект был заморожен, поскольку, по ее словам, он противоречит интересам нашей страны. Теперь, очевидно, госпоже Тимошенко придется искать способы обойти закон, запрещающий участие иностранного капитала в управлении ГТС, чтобы вернуть интерес россиян к газопроводу Богородчаны - Ужгород.

Первый вице-премьер Александр Турчинов также обещал, что госпожа Тимошенко будет отстаивать в Москве право Украины на реэкспорт газа, благодаря которому «Нефтегаз» сможет компенсировать убытки от работы на внутреннем рынке. Успешно ли решается этот вопрос с «Газпромом», премьер, очевидно, расскажет Виктору Ющенко - сегодня он планирует встретиться с ней, а также со спикером Арсением Яценюком, чтобы обсудить насущные проблемы и подвести итоги прошлой недели. Возможно, глава государства даже напомнит госпоже Тимошенко, что в 2005 г., будучи главой Кабмина, она подписала распоряжение «О реэкспортных операциях с товарами иностранного происхождения», которым фактически запретила реэкспорт природного газа и лишила «Нефтегаз» возможности зарабатывать около $500 млн. ежегодно.

На прошлой неделе господин Турчинов говорил также о необходимости возврата к практике подписания межправительственных соглашений по газовому сотрудничеству между Москвой и Киевом. При этом именно госпожа Тимошенко в 2005 г. создала условия, которые позволили «Газпрому» инициировать пересмотр всего пакета договоренностей с Украиной. Стремясь вернуть «Нефтегазу» возможность зарабатывать на реэкспорте, она настояла на разрыве Дополнения №4 к контракту по поставкам газа, в котором цена российского топлива фиксировалась на уровне $50 за 1 тыс. куб. м и плата за транзит - $1,09 за 1 тыс. куб. м на 100 км. В результате была разорвана привязка ставки транзита к стоимости газа, зафиксированная до 2009 г. А «Нефтегаз», в силу действия межправительственного соглашения, подписанного в октябре 2000 г. премьером Виктором Ющенко, так и не смог вернуть себе права на реэкспорт российского газа (этим документом, который получил силу закона после ратификации парламентами России и Украины, возможности НАК по реэкспорту были сокращены до 1 млрд. куб. м газа в год.- «і»).

Транзитные перспективы

Пока идут споры о формате будущего украинско-российского газового сотрудничества, наша ГТС постепенно приходит в негодность. Ее пятая часть уже отработала свой ресурс, еще 15% - приближается к этому сроку, изношено оборудование 79 компрессорных станций. На этом фоне снижается транзит газа через территорию Украины. Но до сих пор решительных мер, способных препятствовать этому процессу, украинское правительство не предпринимало. По мнению экспертов, газотранспортный консорциум или любая другая форма, которая позволит «Газпрому» прямо влиять на поставки газа через Украину, способна остановить снижение транзита. В 2013 г. истекают обязательства «Газпрома» перед «Нефтегазом» по загрузке ГТС в объеме не менее 110 млрд. куб. м газа в год

Но в канун грядущих президентских выборов 2010 г. ни Виктор Ющенко, ни Юлия Тимошенко как основные их участники не будут рисковать, принимая решения, которые могут быть неоднозначно восприняты избирателями. В такой ситуации премьер-министру как главе исполнительной власти есть смысл стремиться к тому, чтобы «Газпром» не сокращал объемы транзита через украинскую территорию. Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий, считает, что вопрос об увеличении транзита можно решить в рамках стратегических отношений «Газпрома» и «Нефтегаза». Главное, по словам эксперта, чтобы газа было достаточно: «Газа не хватает. Поэтому попросить можно, но могут возникнуть технические ограничения».

Михаил Крутихин, партнер компании RusEnergy, также обращает внимание, что «Газпром» может оказаться не в состоянии увеличить экспорт топлива через украинскую ГТС из-за его дефицита. Если же такой проблемы не возникнет, то «Нефтегазу», по словам господина Крутихина, надо договориться о нормальных условиях с российской монополией и отремонтировать аварийноопасные участки трубопроводов. «Газпром» может увеличить транзит газа через украинскую территорию, если у него достаточно будет для этого ресурса, тем более что Украина сейчас проявляет значительную гибкость в подходе к «Газпрому»,- отметил эксперт.

Исследование киевского Центра социальных исследований «София» и московского Международного института политической экспертизы показало, что возможное вступление Украины в НАТО негативно отразится на энергетическом сотрудничестве Москвы и Киева: Россия, являясь основным поставщиком энергоносителей в нашу страну, резко сократит свои поставки, поскольку воспримет такой шаг как враждебный. Кроме того, Россия как основной потребитель транзитных услуг Украины будет искать альтернативные маршруты в обход нашей страны, что приведет к резкому сокращению бюджетных доходов.

Газотранспортная система (ГТС) Украины принадлежит государству и управляется «Укртрансгазом» - дочерней компанией НАК «Нефтегаз Украины». Общая протяженность ГТС - 37,5 тыс. км. К ней также относится 71 компрессорная станция и 13 подземных хранилищ газа с общим активным объемом более 32 млрд. куб. м. Проектная пропускная способность системы на входе составляет 288 млрд. куб. м газа в год, на выходе - 175 млрд. куб. м, в том числе в страны Евросоюза - 141 млрд. куб. м. Фактический объем транзита российского газа через Украину в европейские страны колеблется в пределах 110-120 млрд. куб. м в год.

Общий срок эксплуатации системы составляет более 30 лет. Что касается магистральных газопроводов, по которым газ транспортируется в Европу, то трубопровод «Союз» был сдан в эксплуатацию в 1978 г., Уренгой - Помары - Ужгород - в 1982 г., «Прогресс» - в 1988 г.

Основным транзитером российского газа в ЕС Украина стала случайно. По данным компании East European Gas Analysis, в начале 1980-х гг. возник, но быстро был решен конфликт по вопросу маршрута газопровода из Уренгоя в западную Германию. Для западногерманской стороны прохождение газопровода через территорию ГДР было неприемлемым. Для того чтобы избежать контроля газового крана восточной Германией, маршрут газопровода был проложен через Украину и Чехословакию. Это привело к значительному удлинению газопровода и удорожанию всего проекта. При отсутствии восточногерманского ограничения основными транзитными странами для экспорта российского газа стали бы Белоруссия и Польша. Вскоре после ввода в эксплуатацию газопровода Уренгой - Ужгород - ФРГ оперуполномоченный КГБ Владимир Путин был направлен в командировку в Дрезден.

ГТС ЖДЕТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИНВЕСТОРА

Наша газотранспортная система является высокоприбыльным стратегическим активом не только газовой отрасли, но и всей национальной экономики. Поэтому неудивительно, что интерес к ней проявляют многие инвесторы - участие в приватизации гарантирует им стабильный и высокий доход на много лет.

Royal Dutch/Schell была самой активной среди западных компаний, которые пытались приватизировать нашу ГТС. Во время первой попытки в обмен на инвестиции в объеме $1,5 млрд. Royal Dutch/Schell хотела получить почти половину транзитных мощностей нашей страны. То есть фактически компания снизила стоимость украинской ГТС до $3 млрд., в то время как международные аудиторы оценивали ее в среднем в $25 млрд., а российский «Газпром» - в $13 млрд.

Также Royal Dutch/Schell предлагала другой вариант сотрудничества Кабмину: в обмен на инвестиции в $600 млн. компания просила концессию на 40 лет с дисконтированием денежных потоков по ставке в 25%. Во время действия концессии ГТС не могла приватизироваться.

В итоге все предложения Royal Dutch/Schell были отвергнуты, поскольку в правительстве их посчитали дискриминационными.

У Украины нет достаточно средств для развития и модернизации системы трубопроводов. Большинство экспертов считает невозможным приватизацию газопроводов, поскольку ГТС является важнейшим источником бюджетных доходов, потерю которых государству будет трудно возместить. Противоречия между необходимостью привлечения средств в модернизацию системы и нецелесообразностью ее приватизации аналитики считают возможным решить путем привлечения сторонних инвесторов на условиях сохранения государственного контроля. При этом необходимо привлекать именно стратегических инвесторов, которые обладают не только финансами, но и технологиями.

Оптимальным вариантом будет создание консорциума с участием российских и западных компаний. Такая форма сотрудничества позволит сбалансировать интересы поставщика - России, потребителя - Европы и транзитера - Украины.

Если принимать во внимание высокую прибыльность транзитной транспортировки газа, то осуществление проекта по реформированию и повышению эффективности работы ГТС должно быть реализовано за счет собственных средств. Однако у нашего государства нет свободных денежных ресурсов для модернизации. Госбюджет отягощен внутренними и внешними долгами, а транзит газа - налоговым бременем, что, в свою очередь, является следствием чрезмерной социальной нагрузки на нефтегазовую отрасль. Но даже если наши власти найдут возможности для реформирования ГТС собственными силами, обеспечив сохранение полного контроля над системой, то это не сможет компенсировать неэффективность госуправления и не будет стимулировать к рыночному реформированию подотрасли. В свою очередь, привлечение внешнего инвестора к такому масштабному проекту позволило бы перераспределить риски.

По мнению аналитиков, основную угрозу выполнению Украиной взятых на себя транзитных обязательств несут политические риски, в том числе политизация вопроса о цене поставок газа для самой Украины. Но в перспективе политические риски будут снижаться, а по мере износа оборудования (в течение 5-10 лет) возрастет риск техногенных аварий.

По данным материалов центра социальных исследований «София», Центра им. Александра Разумкова, Национального газового союза Украины.

Светлана Долинчук

27.02.2008 г.


Источник: Экономические известия
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}