Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Взгляд
25.02.2013 :: 10:47
Согласны на аренду

Украина никому не собирается продавать свою «уникальную» газотранспортную систему. Однако ГТС может быть передана РФ в аренду уже в ближайшие месяцы, заявил президент страны Виктор Янукович. Газпром может согласиться на это - но только на своих условиях.

«Все эти составляющие должны быть прописаны. Когда мы увидим, что это обеспечено, мы будем готовы подписать соглашение. Пока переговоры идут», - отметил президент, добавив, что близко подошли к решению этого вопроса. По его словам, Украина стремится завершить переговоры уже в первом полугодии 2013 г.

Москва добивается
контроля над украинской ГТС. Ранее Украина настаивала на трехсторонней модели - консорциуме с участием России и ЕС. Однако судя по всему, идея о трехстороннем консорциуме была похоронена. В декабре посол России на Украине Михаил Зурабов заявил, что две страны ведут переговоры о создании двустороннего консорциума по управлению газотранспортной системой Украины.

«Украина совершила стратегическую ошибку, отказавшись от того, чтобы Россия совместно с европейскими партнерами взяла в аренду украинскую газотранспортную систему, вынудив тем самым РФ принять решение о строительстве газопроводов в Европу в обход Украины», - говорил в декабре президент Владимир Путин. «Северный поток» и «Южный поток» могут в будущем свести транзитное значение Украины к нулю, поэтому целесообразность существования украинской ГТС оказалась под вопросом.

Кроме гарантий поставок газа через украинскую ГТС, Киев также попросит скидки на газ и прощения долга на 7 млрд. долларов за недобор газа, выставленный Газпромом, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Кроме того, Украина идет на сдачу в аренду ГТС с целью провести за счет инвестора капитальную модернизацию трубы и увеличить пропускную способность на 30%, на что, по оценке премьера Николая Азарова, потребуется 4,5 млрд. евро.

По словам Януковича, в настоящее время стоимость импортного голубого топлива составляет для Украины 520-530 долларов за тысячу кубометров. Эта «цена на газ для нас самая высокая в мире», добавил он. Но Янукович не вычитает из этой цены скидку в 100 долларов на тысячу кубометров, которую получает от России в обмен на аренду Черноморского флота.

С учетом скидки Киев платит 420-430 долларов за тысячу кубометров, а это уже вполне сравнимо с ценами на газ для европейских потребителей. Так, по данным Газпрома, среднегодовая цена на газ для европейских потребителей в 2012 году составила 405-415 долларов за тысячу кубометров.

У Польши, к примеру, в прошлом году было больше оснований для обращения в Стокгольмский арбитраж, потому что цена на газ там реально достигла 550 долларов за тысячу кубометров. Осенью прошлого года Газпром вынужден был дать скидку польской газовой компании на 15%, то есть с 550 долларов до 450 долларов. Примерно столько платила в уходящем году за российский газ Германия - 452 доллара.

Но у Киева свои расчеты. Украина не раз говорила, что справедливой ценой на газ для себя считает 250 долларов за тысячу кубометров.

Украина ежемесячно несет убытки в размере около 500 млн. долларов в связи с высокой стоимостью импортного газа, которые ложатся на плечи государства, а именно на НАК «Нафтогаз Украины», заявил во время телемоста Виктор Янукович, передает БИЗНЕС-ТАСС. По его словам, нынешняя стоимость топлива «губительна для украинской экономики».

Рост ВВП Украины в прошлом году составил жалкие 0,2%. Руководство страны еще осенью признало: в стране начинается вторая волна кризиса. Украине нужны деньги, и надеяться на продолжение денежных вливаний со стороны МВФ уже не приходится.

Кроме того, Газпром предъявил «Нафтогазу Украины» счет на 7 млрд. долларов за газ, который Украина не закупила в 2012 году. Для Киева это большие деньги. Как говорил украинский премьер Азаров: «7 млрд. долларов - это примерно три месяца выплаты пенсий всем нашим пенсионерам».

Шансы Киева выиграть спор в Стокгольмском суде эксперты оценивают как низкие, так как в контракте двух сторон четко прописан принцип «бери и плати». По нему Киев должен закупать и оплачивать минимум 33,3 млрд. кубометров, однако в 2012 году купил у Газпрома на 9 млрд. кубометров меньше (24,4 млрд. кубов), поэтому этот долг - еще один «козырь» России в переговорах по украинской ГТС.

«Если Газпром берет ГТС только в долгосрочную аренду, то вкладываться в модернизации трубы ему будет крайне рискованно. Украина - непредсказуемый контрагент, который может разорвать договор аренды в любой момент», - говорит газете ВЗГЛЯД директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Поэтому в договоре должны быть юридически закреплены обязательства Украины по аренде.

«Если Россия обязуется инвестировать в развитие ГТС, то плата за аренду не должна быть высокой. Украина может установить плату за аренду в 1 гривну, но наложить на Газпром обязательство по инвестированию в ГТС. Это было бы самым логичным вариантом. Возможно, в пакете будет обсуждаться и скидка на газ», - полагает Пикин.

«Потеря украинского рынка для Газпрома все-таки не лучший вариант. Это третий по величине рынок после российского и европейского. А это спрос на 30-50 млрд. кубометров газа. Тем более что в Европе подъема спроса никто не ждет», - добавляет эксперт.

Ведущий эксперт украинского Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что сдача в аренду Газпрому украинской ГТС не отвечает национальным интересам Украины.

По его мнению, Украине еще 2,5 года назад надо было обращаться в Стокгольмский арбитраж, как это делали другие европейские поставщики Газпрома, и через суд отстаивать изменения условий контракта и формулы цены. «Если до сих пор этого не было сделано, значит, у страны есть деньги, чтобы ежемесячно терять 500 млн. долларов, ее все устраивает», - иронизирует эксперт.

Омельченко поясняет, почему отдать в аренду России ГТС - это неправильное решение для Украины. «Киев за это не получит снижения цены на газ. Цена останется та же, просто за часть газа он будет платить не живыми деньгами, а своей ГТС. Белорусы тоже получили не снижение цен, а изменение формата оплаты», - считает эксперт.

«И главное, Газпром пойдет на условия аренды украинской ГТС только в том случае, если он получит право в будущем полностью контролировать трубу. В договоре может быть так и прописано: договор аренды на несколько лет с последующим правом Газпрома выкупить долю ГТС. Инвестировать, но ничем не управлять и не владеть - на такие условия Россия не согласится», - считает Омельченко.

По его мнению, предложение украинской стороной арендовать ГТС - это завуалированный способ продажи трубы, чтобы в период выборов показать электорату выполнение обещаний. «На самом деле это отвлечение внимания украинцев, способ показать, что мы ничего не продаем, не приватизируем», - говорит Омельченко.

Ольга Самофалова

25.02.2013 г.


Источник: Взгляд
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}