20.01.2014 :: 10:55
Спирт ищет путь к бензину
Программа по обязательному добавлению биоэтанола в бензин с 1 января 2014 г. не заработала. Ни одна автозаправочная сеть в Украине не начала реализацию спиртосодержащего бензина. Все осталось на своих местах. Собственно, иного варианта и быть не могло, поскольку выполнение нормы о добавлении не менее 5% биокомпонента противоречит целому ряду действующих законов и правил. Но ставить точку в этой истории рано. Скорее, наоборот, очевидная нереальность реализации данной инициативы заставила ее лоббистов зашевелиться.
Закон «Об альтернативных топливах» предписывает с 2014 г. добавлять в бензины не менее 5% биоэтанола, с 2016-го - не менее 7%. Соответствующая норма была внесена в закон в середине 2012 г. Источники говорят, что данный проект был задуман и реализован тремя действующими лицами - тогдашним министром энергетики и угольной промышленности Юрием Бойко, министром агрополитики и продовольствия Николаем Присяжнюком и негласным куратором госконцерна «Укрспирт» из числа уважаемых депутатов Партии регионов. Цель понятна - создание индустрии по производству биоэтанола. Бизнес шаткий, сам по себе развился разве что в Латинской Америке из-за дешевизны сырья, и чтобы минимизировать риск прогореть, приняли закон об обязательном добавлении биоэтанола в бензин.
Отметим, что описанный характер продвижения «инновационного» проекта является весьма «европейским». Обязательное добавление биокомпонентов в моторные топлива в Европе практикуется уже более десяти лет, и, как утверждают европейские эксперты, это стало результатом работы немецких производителей оборудования для спиртовой промышленности, взявших на вооружение риторику о необходимости снизить зависимость от импорта нефти и улучшить экологическую ситуацию.
Правда, сегодня на Старом континенте происходит переосмысление биопрограмм. Ведь вместо зависимости от импортной нефти появилась зависимости от импортных биокомпонентов, под давлением спроса со стороны топливной промышленности в последние годы начали дорожать продукты питания, не дешевеют от использования биокомпонентов и нефтепродукты. Кроме того, автомобилисты опасаются проблем с качеством. Экологический эффект отнюдь не очевиден.
Что же получилось в Украине? К намеченной дате оказался не готов никто из лоббистов «биоэтанольного» закона. Минагрополитики, а с ним и «Укрспирт» рассчитывали на 300 млн. бюджетных грн. для модернизации своих полуразрушенных спиртзаводов с устаревшими технологиями. Но денег Министерство финансов не дало. Говорят, в том числе и в силу понимания их дальнейшей судьбы.
Согласно официальным данным, в 2014 г. «Укрспирт» будет располагать мощностями по выпуску 133 тыс. т биоэтанола в год. Это при том, что с учетом всех потребностей рынку нефтепродуктов Украины необходимо минимум 300 тыс. т. Однако в данном случае вопрос даже не в мощностях (металлолома хватает в разных отраслях), а в сырье, которого нет. Из имеющейся в стране свободной мелассы (основного сырья наших спиртзаводов) в 2013 г. было произведено около 70 тыс. т биоэтанола.
Спиртовики утверждают, что главная проблема - отсутствие спроса на их продукцию, а с сырьем проблем нет, мол, его можно импортировать из России. Но, минуточку, весь сыр-бор опять ведет к импорту, от которого вроде бы как хотели избавиться?
Есть сомнения и по поводу отсутствия спроса. На рынок время от времени просачивается импорт, а цена биоэтанола в 2013 г. фактически сравнялась со стоимостью бензина. Смысл его добавления остался лишь у производителей так называемых альтернативных топлив, которых государство снабдило весомыми льготами по акцизу, налогу на прибыль и т.д.
Не получилось пока и у Ю.Бойко. 3 января 2014 г. вице-премьер на территории не постороннего ему концерна «Заря» в Рубежном (Луганская обл.) принял участие в торжественном открытии строительства биоэтанольного производства компании «Заря-Био». Согласно официальному сообщению, строительство завода мощностью 30 тыс. т биоэтанола в год (достаточно много по меркам данной отрасли) планируют закончить в первом полугодии 2015-го. Размер инвестиций, вероятно, превысит 30 млн. евро.
Итак, план не сработал, но закон остался. Проблема в том, что выписан он был то ли неграмотно, то ли с каким-то дальним прицелом, но в любом случае выполнить его оказалось нереально. Прежде всего потому, что действующие госстандарты во многом гармонизированы с европейскими и не предусматривают содержание биоэтанола в объеме более 5% (закон предписывает добавлять не менее 5%). Таким образом, продавать такой бензин нельзя.
Но основной блок вопросов связан с налоговым законодательством. Как подсчитали в Объединении операторов рынка нефтепродуктов Украины, выполнение «спиртзакона» в рамках существующего налогового законодательства приведет к росту цены бензина более чем на 5 грн./л.
Собственно, по пути решения двух описанных проблем движется процесс сегодня. По указанию вице-премьера Ю.Бойко уже разработан законопроект, в котором доля биоэтанола снижается до обязательных 3-5%. Это уже открывает путь на рынок импортным бензинам, в частности европейским, где до 5% добавок на основе спирта вовлекается уже давно. А вот белорусам, крупнейшим поставщикам бензина в Украину, придется адаптировать свой продукт.
Производителей в Украине больше волнуют вопросы налогообложения. На совещании в Минэнергоугольпроме 26 декабря 2013 г. Министерство доходов и сборов презентовало свои изыскания, предложив алгоритм аккредитации производителей смесевых бензинов и налогообложения «биочасти».
Но как бы ни решились первоочередные вопросы, все равно остается главный: ради чего вся эта кутерьма? Нефтепереработчики говорят, что работать со спиртосодержащими топливами нужно очень осторожно, любой сбой в технологии хранения и транспортировке - и в бак автомобиля идет некондиционный продукт.
Биоэтанольная программа также будет давить на цену, о чем говорят и дотации, которые поначалу получали производители нефтепродуктов в Европе. Сегодня европейская политика в сфере альтернативных энергоносителей сводится к прагматичному тезису: если проект не может работать в рынке, никто его поддерживать дотациями и прочим не будет. Дотаций биоэтанол и биодизель уже лишились, Европа в поиске новой надежды. В США толчок биоэтанолу дал, среди прочего, запрет на использование в бензине МТБЭ - самого распространенного, но считающегося вредным октаноповышающего компонента. Переработчикам все равно нужны оксигенаты, и биоэтанол может стать хорошей альтернативой. Только в Европе он стоит 800 долл./т, а у нас - 1500. Стоит ли удивляться, что компонент не очень популярен?
«Раздать всем сестрам по серьгам» решили попробовать нардепы во главе с Игорем Еремеевым, чутким к проблемам нечужой ему нефтяной отрасли. В Конституционный суд Украины за подписью 48 нардепов отправилось представление с просьбой разъяснить положения Закона «Об альтернативной энергетике» в части обязательного добавления биоэтанола.
Суть объемного документа сводится к тому, что раз «обязан» вводится законом об альтернативной энергетике, то и должен распространяться только на данные энергоносители. Тогда как норма о об обязательном добавлении биоэтанола по сути вычеркивает из жизни традиционные бензины, тем самым лишая потребителей права выбора (спиртосодержащие бензины, особенно с биоэтанолом свыше 5%, действительно могут использоваться не всеми двигателями и не во всех условиях).
Фактически это работает и сегодня, когда на бензоколонке автовладелец выбирает между «обычным» А-95 и «альтернативным» топливом с содержанием тех же спиртов более 30%, которое стоит на 1 грн./л дешевле.
Уже проводятся эксперименты с топливом Е-85, не исключено, что вскоре и оно появится в ассортименте украинских АЗС. В той же Европе топливо Е-10 (более 5% биокомпонентов) предлагается отдельной позицией, тогда как попытки сделать его обязательным натолкнулись на протесты автомобилистов.
В нашей же ситуации навязывание биоэтанола рынку и потребителю выглядит вызывающе, учитывая историю возникновения этого мероприятия и его бенефициаров.
Сергей Куюн
20.01.2014 г.
Источник: Зеркало недели |