26.09.2008 :: 10:00
Шпала-контролер
Вчера на конференции в Центральном доме ученых РАН более 60 научных институтов и организаций России, Китая, Белоруссии, Украины и ряда других стран представили свои разработки в области микротехнологий.
Многие из них созданы для применения в транспортной отрасли. Например, сотрудники Московского энергетического института заложили в бетонную шпалу микроприбор, состоящий из камеры высокого разрешения и передающего устройства. Внешне вся конструкция напоминает забитый в шпалу гвоздь, наполовину из нее торчащий шляпкой вверх. Подзаряжается устройство от вибрации, вызванной проходящим поездом, поэтому может служить несколько лет без замены, постоянно передавая диспетчеру изображение ходовых частей вагонов и локомотивов, а также крепежных деталей пути. Внедрение новинки, по мнению ее создателей, повысит безопасность движения поездов. Ведь все самые ответственные узлы будут находиться под непрерывным визуальным контролем железнодорожников.
Специалисты Российского научно-исследовательского института космического приборостроения показали наноспутники ТСН последнего поколения, весящие всего 5,3 кг. Подобный уже работающий на орбите 700 км аппарат оснащен двумя видеокамерами и помогает предупреждать природные катастрофы, исследовать верхние слои атмосферы и управлять морскими судами.
Как рассказал «Гудку» представитель этого института Арнольд Селиванов, за такими спутниками будущее. Конечно, они не решают проблем, связанных с пилотируемой космонавтикой. Зато достаточно дешевы, а управлять ими можно с помощью обычного ноутбука.
По словам ученого, современные пленочные нанотехнологии позволяют размещать на тончайших пластинах (толщиной 1 - 2 мкм и площадью до 5 кв. см) целый комплекс энергетической, аналитической, передающей и иной аппаратуры, способной решать всевозможные научные и прикладные задачи, в том числе и в области навигации транспортных объектов. Собранные из подобных материалов мини-спутники, соединенные в пространственные модули, можно будет с успехом уже в скором будущем использовать в качестве межпланетных станций.
Такая станция размером 5 кв. м способна очень долго дрейфовать в атмосфере других планет, поскольку для питания ей потребуется всего 0,1% энергии, вырабатываемой ныне действующими солнечными батареями. В будущем году научно-производственное объединение им. С.А.Лавочкина совместно с Европейским центром космических технологий запустит с Байконура с помощью ракеты «Союз» подобный аппарат массой всего 40 кг на поверхность Меркурия. А на 2010 год в рамках проекта «Малая марсианская станция» (ММС) намечен старт на Красную планету аппарата весом лишь 9 кг.
Роман Мартынов
26 сентября 2008 г.
Источник: Гудок |