10.11.2008 :: 12:44
«Щука» задохнулась в дыму
Вчера российская атомная подводная лодка, на борту которой во время ходовых испытаний произошло ЧП и погибли 20 человек, вернулась во временный пункт базирования в Приморье.
По словам помощника главнокомандующего ВМФ Игоря Дыгало, подлодка проходила заводские испытания на полигоне Тихо-океанского флота. ЧП произошло в субботу около 18 часов по местному времени рядом с заливом Владимира (Приморский край) в Японском море.
По данным Военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре (СКП) по Тихоокеанскому флоту, в результате ложного срабатывания пожарной тревоги первый и второй отсеки в носовой части субмарины оказались загерметизированы, а система пожаротушения автоматически начала ликвидацию несуществующего очага возгорания с помощью специального газа - фреона.
В этот момент на атомоходе, по данным пресс-службы ВМФ, находились 208 человек - 81 военнослужащий и команда инженеров, рабочих и других специалистов Амурского судостроительного завода, построившего лодку.
По официальным данным, в результате аварии погибли 20 человек - трое военнослужащих и семнадцать гражданских специалистов. Пострадали ещё 22 человека. Все они были эвакуированы на большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц», который доставил их во Владивосток.
Но подлодка не потеряла управление и в сопровождении спасательного судна «Саяны» дошла своим ходом до пункта базирования в городе Большой Камень.
Амурский судостроительный завод начал испытания в море подлодки класса «Щука-Б», относящейся к кораблям третьего поколения, в конце октября, а на прошлой неделе она совершила первое погружение. Строительство АПЛ велось с 1991 года.
По заявлению пресс-службы ВМФ, целостность субмарины не нарушена, её ядерный реактор работает в пределах нормы, радиационный фон также соответствует нормативам. Как уточнил помощник главнокомандующего ВМФ Игорь Дыгало, АПЛ ещё не была принята в состав ВМФ и находилась на этапе заводских испытаний, проводимых сдаточной командой завода. Приём в состав ВМФ должен был состояться в конце этого года.
Как сообщил журналистам официальный представитель СКП Владимир Маркин, следственными органами возбуждено уголовное дело, назначены и проводятся судебно-медицинская, судебно-техническая и организационная экспертизы.
«Только после обработки их результатов можно будет говорить о причинах происшествия, - подчеркнул представитель СКП. - Однако результаты первых экспертиз подтвердили, что смерть подводников наступила в результате попадания в лёгкие газа фреона».
Ранее министр обороны Анатолий Сердюков доложил президенту страны Дмитрию Медведеву о чрезвычайном происшествии на подводной лодке.
Глава государства поручил министру в постоянном режиме информировать его о ситуации на субмарине, а также оказать помощь и поддержку семьям погибших. Для участия в расследовании в Приморье вылетели первый заместитель министра обороны генерал-полковник Александр Колмаков и главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Высоцкий.
Справка «Гудка»
Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» - серия советских многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения, спроектированных по тому же техническому заданию, что и титановые лодки проекта 945 «Барракуда», но со стальным корпусом. В первой половине 1995 года система обнаружения США не смогла зафиксировать появление этих лодок у своего восточного побережья. При скорости 6 - 9 узлов АПЛ «Щука-Б» становится практически неуязвимой. Начиная с восьмой АПЛ этой серии, конструкция и системы атомных подводных лодок были усовершенствованы.
Евгения Селиванова
10.11.2008 г.
Источник: Гудок |