Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
ИА «Фергана»
01.04.2008 :: 09:46
СЕНСАЦИЯ! Великий шелковый путь уже действует! [фото] Часть I

Своими глазами. Великий шелковый путь сегодня. Часть I
 

Древний караванный путь, который назывался Великим шелковым, сохранился и до настоящих дней. Изменились только способы доставки товаров: караваны верблюдов заменили колонны большегрузных машин. Вместо разбойников, которые взимали дань с купцов, теперь появились ведомственные посты, которые вполне официально берут мзду за провоз груза. Как раньше товары Великого шелкового пути расходились по всему Евразийскому миру, не зная границ и преград, так и сейчас, несмотря на искусственно созданные препятствия, колючую проволоку и угрозы быть избитыми солдатами, торговцы, которые теперь называются более модным словом «коммерсант», развозят товары по пути, который когда-то действительно был Великим.

О том, что сегодня представляет собой нынешний Великий шелковый путь, рассказывают корреспонденты ИА «Фергана.Ру», проделавшие немалый путь - от границ Узбекистана через территорию Кыргызстана, до китайского Кашгара. Сегодня мы представляем первую часть собранного ими обширного материала.

Китай & Узбекистан

Давно не секрет, что во многих странах мира китайские товары лидируют по количеству, зачастую, в ущерб качеству. Аналитики отмечают, что дешевизна и доступность китайского ширпотреба не позволяют развивать достаточно конкурентоспособное собственное производство в приграничных с КНР странах. Некоторые страны, как, например Узбекистан, в целях защиты собственного производителя и поднятия престижа собственных товаров даже полностью запретили ввоз китайских товаров на свою территорию.

6[2].jpg
Великий шелковый путь сегодня: Камазы вместо караванов верблюдов...

Однако нелегально товары китайского производства попадают и в Узбекистан. Более половины доставляемого на самый крупный рынок Центральной Азии в Карасуу китайского товара уходит контрабандными путями в Узбекистан. Огромное количество китайского ширпотреба, поступающего на юг республики, где проживает половина кыргызстанцев, а это примерно 2-2,5 миллиона человек, сами кыргызстанцы не в силах «переварить».

Поэтому гигантская масса товара предназначена для огромной армии мелких оптовиков из Узбекистана, приезжающих на Карасуйский рынок практически со всех областей Узбекской Республики, несмотря на тысячекилометровые расстояния и угрозу конфискации товара.

Снос домов

Контрабанда товаров китайского производства является бичом для узбекских властей. Чтобы уменьшить поток контрабанды, власти Узбекистана усилили границу, в частности, снесли все постройки вдоль приграничной полосы, независимо от форм собственности и предназначения. Под снос пошли тысячи жилых домов рядовых узбекистанцев.

Жительница одного из узбекских приграничных поселков, чей дом попал под снос, рассказала нам свою историю. «У нас был большой дом из шести комнат, с участком земли в двенадцать соток. Его снесли потому, что он, по мнению узбекских властей, находился не там где надо: возле колючей проволоки, и, по мнению чиновников, способствовал контрабанде. Взамен снесенного дома нам дали 4 сотки земли и 5,5 миллионов сумов ($4.840) на постройку дома. Но этих денег не хватит даже на возведение сарая», - со слезами рассказывала узбечка.

Снос домов начался в апреле 2007 года и был поручен армии. Военные, используя технику, быстро сравняли дома с землей. Людей же, несмотря на дожди, снег и слякоть, выгнали на улицы. Например, только на одном небольшом участке границы, где оказались села Соколок, Кисик и Дустлик, было снесено порядка 200 домов. Всего же, вдоль всей границы с Кыргызстаном было ликвидировано тысячи хозяйств, десятки тысяч людей были выброшены на улицы. И лишь потому, что их дома оказались у колючей проволоки.

Коррупция пограничников

Соответственно, подобные меры широко развили коррупцию в среде военнослужащих пограничных войск узбекской армии. Автор этих строк стал свидетелем, как солдаты-пограничники брали деньги с торговцев, перебирающихся со своими товарами через колючую проволоку. За каждый тюк или мешок с грузом установлена определенная такса - за разовый проход с грузом нужно заплатить 1000 сумов ($0,8), без груза - 500 сумов ($0,4). В день границу подобным образом переходят многие тысячи узбекистанцев, пытающихся под страхом конфискации и под дулом автоматов пограничников провезти контрабандой китайский товар, чтобы у себя на родине опять, также прячась от фискалов, продать вещи, и тем самым прокормить свою семью.

Следует отметить, что подобным «бизнесом» занимаются исключительно женщины. Мужчины не рискуют заниматься контрабандой, потому как если при задержании женщина может отделаться «лишь» ударами по спине прикладом автомата, пинками коваными сапогами по телу, то мужчину могут арестовать и подвергнуть самым изощренным издевательствам и пыткам.

2[2].jpg
«Коммерсанты» подсматривают в щель в заборе, когда солдат уйдет или даст команду проходить...

Жалобы узбекистанцев

Узбекские женщины очень боятся, что их лица на фотографии могут увидеть представители спецслужб своей страны. «Тогда не только нас самих, но и всю нашу семью уничтожат. Нас обвинят, что мы вмешиваемся в политику страны, и тогда нам не поздоровится. Поэтому, пожалуйста, не фотографируйте нас», - просят они журналиста. Но в то же время дружно рассказывают, в каких трудных и тяжелых условиях им приходится добывать свой хлеб насущный. В журналисте зарубежного издания они видят единственную возможность донести до общественности ситуацию, которая складывается в авторитарном Узбекистане.

«Большие чиновники беспрепятственно через таможенные посты на больших машинах перевозят китайские грузы, которые затем открыто продаются в больших магазинах. А мы вынуждены прятаться, потому что при задержании кроме изъятия товара еще наложат большой штраф. Поэтому, если мы видим опасность, мы даже не пытаемся договариваться, а сразу бросаем весь груз и убегаем», - перебивая друг друга, рассказывают женщины.

Дома кыргызстанцев, как перевалочные базы

Вдоль колючей проволоки с кыргызской стороны находятся жилые дома кыргызстанцев. Большинство из них промышляют тем, что превращают свои дворы в большие склады, куда с рынка привозят груз узбекские коммерсанты. Причем дворы имеют два выхода - с кыргызской стороны в большие ворота может въехать автомашина с грузом, а с противоположной стороны есть небольшая калитка, которая упирается прямо в колючую проволоку, и в которой проделан лаз на узбекскую территорию.

Разумеется, удобную возможность временно складировать товары и пережидать опасность кыргызские граждане предоставляют контрабандистам не по доброте душевной. По свидетельству одного из хозяев подобной «перевалочной базы», в день он имеет с узбекских торговцев до сотни американских долларов. «А в базарные дни, перед какими-то праздниками и перед началом учебного года - и того больше, - отмечает собеседник. - Потому, что все школьные принадлежности, от одежды до ручек, идут в Узбекистан через наши дома».

Отсюда большие тюки весом по 50-80 килограммов переносят те же женщины-узбечки, для которых подобная работа - единственный источник дохода. За каждый 50-килограмовый мешок, который нужно перенести на себе на расстояние метров в 300, где ждет узбекская машина, узбечки берут 500 сумов ($0,4). «Носильщицы» очень боятся потерять и эту возможность заработка. Увидев в руках журналиста фотоаппарат, они закричали и позвали узбекских пограничников, которые находились за колючей проволокой и делали вид, что не видят, как переносится груз. Пограничники погнались за мной, однако, увидев, что с кыргызской стороны стоят несколько милиционеров, границу переходить не стали, а ограничились лишь словесными угрозами в мой адрес.

Контрабанда

Поток контрабандных товаров движется в оба направления. В Узбекистан из Киргизии несут муку, сахар, китайские товары - одежду и бытовую технику. Обратно идет поток фруктов и овощей. Выгоду с этого нелегального бизнеса имеют не только крестьяне и местные жители, занятые в обслуживании торговцев-покупателей. Эти места являются «злачными» и для представителей правоохранительных структур обоих государств: вопрос только в цене и способности договориться. Правда никто из официальных органов никогда не подтвердит, что контрабандные пути существуют.

3[1].jpg
Контрабандисты на узбекско-киргизской границе

Заместитель начальника Карасуйского районного отдела внутренних дел Байтик Бабатаев на просьбу журналиста оказать содействие в освещении темы контрабанды товаров клятвенно заверял, что такое просто невозможно. «Неужели вы думаете, что если бы мы знали, что где-то существуют контрабандные тропы, то мы не пресекли бы подобное правонарушение? Такое просто невозможно, во всяком случае, в нашем районе», - пытался уверить автора статьи милицейский чиновник. Тем не менее, милиционеры рангом пониже рассказали, что контрабанда существует, и именно она позволяет развиваться торговле. «Если перекрыть границу, от этого не станет лучше ни киргизским, ни узбекским гражданам. И если власти не разрешают людям легально перевозить товары, то они вынуждены делать это тайно», - откровенно говорит участковый с Карасуйского рынка.

Во время моей работы на одном из таких пограничных «переходов» в утреннее время туда подъехал киргизский военный в звании майора. Увидев в моих руках фотоаппарат, майор начал выяснять, по какому праву журналист зарубежного издания посмел здесь работать. «Вы стараетесь выискивать только плохое, и хотите показать, как кыргызские власти попустительствуют контрабанде. А почему бы вам не рассказать о том, как узбекские пограничники бьют своих же женщин, как у них народ мучается. Я вам даю полчаса на то, чтобы вы ушли отсюда», - заявил майор по имени Имарали. Правда, по какому поводу военный чин явился в такой ранний час на «проходное» место, осталось тайной. Однако, однозначно: он приехал туда не для проверки постов.

Улугбек Бабакулов

02.11.2007 г. (1 апреля, tbu.com.ua)


Источник: ИА «Фергана»
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}