Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Трибуна
05.11.2008 :: 10:41
Торговая миссия

Скоро исполнится полгода, как Украина стала полноправным членом ВТО, преодолев почти 15-летний путь с момента подачи заявки на вступление. «Трибуна» решила выяснить, что же дала Всемирная торговая организация Украине за эти полгода. Кратко характеризуя отчетный период в контексте выгод, которые могло принести нашему государству членство, приходится констатировать: хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Впрочем, судите сами.

Интересно, что создание самой Всемирной торговой организации длилось втрое дольше, чем период «вступления» в нее Украины - едва ли не 46 лет. Еще в 1948
году в Гаване было подписано соглашение о тарифах и торговле, которое и предусматривало ее создание. Но в дальнейшем дело затормозилось, перейдя в плоскость отдельных межгосударственных соглашений, и только в 1994 году в Марракеше, также 15 апреля, представители 123 государств подписали соглашение о создании Всемирной торговой организации. На начало 2008 года членами ВТО было 151 государство.

ВТО состоит из нескольких структурных подразделений. Высшим из них является Конференция министров, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии Конференции происходят не реже одного раза в два года, на них обсуждаются и принимаются решения по всем принципиальным вопросам. Между сессиями Конференции для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, который также состоит из представителей всех участников. Исполнительным органом является секретариат ВТО. Возглавляет ВТО генеральный директор, штаб-квартира находится в Женеве.

Цель создания ВТО - облегчить взаимный доступ производителей продукции и услуг стран - членов ВТО на рынки других государств. Принципы этой организации предусматривают, в первую очередь, открытость экономик стран, ограничения антидемпинговых расследований, участие ее членов в международном разделении труда, которое основано на принципах сравнительного преимущества. При этом страна специализируется на производстве тех товаров и услуг, которые производить ей наиболее выгодно, а благодаря облегчению доступа на рынки других стран получает дешевое сырье, необходимую рабочую силу, финансовые ресурсы и другие товары, которые нужны для потребления и развития производства. Важным фактором такого сотрудничества является углубление и улучшение самих международных отношений, потому что развитая торговля и взаимные инвестиции делают государства - членов ВТО зависимыми друг от друга и тем самым ограничивают враждебность внешней политики.

А стоило так спешить?

Но вернемся к украинским реалиям. Для нашего общества и его политического воплощения - партий - необходимость вступить в ВТО, как все цивилизованные страны, выглядела далеко не однозначно. Представители либеральной части отечественного политикума утверждали, что вступление в ВТО неминуемо, потому что в современном мире оказывать сопротивление глобализации невыгодно и бессмысленно. Что членство в ВТО предоставит стране возможность последующего развития экспортно ориентированной национальной экономики, в первую очередь таких ее отраслей, как металлургия, химическая и легкая промышленность, которые получат свободный доступ к рынкам стран, потребляющих их продукцию. Что улучшатся дела в сфере торговли и транспортной отрасли. Что облегчится доступ предприятий к мировым финансовым ресурсам, а это сделает их значительно дешевле. И, наконец, что чем быстрее Украина вступит в ВТО, тем менее болезненным будет вступление.

Представители же левых сил отмечали неготовность Украины ко вступлению и сетовали на слишком большие уступки, которые сделали отечественные чиновники на переговорах относительно вступления, спеша получить долгожданное членство. При этом речь шла, прежде всего, о сельском хозяйстве. Действительно, именно эта отрасль практически во всех развитых странах пользуется высоким уровнем государственного протекционизма, особенно выделяются на этом фоне страны ЕС, США, и Япония. Впрочем, оппоненты в ответ напоминали, что правила ВТО не предусматривают отмену субсидирования сельского хозяйства, лишь вынуждают определить максимальный порог государственных субсидий. Звучали предостережения и относительно неразвитости инфраструктуры этого сектора экономики, недостаточного количества и монополизации существующих элеваторов, перерабатывающих мощностей. Предостерегали противники быстрого вступления и насчет негативного развития событий в сахарной отрасли, которая не сможет конкурировать с менее качественным, но значительно более дешевым тростниковым собратом. Наконец, вызывало тревогу и возможное развитие событий в текстильной отрасли, которая в итоге больше проиграла от открытия границ для некачественного «ширпотреба», чем выиграла от снятия импортных квот со стороны ЕС.

Нужно сказать, что украинские чиновники действительно пошли на огромные уступки в переговорах, которые предшествовали вступлению. Ведь уровень предельной импортной пошлины на продукцию сельскохозяйственного назначения был снижен почти до 10,7%. И это при том, что даже такие страны СНГ, как Армения, Молдова и Киргизия, снизили их всего до 14,7, 13,4 и 13,0 процентов соответственно. Есть страны, имеющие еще более высокий уровень предельной пошлины, Мексика, например, - 43%, а Турция - более 60%! Что касается продукции промышленного назначения, то предельный уровень пошлины установлен на уровне 5% при 8,3%, которые были на момент вступления. Это также значительно ниже показателей той же Армении (7,5%), Молдовы (6,0%) и Киргизии (6,7%), не говоря уже о Турции (17%) и, тем более, Мексике (почти 40%). Имеются ли возможности у украинской экономики, едва выздоровевшей после переходного периода, справиться с такой нагрузкой - покажет время. Отметим лишь, что Украине предоставили адаптационный период до двух с половиной лет для полного приведения своего законодательства в соответствие со взятыми на себя обязательствами.

Ошибки, помноженные на кризис

К сожалению, воспользоваться приобретенными привилегиями, которые сулило вступление в ВТО, украинской экономике и населению практически не удалось. К негативу, вызванному поспешностью вступления и невыгодными условиями, присоединились факторы мирового финансового кризиса, который быстро перерастает в экономический кризис глобального масштаба. Первыми пострадавшими стали рядовые граждане, которым правительство в паре с Нацбанком перекрыли финансовый кислород под вывеской борьбы с инфляцией. Жесткая монетарная политика оказала влияние и на производственную и финансовую отрасли, что вылилось в ограничение и поднятие ставок кредитования. По мере развития кризиса иностранные инвесторы стали быстро выводить из страны денежные средства, чтобы спасти свои главные офисы. Наряду с этим рост импорта, который намного превышает рост экспорта, привел к сокращению валютных поступлений и резкому обесцениванию национальной валюты. Хотелось бы услышать ответ, какой смысл имело ее небывалое укрепление весной?

К осени же начались проблемы и в реальном секторе экономики, в первую очередь - у металлургов. Напомним, что металлургическая отрасль производит около 27% валового внутреннего продукта, а потому ее проблемы обязательно отразятся и на других секторах экономики. Падение потребления в развитых странах снизило цены на металлы в пределах 15-30%, при этом быстрого выздоровления ожидать не следует. Очевидно, мы будем наблюдать проектирование тенденции и на другие отрасли, прежде всего на те, которые ориентированы на экспорт. И в этом случае высокий уровень интеграции украинской экономики в мировую не играет в нашу пользу. К сожалению, защитные антикризисные действия и механизмы в рамках ВТО никак себя не проявили.

Большие надежды возлагаются в этом году на небывалый урожай. Но и здесь ситуация обещает быть непростой. Стоит сказать, что в мире спрос на украинское зерно и другие продукты чрезвычайно высок. Но недостаточный уровень защиты со стороны государства, зависимость от мировых колебаний цен вряд ли позволят получить производителям адекватную прибыль и вложить ее в развитие дела. Несовершенная структура рынка будет способствовать потому, что львиную долю прибыли снова получат посредники, переработчики и импортеры, а не производитель. А события сентября показали, что к рекордному урожаю были готовы именно они, а не государство с его неповоротливой бюрократической машиной. В итоге имеем перспективу снова за бесценок распродать урожай, а затем втридорога закупать иностранные продукты сомнительного качества.

Можно предположить, что впереди украинское село ждут нелегкие времена. Для этого достаточно вспомнить, что в тех же США лишь около 4% населения (фермеров) умудряются не только накормить страну, но и экспортировать значительное количество продовольствия. Схожая картина наблюдается и в других высокоразвитых странах, где также процветает крупное товарное производство. И лишь несовершенство земельного законодательства в Украине да набирающий эскалацию экономический кризис не позволяют нам уже сейчас пойти в фарватере данного процесса. В связи с вышесказанным, враждующим ныне ветвям власти крайне желательно уже сейчас определиться с порядком будущего финансирования украинского села для обеспечения бесперебойного его функционирования в новых условиях хозяйствования.

Что касается экономики в целом, то по причине ли внезапно нагрянувшего кризиса, или слишком больших уступок при вступлении, а скорее всего - и того, и другого, существенных преимуществ от вступления в ВТО пока обнаружить не удается.

Павел Шурхало

5 ноября 2008 г.


Источник: Трибуна
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}