Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
03.12.2013 :: 10:11
Старт иранской газовой революции

Группа «5+1» убедила Иран на полгода заморозить ряд своих ядерных программ и допустить международных инспекторов на некоторые объекты. В свою очередь, США, Франция, Россия, Китай, Великобритания и Германия согласились приостановить действие экономических санкций против Ирана. В целом, сами участники встречи охарактеризовали договор как крупнейшую дипломатическую удачу. Но обратим внимание на то, что глава французского МИД Лоран Фабиус счел нужным подчеркнуть - ослабление санкций будет носить ограниченный, точечный и обратимый характер.

Существует несколько причин для такой
двойственной оценки результатов переговоров. Прежде всего, есть опасения, что группа «5+1» и Тегеран интерпретируют договор по-разному. Ведь верховный лидер Исламской республики аятолла Али Хаменеи объявил, что благодаря признанию Западом права Тегерана на атомную программу центрифуги по обогащению урана ближайшие полгода будут работать без изменений. Поэтому скептики считают, что полученной полугодовой передышкой Тегеран может воспользоваться для завершения проекта создания ядерного арсенала. Вряд ли это желательная перспектива для Запада.

Разночтения по поводу Женевы диктуются и национальными долгосрочными интересами. Израиль и Саудовская Аравия заявили, что этот договор - ошибка. Такая солидарность имеет простое, хотя и нелицеприятное объяснение. Оба эти государства все быстрее отходят на периферию внешней политики США.

Америка все меньше зависит от саудовской и вообще импортной нефти, с одной стороны, а с другой стороны, создала эффективную коалицию с рядом экономических автократий региона, такими как Катар, Бахрейн и ОАЭ. В то же время Вашингтон откровенно тяготится проблемами Израиля и сохраняет стратегическое партнерство с ним, главным образом, в силу внутренних американских факторов вроде влиятельной диаспоры. Между тем интеграция Израиля в систему коллективной безопасности маловероятна - против этого обязательно выступит член НАТО Турция. Вспомним, как недавно, на излете сирийского кризиса, Вашингтону пришлось мирить Анкару и ТельАвив. Возражать будет и Франция, в чьем политикуме сильны антисемитские настроения.

Согласие Ирана на пусть и формальные, с точки зрения скептиков, ограничения можно объяснить экономическим коллапсом и попыткой снизить темпы окружения своей территории противниками - пока США более сосредоточены на внутриполитических задачах.

Как бы то ни было, для Барака Обамы это вторая подряд публичная дипломатическая победа, ложащаяся в русло его внешнеполитической стратегии - многостороннего подхода, союза с Европой и перезагрузки отношений с Россией. Тем более что такие победы сглаживают эффект грандиозных шпионских скандалов, разъедающих американоевропейские отношения, во всем прочем - самые тесные.

А вот наибольшую цену за попытки участвовать в глобальной игре по-взрослому может заплатить Россия. Она давно загнала себя в ловушку в иранском вопросе. Несмотря на показное миролюбие и защиту позиции Тегерана, объективно Москве была выгодна затяжная блокада Ирана. Но Россия слишком заигралась в вершителя судеб, и западные партнеры мягко подставили ей ножку.

Проект, касающийся облегчения санкций против Ирана, уже к концу 2013 года обещает нанести сокрушительный удар по позициям «Газпрома»: на протяжении длительного периода трубопроводные поставки газа из Ирана в Турцию и далее в ЕС почти не велись, и место иранского газа на европейском рынке занимал российский. В последние годы эти поставки вообще прекратились изза политики Турции. Она использовала санкции как повод для запрета прямого экспорта, выставляя условие для обязательной перекупки иранского газа турецкими компаниями. В предыдущие 2001-2011 годы эти поставки составляли от семи до 12 млрд. м3 в год. Газопровод Тебриз - Эрзурум пропускной мощностью 20 млрд. м3 заполнялся едва наполовину. Получая иранский ресурс дешевле газпромовских цен, Турция экспортировала незначительные излишки российского газа в Румынию, Болгарию и Грецию.

Вместо Турции основным покупателем иранского голубого топлива стал Ирак. Его собственная добыча сосредоточена в соседствующем с Турцией Курдистане. Основные газовые месторождения этой провинции не связаны с центральным Ираком. Приграничные с Курдистаном иракские месторождения, такие как Киркук, являются объектом спора между федеральным и курдским правительствами. Это осложняет добычу и создает острый дефицит газа в Центральном Ираке. Для решения этой проблемы Иран в середине 2013 года построил первый газопровод в Ирак мощностью 10 млрд. м3 в год. В 2013-2014 годах будут построены еще два газопровода общей мощностью свыше 80 млрд. м3, которые, как надеется Тегеран, пойдут транзитом через Сирию в Турцию и ЕС. Пока же поставки в Ирак и Сирию составили около 9 млрд. м3 топлива. Это мизерная часть в общей добыче Ирана, достигающей 149 млрд. кубов.

Еще до отмены санкций Иран намерился поднять уровень добычи газа до 270-320 млрд. м3. Из них прирост в объеме более 110-130 млрд. м3 предназначен для новых строящихся газопроводов в Ирак и Турцию. Ввиду этих планов «Газпром», очевидно, будет вынужден сократить экспорт газа в ЕС на аналогичный объем.

Возвращение Ирана на мировой рынок трубопроводного экспорта газа очень выгодно крупным европейским импортерам, таким как Украина, Румыния, Австрия и Венгрия. В долгосрочной перспективе рост иранских поставок газа позволит Украине отказаться от рискованной проводки танкеров через турецкие проливы. Одна из украинских компаний, рассчитывая на будущий рост экспорта газа из Курдистана и Ирана, еще в 2008 году разработала проект LNGтерминала в турецком порту Самсун, откуда газ может пойти небольшими танкерами в украинский порт Южный. В краткосрочной перспективе страны - импортеры газа выиграют от острой конкуренции между Курдистаном и Ираном, изза которой цены импорта в Турцию к 2013 году упали до $140/тыс. м3 и продолжают снижаться.

При среднеевропейских ценах долгосрочных контрактов в $375-450/тыс. м3 это произведет настоящую революцию на газовом рынке ЕС. Транзит дешевого газа через Турцию в Восточную, а также Центральную Европу и Украину просчитан на уровне $30-75/тыс. м3 за весь маршрут. Таким образом, цена газа может составить не более $170-210/тыс. м3. Это сделает нынешние цены «Газпрома» неконкурентоспособными.

В такой ситуации у Москвы останется два параллельных выхода из грядущего российского экспортного газового кризиса. Первый - как можно дольше затягивать процесс урегулирования войны в Сирии. Бойня в этой стране существенно ограничивает мощность транзита газа из Ирана. Второй - форсированное строительство «Южного потока» и предоставление его европейским акционерам права прямой закупки газа в Средней Азии. С учетом транзита его отпускная цена примерно равна иранской. «Газпром» надеется, что допуск корпораций ЕС к новым среднеазиатским ресурсам позволит ему удержать конкурентные позиции и противопоставить иранскому газ Туркменистана и Казахстана. Но с последними странами, экспортирующими газ преимущественно в КНР, никто в Москве не советовался.

Поэтому такой путь спасения РФ от иранской и курдской газовой революции выглядит эфемерным. Если к этому добавить возможность завершения войны в Сирии, перспективы РФ выглядят вообще плачевными. Ведь кроме Ирана и Курдистана на рынок ЕС в 2010 году вышел еще и Азербайджан, который начал поставку 15 млрд. м3 газа в год в Турцию, планирует увеличить этот объем и потеснить российский газ в Центральной Европе.

Андрей Старостин, Максим Михайленко

03.12.2013 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}