Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Экономические известия
25.10.2013 :: 10:18
Спецразрешения на пользование недрами ликвидируют

Кабмин поддержал проект Кодекса о недрах, который был разработан Министерством экологии и природных ресурсов. Как сообщил глава ведомства Олег Проскуряков, правительство одобрило документ в целом, и после незначительной доработки он будет направлен на рассмотрение в Верховную Раду, уже без дополнительного утверждения на заседании Кабмина.

Одной из ключевых особенностей новой редакции Кодекса о недрах является ликвидация спецразрешений на пользование недрами, вокруг выдачи которых в предыдущие годы возникало множество конфликтов между инвесторами и уполномоченными правительственными структурами, которые ликвидировали такие спецразрешения.

Частные компании инициировали судебные разбирательства, оспаривая претензии Минэкологии по поводу выполнения условий разрешительных документов на разработку месторождений. Возникали прецеденты, когда инвесторы обвиняли Кабмин в лоббировании тех или иных корпоративных интересов, а ликвидацию спецразрешений власти якобы использовали для передачи прав на добычу полезных ископаемых структурам, которые имели особые договоренности с чиновниками.

Такие истории развивались, в частности, вокруг деятельности украинско-польского совместного предприятия «Девон», компаний с листингом на Лондонской фондовой бирже и с активами в Украине Regal Petroleum и Cadogan Petroleum.

Чтобы исключить возникновение подобных конфликтов, Минэкологии предложило вывести спецразрешения на пользование недрами из правового поля. А вместо них на уровне Кодекса закрепить два варианта для заключения юридических отношений с инвесторами - это соглашение о разделе продукции и договор концессии.

Актуальность такого подхода разработчики Кодекса о недрах объясняют тем, что с 1994 года, когда была утверждена первая редакция такого документа, недропользование в Украине развивалось стихийно, а законодательство, которое регламентирует эту сферу национальной экономики, формировалось бессистемно.

Поэтому возникало множество правовых коллизий и несоответствий между нормами, которые содержатся в разнообразных правовых актах. Также следствием сложившейся ситуации стало наличие большого количества дублирующих положений в разных документах, регламентирующих недропользование в Украине. Это противоречит общепринятой европейской практике, которая доказала свою эффективность и является приоритетом для правительства, как утверждает премьер-министр Николай Азаров.

«Опыт европейских стран свидетельствует о наличии в их системе права единого системного нормативного акта, которым урегулирована вся отрасль недропользования», - говорится в пояснительной записке к обновленной редакции Кодекса, подписанной Олегом Проскуряковым.

Обосновывая целесообразность инициатив Минэкологии, он также обратил внимание, что действующее в Украине законодательство устанавливает запрет на отчуждение права пользования недрами (в частности, внесение его в залог или как взнос в совместную деятельность при организации бизнеса).

Однако «существующие на сегодняшний день экономические и социальные условия развития отрасли порождают острую необходимость учитывать рыночные механизмы развития этого сектора экономики, поскольку деятельность субъектов хозяйствования, связанная с недропользованием, как правило, является ресурсоемкой». Поэтому новая редакция Кодекса о недрах учитывает актуальные тенденции для развития предпринимательства.

В частности, Кабмин предлагает ввести конкурсный порядок для получения права на пользование недрами. Решения по результатам таких конкурсов будет принимать специальная комиссия, в состав которой будут включены представители центральных органов власти, местного самоуправления и общественных организаций.

Все правовые отношения в сфере использования недр будут оформляться договором между победителем конкурса и Государственной службой геологии и недр Украины, Советом министров Автономной Республики Крым.

Эксперты прогнозируют, что в случае принятия нового Кодекса о недрах, в Украине будут созданы предпосылки для реализации большого потенциала украинских месторождений, который сейчас реализуется неэффективно.

Это, в частности, касается добычи углеводородов. Украина ежегодно вынуждена импортировать более 30 млрд. куб. м газа, имея собственные прогнозируемые запасы газа около 5 трлн. кубометров, но добывая менее 20 млрд. куб. м ежегодно.

Отечественные недропользователи прекращают эксплуатацию месторождений, выбрав не больше 75% запасов, в то время как в мире этот показатель превышает 90%. В Ассоциации недропользователей Украины такую ситуацию связывают с тем, что страна не имеет собственной стратегии развития сферы недропользования.

«Добыча углеводородов - это интересный и перспективный бизнес во всем мире. Ежегодный объем инвестиций в Украине в эту отрасль мог бы достигать сотен миллионов долларов. Однако нестабильное украинское законодательство нивелирует инвестиционный имидж страны. Например, ежегодно изменяется Порядок предоставления специальных разрешений на пользование недрами», - отмечает Сергей Дубов из инвесткомпании «Профит Гарант». Поэтому он положительно воспринимает перспективу ликвидации таких разрешительных документов.

Кроме того, как обратил внимание эксперт, условия работы в сфере недропользования не предусматривают значительных финансовых льгот для добывающих компаний, а действующий механизм проведения аукционов по выдаче спецразрешений на пользование недрами приводит к вымыванию значительной части финансовых средств из бюджета инвесторов, поскольку основные средства необходимо вложить непосредственно в покупку лицензии.

«Более рационально и эффективно было бы учитывать инвестиционную программу компании, когда основная часть денежных средств будет вложена в разведку и разработку месторождений», - считает Сергей Дубов.

Нормативно-правовую базу, которая регламентирует недропользование в Украине, эксперты считают неадекватной требованиям времени. «В государстве нет ни одной другой сферы правового регулирования, которая была бы настолько же бессистемной, как недропользование, и настолько растянутой по времени принятия решений, что акты не только не корреспондируются между собой в деталях, но и не могут быть согласованы хотя бы структурно или по объему охваченных вопросов», - сказал ЭИ представитель одной из зарубежных частных компаний, которая занимается добычей газа в Украине.

По его подсчетам, из-за этого наша страна ежегодно теряет «миллиарды грн.» инвестиций, которые могли бы быть направлены на усиление энергобезопасности и сокращение зависимости от импорта дорогостоящих энергоресурсов.

Впрочем, несмотря на такую критику, премьер Николай Азаров утверждает, что в ближайшие пять-десять лет Украина увеличит добычу газа до 30 млрд. куб. м в год, что покроет все потребности страны.

По данным Госкомстата, в 2012 г., по сравнению с 2011 г., добыча природного газа в Украине уменьшилась на 1,1% - до 19,3 млрд. куб. м.

Светлана Долинчук

25.10.2013 г.


Источник: Экономические известия
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}