Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

14.07.2020 :: 17:37

В I полугодии 2020 г. импортировано 2,4 млн. т алюминиевой руды на $104,8 млн. - ГТС
14.07.2020 :: 17:32

В I полугодии 2020 г. экспортировано 3,9 млн. т растительных масел на $2,8 млрд. - ГТС
14.07.2020 :: 17:23

Австрия продлила запрет на авиасообщение с Украиной
14.07.2020 :: 17:12

В Запорожской обл. начался ремонт на автодороге между Гуляйполем и Пологами ©
14.07.2020 :: 16:55

ВР планирует усилить ответственность за незаконную торговлю горючим
14.07.2020 :: 16:49

ВР планирует ужесточить наказание за угон авто



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
13.05.2014 :: 10:25
Скандинавия уже не пойдет в Арктику без НАТО

Порожденный глобальными климатическими изменениями инвестиционный ажиотаж вокруг контроля над навигацией в международных водах Арктики приобрел новый, военный аспект. Нейтральные страны Скандинавии Швеция и Финляндия надеялись получить свою долю в арктической гонке самостоятельно. Крах системы договорной международной безопасности, порожденный российской военной интервенцией в Украине, похоронил эти надежды Стокгольма и Хельсинки. Являясь дефакто полностью интегрированными с НАТО, государства с готовностью начали широкий внутриполитический дискурс о необходимости отказа от военного нейтралитета и достижения членства в оборонном блоке.

До недавних пор для достижения своих целей в Арктике использовать ценности общей стратегической безопасности могла только Норвегия. Эта страна, состоящая в НАТО с момента его создания, смогла использовать по максимуму атлантическую поддержку, чтобы закрепить и расширить мощные норвежские экономические и политические позиции в Арктике. К закрепленным позициям можно отнести архипелаг Шпицберген, многолетнюю дипломатическую и экономическую борьбу за который РФ проиграла Норвегии исключительно благодаря членству последней в оборонном блоке. А российсконорвежское соглашение 2010 года о разграничении шельфа позволило Осло опередить Москву в начале разработки месторождений в этом приграничном регионе. Если бы Норвегия не состояла в НАТО, шансы заключить подобное соглашение были бы равны нулю.

Швеция и Финляндия не имеют арктических побережий. Их надежды приобщиться к доходам от торговли на Северном морском побережье базируются на стимулировании потепления отношений между США, ЕС и РФ. Это позволит шведским и финским корпорациям определить в качестве базовых точек своей экспансии российские порты - Мурманск и Кандалакша. Второй вариант - максимально сблизиться с Норвегией и разделить с ней заботу о военной и экологической безопасности в арктических водах. Что даст возможность опереться уже на норвежские порты.

Разразившийся в начале 2014 года украинскороссийский кризис однозначно не оставил нейтральным государствам Скандинавии никакого выбора между указанными вариантами. Подкрепляя новую перспективу, вицепремьер Швеции Ян Бьорклунд 3 апреля призвал к изменению оборонной доктрины и отказу от нейтралитета, чтобы дать стране возможность в ближайшие годы вступить в НАТО. В эти же дни аналогичное заявление озвучили официальные лица Финляндии. Параллельно с заявлениями из Стокгольма в Хельсинки началась подобная дискуссия политиков о том, что нейтралитет для малонаселенной Финляндии, обладающей протяженной границей с Россией, - слишком дорогое удовольствие, требующее гигантских и, главное, самостоятельных оборонных расходов. В случае углубления и без того широкой интеграции с НАТО и достижения членства в этом блоке оборона Финляндии превратится в объект совместных усилий. А это обещает Хельсинки существенную экономию.

Соображениями экономии, судя по всему, отныне и будет устилаться особый финский путь в ряды атлантического сообщества. Для предельной ясности правительство Финляндии отказалось от самой громкой оборонной импортной сделки 2010-2014 годов - закупки у США на сумму более $150 млн. семидесяти модернизированных баллистических ракет малой дальности. Обновленные ракеты дальностью полета 300 км предназначались для 22 оперативнотактических комплексов М270 MLRS. Ракетные войска средней и малой дальности в тяжелых финских географических условиях - вещь крайне необходимая. Если вообще не главная. Поэтому отказ от дальнейшего переоснащения финских ракетных войск, который состоялся именно в разгар украинскороссийского кризиса, пока выглядит никому не понятным событием. Официально это оправдано секвестром финского госбюджета, который в текущем году урезан на 2,2 млрд. евро. Неофициально это дает прессе повод судачить о том, что Хельсинки уже твердо встал на путь присоединения к коллективной обороне НАТО и на этом пути собирается экономить, а не тратить деньги.

При этом в январе 2014 года финское правительство приняло решение разморозить Арктическую программу, которую приняли еще в 2010 году, но свернули изза дефицита средств. Финский посол в Арктическом совете Ханну Халинен, комментируя рестарт программы, уточнил, что в ее рамках страна намерена построить новую железнодорожную линию от Северного Ледовитого океана до Балтики, чтобы заработать на сокращении арктического транзита к портам ЕС. «Будет ли эта линия проходить по территориям Норвегии, Швеции и России? Этот вопрос рассматривается», - усилил интригу финский посол и добавил, что ключевое направление Арктической программы Финляндии - достижение доступа к Северному Ледовитому океану, который откроет финнам прибыльные торговые маршруты Северного пути.

По прогнозам, ледокольная проводка торговых судов примерно с 2020 года может стать всесезонной. Более короткое расстояние делает этот канал сильным конкурентом традиционному пути через Сингапур и Суэц. Кроме доходов от транзита планируется, что строительство ж.-д. линии удешевит несколько финских горнорудных проектов в арктической Лапландии. Еще одним ключевым направлением размороженной финской Арктической программы является стратегия предоставления национальным судостроительным и электронным корпорациям дополнительных шансов заработать на предотвращении множественных экологических опасностей при добыче нефти и газа на арктическом шельфе в РФ, Норвегии, США и Канаде.

К бизнесу на экологии Хельсинки идет методично. В 2008 году Финляндия стала страной базирования Северного инвестиционного банка. Затем в 2010 году, на родине СантаКлауса в Рованиеми, был создан Арктический информационный центр государств ЕС. Далее финны стали инициаторами международной программы создания демилитаризированных и заповедных зон в ледовых водах Арктики. Теперь же выходит так, что без присоединения к системе коллективной обороны Хельсинки будет очень трудно и дорого самостоятельно достигать успеха в этих начинаниях.

С учетом этого возросшая после атаки на Украину непредсказуемость России сыграла финнам на руку и дала идеальный повод обратиться в Вашингтон и Брюссель за защитой. Пока на этом пути есть формальная преграда - финское судостроительное лобби, которое опасается, что начало холодной войны окунет РФ в гонку вооружений, которая сократит российские ассигнования в арктические проекты. Большинство из них и так на грани срыва. Финляндия как страна, которая построила 23 из всех 45 ледоколов России, имеет повод для беспокойства. В данное время до начала дополнительных трат на вооружение Москва декларирует планы закупить под арктические проекты 1,8 тыс. торговых судов до 2030 года, из которых не менее 300 - до 2020-го. Часть этих заказов для Финляндии представляет солидный куш. И финские корпорации рассчитывают, что у них, как и в прошлые полвека, в дальнейшем также будет минимум 30%-ная доля российских арктических судостроительных контрактов. Однако, судя по всему, новый мировой кризис способен внести коррективы в амбиции финских верфей. На протяжении более чем двух десятилетий, минувших после распада СССР, большинство из них так и не смогли изменить свою стратегию. Самые консервативные предприятия в итоге были поглощены в 2000-е новыми собственниками и утратили самостоятельность. Финским политикам после этого не осталось ничего иного, как устремить взоры к Арктике, в борьбе за ресурсы которой сохранение нейтралитета стремительно теряет актуальность.

com.jpg

Олег Потапенко

13.05.2014 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2020

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов