Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Зеркало недели
28.10.2013 :: 11:07
Статус как пропуск на еврорынок

24 октября в Брюсселе и Белграде состоялись два логично связанных события, приближающие энергорынок Украины к европейским требованиям и стандартам. Однако они могли быть намного результативнее для Украины, если бы отечественные энергочиновники и энергомонополисты на практике подтверждали евроинтеграционный выбор. Тогда бы и проблема реверсных газопоставок в Украину через газотранспортную систему Словакии решалась уже не «факультативно», а при максимальной поддержке Еврокомиссии.

В столице Сербии, Белграде, состоялось 11-е заседание совета министров Энергетического сообщества (ЭС). Министры энергетики стран - участниц ЭС рассмотрели программу Энергосообщества на 2014-2015 гг., выполнение директив по вопросам энергоэффективности и по уменьшению выбросов в атмосферу некоторых загрязняющих веществ крупными сжигающими установками, а также вопросы открытия и интеграции национальных энергорынков.

Представляющий Украину на заседании совета министров ЭС министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий отметил, что Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, подписание которого планируется в ноябре, предусматривает усиление сотрудничества в энергоотрасли на основе Договора об учреждении Энергетического сообщества. «Мы рассчитываем, что выполнение почетных обязанностей президентства Украины в Энергетическом сообществе в 2014 г. даст хороший старт для реализации таких планов», - убежден он.

Но нас особо интересует заявленная накануне Э.Ставицким «факультативная» тема - перспективы открытия маршрута поставки в Украину природного газа через территорию Словакии. Украинская сторона уже не первый год, заручившись поддержкой еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера, пытается сдвинуть эту проблему с мертвой точки. Но пока безуспешно. Тем более что «Газпром» как основной заказчик мощностей словацкой ГТС принимает превентивные меры.

В начале минувшей недели стало известно, что Словакия получит от «Газпрома» газ по «более низкой цене». Два года назад «Газпром» уже снижал цены на газ, закупаемый Словакией. Но ни теперь, ни раньше размер скидки не обнародовался.

Факт этот примечательный, так как Словакия - крупнейший (после Украины) транзитер российского газа. В 2008 г. «Газпром» подписал со словацкой торговой компанией SPP и оператором словацкой ГТС - компанией Eustream a.s. долгосрочные контракты сроком на 20 лет соответственно на поставки газа в РС и его транзит. «Транзитный» контракт россияне не выполняют в полном объеме. Но, видимо, «Газпром» компенсирует словакам недопоставки транзитного газа снижением цен на газ, закупаемый для потребностей самой Словакии…

До сих пор на все просьбы и предложения Украины открыть самый перспективный (для нас) реверсный маршрут поставок газа через ГТС Словакии ответ был однозначный: мол, контракт словацкого оператора Eustream a.s. с «Газпромом» не предусматривает реэкспорт газа. Практически это выливается в то, что «Газпром экспорт» не передает «Укртрансгазу» шипер-коды, из-за чего «Укртрансгаз» не может быть полноправным участником газотранзитного процесса и напрямую иметь юридические отношения с покупателями и операторами поставок российского транзитного газа. Без кодов он не может сформировать шипер-пары (см. ZN.UA №32 от 6 сентября 2013 г. «Шипер-код для Украины» и ZN.UA №36 от 12 октября 2013 г. «Как нам реорганизовать транзит»).

Более того, контракт на транзит российского газа по территории Украины (от 19 января 2009 г.) «Газпром» заключил с НАК «Нафтогаз Украины», а не непосредственно с компанией, транспортирующей газ, - «Укртрансгазом». На момент подписания контракта это была дочерняя компания холдинга. И хотя согласно требованиям Второго энергопакета о разделе видов деятельности и юридической самостоятельности подразделений уже с 1 января 2013 г. «Укртрансгаз» является публичным акционерным обществом (ПАО), он по-прежнему уполномочен НАКом выполнять лишь техническую часть транзитного контракта и техническое соглашение.

НАК почему-то себя считает оператором ГТС. Хотя несколько недель назад наблюдательный совет «Нафтогаза» принял решение о передаче статуса оператора ГТС непосредственно ПАО «Укртрансгаз». Как только это произойдет, похоже, появится еще один веский аргумент для пересмотра не только контракта купли-продажи газа между НАКом и «Газпромом», но и «транзитного». А там и Третий энергопакет вступит в полную силу. С требованием доступа третьих сторон к мощностям ГТС.

А пока «Нафтогаз» затягивает с предоставлением «Укртрансгазу» статуса оператора украинской ГТС, Генеральная ассамблея Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG, Брюссель, Бельгия) 24 октября предоставила «Укртрансгазу» статус участника-наблюдателя. Если бы НАК к этому времени передала статус оператора ГТС «Укртрансгазу», то и европейские газотранспортники приняли бы украинских как равных. А так пока только в наблюдатели.

Тем не менее в «Укртрансгазе» этот факт назвали «очередным шагом по выполнению Украиной требований Второго и Третьего энергопакетов, внедрению стандартизированных европейских процедур работы операторов ГТС». Даже статус участника-наблюдателя ENTSOG позволит качественно улучшить взаимодействие Украины с операторами ГТС других стран.

Европейская сеть операторов газотранспортных систем (ENTSOG) создана в декабре 2009 г. В ее состав входит более 30 операторов ГТС Евросоюза. Они могли бы замолвить словечко перед Словакией о реверсном маршруте. Вот только статус «Укртрансгаза» в самой Украине не позволяет ему стать равноправным партнером с европейскими операторами ГТС.

Алла Еременко

28.10.2013 г.


Источник: Зеркало недели
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}