Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes Украина
16.06.2014 :: 10:15
Тепло от биогаза: еще одна альтернатива углю и газу

На днях министр финансов Александр Шлапак встречался с Димитросом Цицирагосом, вице-президентом Международной финансовой корпорации (МФК), входящей в группу Всемирного банка. Украинский министр предложил МФК финансировать строительство биогазовых станций по переработке различного типа отходов. Со своей стороны Цицирагос заявил, что МФК готов предложить своим клиентам в агропромышленном секторе Украины новые кредитные линии для переработки отходов в газ.

В корпорации также будут изучать возможность открытия новых кредитных линий банкам-партнерам для поддержки новых проектов в сфере альтернативной энергетики. Украину посетит группа экспертов МФК для консультаций относительно проектов в этой сфере, которые могли бы быть поддержаны группой Всемирного банка.

Для Украины биоэнергетика является одним из стратегических направлений развития сектора возобновляемых источников энергии, учитывая высокую зависимость страны от импортных энергоносителей, в первую очередь, природного газа, и большой потенциал биомассы, доступной для производства энергии. К сожалению, темпы ее развития в Украине до сих пор существенно отстают от европейских. На сегодняшний день доля биомассы в общей поставке первичной энергии в стране составляет лишь 1,2%, а в валовом конечном энергопотреблении - 1,78%.

Однако, если сравнить существующие цены на ископаемые топлива (прежде всего газ), тепловую энергию и на биомассу, то внедрение котлов на биотопливе для производства тепловой энергии является не просто экономически целесообразным. Оно должно проводиться на объектах теплоэнергетики в промышленном и бюджетном секторах. Согласно нашим подсчетам, срок окупаемости проектов по внедрению котлов на древесине и соломе составляет 2-3 года для промышленного и бюджетного секторов, и 8-10 лет - для ЖКХ.

До 2020 года биомасса может заместить около 3,5 млрд. куб. м/год природного газа для производства тепловой энергии в Украине, а до 2030-го - 7,5 млрд. куб. м/год. Одним из ключевых положений нашей концепции является постепенное увеличение доли мощностей ТЭЦ на биомассе и твердых бытовых отходах (ТБО). Для 2030 года оптимальным представляется такое распределение тепловых мощностей: ТЭЦ на биомассе - 25%, ТЭЦ на ТБО - 10%, котельные и бытовые котлы (на дровах, щепе, пеллетах, соломе) - 65%.

Вопрос финансирования проектов перехода на биотопливо - один из самых болезненных. Помощь МФК была бы кстати, но у страны есть и внутренние резервы. До сих пор цена на газ и тепловую энергию для населения субсидировалась из госбюджета. В 2013 году Украина закупала российский газ по цене более $400/1000 куб. м (или 3200 грн.), а продавала предприятиям ЖКХ по 1309 грн./1000 куб. м. Для компенсации этой разницы государственный бюджет субсидировал НАК «Нафтогаз Украины» на уровне 25-30 млрд. куб. м/год.

При этом средний тариф на тепловую энергию в 2013 году составлял 229,5 грн./Гкал без НДС. А если бы у нас действовал рынок, то средний тариф составлял бы 778,6 грн./Гкал без НДС. То есть прямая дотация из бюджета Украины - 549,1 грн. без НДС на каждой продаваемой населению Гкал. В то же время средний тариф на тепловую энергию, произведенную из биомассы, составлял 546,1 грн./Гкал без НДС. Конечно, при таком тарифе для населения проекты котельных на биотопливе тоже не могут быть рентабельными без субсидирования со стороны государства. Но при этом необходимая субсидия равна 316,6 грн./Гкал без НДС, что на 43% меньше, чем при субсидировании тепловой энергии из природного газа.

Биоэнергетическая ассоциация Украины считает целесообразным разработать механизм перераспределения субсидий, выделяемых сейчас на тепловую энергию из природного газа, на тепловую энергию, произведенную из биомассы. При этом в бюджете Украины возникнет экономия выделяющихся для этого средств в размере 43%, а для инвестора станет выгодно вкладывать средства в такие проекты. Кроме того, сократить объемы субсидирования можно будет очень быстро.

Конечно, после ожидаемого повышения тарифов в ЖКХ на тепловую энергию для населения на 40% с 1 июля 2014 года ситуация принципиально не изменится. Тариф на тепловую энергию для населения поднимется до 229,5×1,4 = 321,3 грн./Гкал без НДС. Однако тепло из биомассы потребует еще меньшей перераспределенной субсидии - 224,8 грн./Гкал без НДС. После второго повышения тарифов, с 1 июля 2015 года еще на 40%, он уже будет составлять 449,8 грн./Гкал без НДС. А субсидии - 96,3 грн./Гкал без НДС.

С третьим повышением - на 20% с 1 июля 2016 года - тариф будет составлять уже 449,8×1,2 = 539,7 грн./Гкал без НДС. А государству придется помогать потребителям всего суммой в 6,4 грн./Гкал без НДС. Таким образом можно прогнозировать, что механизм перераспределения субсидии выродится с 01.07.2016 при запланированных темпах повышения тарифов на тепловую энергию. До этого предложенный механизм компенсации критически важен для обеспечения рентабельности производства тепловой энергии из биомассы в ЖКХ.

Если государство откажется от субсидирования разницы тарифов из госбюджета и возложит эти функции на местные бюджеты, региональным чиновникам придется очень постараться, чтобы найти необходимые средства. В данном случае для покрытия разницы тарифов на тепло из биогаза потребуется меньше денег. К тому же будет поддержка инвестпроектов, развитие нового направления в сельском хозяйстве, создание новых рабочих мест.

Сейчас ежегодно в Украине для производства энергии используется около 2 млн. тонн у.т./год биомассы различных видов. При этом основной вклад вносит древесина - ее доля в структуре годового потребления биомассы составляет почти 80%. На древесину приходится и самый высокий процент использования экономически целесообразного потенциала - 80%, тогда как для других видов биомассы (за исключением лузги подсолнечника) этот показатель на порядок ниже. Наименее активно (на уровне 1%) реализуется энергетический потенциал соломы зерновых культур и рапса.

В то же время Украина имеет большой потенциал биомассы, доступной для производства энергии, что является хорошей предпосылкой для динамичного развития сектора биоэнергетики. Экономически целесообразный энергетический потенциал биомассы в стране составляет порядка 20-25 млн. тонн у.т./год. И основными составляющими этого потенциала являются отходы сельскохозяйственного производства (солома, стебли кукурузы, стебли подсолнечника и т.п.) - более 11 млн. тонн у.т./год и энергетические культуры - около 10 млн. тонн у.т./год (по данным 2013 года). Следует отметить, что процесс выращивания энергетических культур на свободных землях в Украине особенно активно развивается последние несколько лет.

Георгий Гелетуха - председатель правления Биоэнергетической ассоциации Украины

16.06.2014 г.


Источник: Forbes Украина
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}