Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Независимая газета
23.12.2013 :: 10:37
«Северный поток» становится неокупаемым

Запущенный два года назад газопровод «Северный поток» остается незагруженным. Текущий транзит составляет всего около 12 млрд. кубометров при мощности первой ветки более 27 млрд. А «Газпром» уже протянул вторую ветку и увеличил мощность газопровода до 55 млрд. кубометров в год. В концерне утверждают, что весь объем газа по проекту уже законтрактован крупными международными энергетическими компаниями. Однако эксперты сомневаются в коммерческой эффективности проекта, который к тому же не помог России покончить с транзитной зависимостью от Украины.

Россия тратит колоссальные деньги на строительство газопроводов в обход Украины, но не добивается желаемого результата: обходные газопроводы остаются незагруженными, а транзитная зависимость от Украины - сохраняется. К такому выводу пришли экономисты Института Гайдара.

«Транзит через «Северный поток» составил всего около 12 миллиардов кубометров при мощности первой ветки 25 миллиардов», - отмечает научный сотрудник лаборатории институциональных проблем Института Гайдара Сергей Жаворонков. (По данным «Газпрома», пропускная способность первой нитки - 27,5 млрд. кубометров.) «Итоги 2012 года парадоксальным образом показывают, что даже на мощность первой ветки спроса нет - то ли в связи с задержкой ввода в строй газопровода NEL, то ли в связи с высокой ценой, то ли в связи со всем вместе. Таким образом, сейчас у России нет возможности отказаться от услуг Украины - даже если бы «Северный поток» заработал на полную мощь. Кроме того, если спрос на газ в Европе вырастет, то только Украина сможет позволить России его удовлетворить, запустив часть пустующих мощностей газотранспортной системы», - отмечает эксперт.

Между тем сам «Газпром» сообщает, что «весь объем газа по проекту уже законтрактован крупными международными энергетическими компаниями». Заметим, что реальный уровень загрузки и наличие неких контрактов - это разные вещи.

Независимые эксперты признают, что окупить затраты на строительство «Северного потока» пока невозможно. Впрочем, шансы на увеличение транзита в перспективе сохраняются - не только за счет замещения украинского транзита, но и за счет роста потребления газа в Европе. «Если предположить, что потребление газа в Европе возрастет на 200 миллиардов кубометров за ближайшие 10-15 лет, то говорить о полном отказе от транзитных государств, таких, как Украина, не приходится. Газопровод «Северный поток» призван покрыть лишь четверть от прогнозируемого объема экспорта. Еще больше газа будет поставляться через «Южный поток», запуск которого намечен на 2015 год. Получается, что совокупные поставки обоих газопроводов составят около 120 млрд. куб. м газа в год, что не удовлетворит возросшие потребности Европы в газе. Соответственно максимальная загрузка газопровода «Северный поток» - это лишь вопрос времени», - считает аналитик MFX Broker Юрий Прокудин.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов утверждает, что уже в этом году ситуация изменилась к лучшему. «Транзит по территории Украины остается довольно большим по той причине, что спрос на российский газ в текущем году установил абсолютный рекорд. Ожидается, что экспорт «Газпрома» по итогам 2013 года превысит 160 миллиардов кубометров, тогда как в 2012 году было около 139 ммллиардов», - приводит данные эксперт.

В «Газпроме» также отметили, что данные за 2012 год не репрезентативны, так как в это время не все работы по трубопроводу были закончены. «В этом году показатели намного выше», - заявили в пресс-службе. Правда, точные цифры пока оказались недоступны.

Ведущий аналитик Wild Bear Capital Виктор Неустроев отметил, что первоначальные расчеты «Газпрома» на быструю окупаемость не оправдались, но проект остается рентабельным. «Европейская экономика с трудом пережила кризис 2008 года и до сих пор не может восстановиться. Так что о планируемом росте спроса говорить не приходится - он, конечно, есть, но гораздо меньше, чем прогнозировали в «Газпроме». Освобождая украинскую трубу, Россия фактически пускает в Европу азербайджанский и среднеазиатский газ. А если принимать во внимание политику европейских стран, которые хотят получать поставки газа от разных экспортеров и не зависеть от одного конкретного, часть европейского спроса запросто переключится на поставки из новых источников. Несмотря на то что зависимость транзита газа через Украину не уменьшилась, а недостаток спроса не позволяет запустить «Северный поток» на полную мощность, этот проект все же может быть рентабельным. Однако срок окупаемости увеличится. Вместо обещанных 14-15 лет срок может быть увеличен до 20-25 лет».

Срок окупаемости проекта увеличится с 13-15 лет до 17-18 лет, прогнозирует аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева. «Стоило ли строить «Северный поток»? Конечно, стоило. Цифры свидетельствуют о том, что после запуска СП 8 ноября 2011 года объемы транзита газа через территорию Украины уменьшились на 20%, до 84,3 миллиардов кубометров. Если бы сокращение произошло на 1-2%, тогда мы могли бы сказать, что зависимость практически не уменьшилась», - считает эксперт.

В неполной загрузке трубопровода тоже есть свои плюсы, полагает Андрей Никитюк, председатель правления инвестиционной компании Concern General Invest. «Несмотря на то что в ближайшее время этот транспортный маршрут поставок российского газа в Европу едва ли достигнет полной загрузки, наличие мощностей СП позволяет «Газпрому» сохранить определенную гибкость при выборе транспортных маршрутов в случае возобновления проблем с Украиной», - уверен эксперт.

Алина Терехова

23.12.2013 г.


Источник: Независимая газета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}