Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Независимая газета НВО
30.08.2013 :: 11:06
С прицелом на авианосцы

В Иокогаме прошла церемония спуска на воду, как сообщают СМИ, самого крупного построенного в послевоенные годы на верфях Японии военного корабля. Официально это «эскадренный миноносец-вертолетоносец» 22DDH, бортовой номер DDH-183. Но эту классификацию большинство средств массовой информации приводит в кавычках. Он получил название «Идзумо». Фактически и по водоизмещению, и по конструкции это современный крупный вертолетоносец, который за несколько месяцев при незначительной модернизации можно переоборудовать в легкий авианосец. У него плоская полетная палуба по всему корпусу длиной почти 250 метров. Надстройка смещена к правому борту.

Это уже третий в японских ВМС десантный вертолетоносец, которого вряд ли можно отнести к эскадренным миноносцам. Спуск «Идзумо» на воду некоторые СМИ определяют как «неожиданность для соседних с Японией стран». Вряд ли это так. В отношении бюджетов на строительство кораблей Япония достаточно открытая страна. О вновь заложенных кораблях публикуются основные характеристики. В печати сообщалось, что в мае 2006 года был заложен 16DDH, в августе 2007 года он был спущен на воду и получил название «Хюга» (Hyuga 16DDH, бортовой номер DDH-181), а в апреле 2009 года «Хюга» вступил в строй.

Уже тогда отмечалось расхождение в маркировке класса «Хюга» и фактическим обликом корабля. По водоизмещению «эскадренный миноносец» «Хюга» был в три раза больше привычных эсминцев. Имел сплошную палубу от носа до кормы и смещенную на правый борт надстройку, все как у авианосцев.

DDH «Хюга» специалистами сразу рассматривался как универсальный десантный корабль и даже как легкий авианосец. Полное водоизмещение 18 тыс. тонн, полетная палуба длиной почти 200 метров. Может нести 11 вертолетов различного назначения. Задачи по высадке десанта уже отрабатывались с участием «Хюга» на учениях, в том числе совместных с подразделениями морской пехоты США.

Второй однотипный с «Хюга» корабль 18DDH был заложен в мае 2008 года, спущен на воду в марте 2011 года и вступил в строй под названием «Исэ» (Ise 18DDH, бортовой номер DDH-182).

Что касается «Идзумо», то еще в августе 2009 года в проекте бюджета на 2010 финансовый год, 116,6 млрд. иен запрашивалось на строительство нового корабля проекта 22DDH с большими, нежели «Хюга», размерами: длина - 248 м, ширина - 39 м (водоизмещение стандартное/полное - 19 500/24 000 т). Вступление «Идзумо» в строй ожидается в 2014 году. «Идзумо» способен обеспечить одновременный взлет и посадку 5 вертолетов и обеспечивать действия до 9 вертолетов.

«Идзумо» может выполнять функции корабля снабжения, в частности осуществлять дозаправку других действующих совместно кораблей. Оборудование позволяет выполнять функции плавучего штаба во время спасательных операций как за рубежом, так и в стране. На борту имеется госпиталь, рассчитанный на 35 пациентов.

«Эскадренный миноносец» «Идзумо», как считают эксперты, потенциально в будущем может использоваться для базирования истребителей вертикального взлета и посадки, таких как истребители F-35B.

Япония уже имеет военно-морской флот, который специалистами расценивается как один из лучших и по оснащению, и по подготовке личного состава среди флотов стран региона. Однако у нее не было сил и средств для проведения полноценных десантных операций. Этот недостаток устраняется введением в состав флота новых «эскадренных миноносцев-вертолетоносцев». Проведению таких операций «мешает» также Конституция страны, которая ограничивает деятельность вооруженных сил только оборонительными функциями, что не позволяет Японии строить авианосцы. Поэтому и маскируются авианосцы под вертолетоносцы, пусть и на бумаге.

Официально правящие круги страны заявляют, что Япония не имеет планов использовать «Идзумо» в наступательных целях. Тем не менее, по сообщениям японских корреспондентов, соседние с Японией страны, в частности Китай и Южная Корея, резко негативно встретили сообщения о спуске очередного десантного вертолетоносца в Японии. Об этом свидетельствуют, например, публикации корреспондентов газеты «Асахи» из Пекина и Сеула. В них отмечается жесткая отрицательная реакция в СМИ Китая и Южной Кореи на наращивание корабельного состава ВМС Японии. Это расценивается как «поворот на милитаристский курс».

Корреспондент «Асахи» в Пекине отмечает, что китайские газеты выносят фотографии о церемонии спуска на первые полосы и называют «Идзумо» «фактически авианосцем». Корреспондент цитирует китайского эксперта, который на центральном государственном канале заявил, что «Идзумо» может действовать как стандартный авианосец всего после двух месяцев модернизации. В газетах, пишет корреспондент, утверждается, что «наступательные возможности «Идзумо» будут много больше с размещением на нем истребителей вертикального взлета и посадки F-35B».

В сообщениях японских корреспондентов из Пекина отмечается, что китайцев возмущает то, что самый крупный современный японский корабль унаследовал название корабля, который участвовал в агрессии японских милитаристов в Китае. Такое же название было у «крейсера во время вторжения Японии в Китай в ходе второй японо-китайской войны» (1930-е годы). Чувства китайцев можно понять, для них это горький повод вспомнить об ужасах и унижениях китайского народа в годы японской агрессии.

Здесь можно напомнить, что в ходе японской колонизации Маньчжурии 1930-х годов сотни тысяч китайских крестьян сгонялись с удобных возделанных угодий, которые отдавались переселенцам из Японии. К 1941 году в Китай было переселено около миллиона японских колонистов, планировалось переселить около 5 млн. Без японского искреннего покаяния вряд ли может китайский народ забыть и простить «Нанкинскую резню». В декабре 1937 года солдаты Императорской армии зверски убили более 200 тыс. китайцев, гражданских и военных. Организовывались массовые бойни, японцы жалели патроны и рубили головы мечами.

Все это носило организованный правившими страной милитаристами целенаправленный характер - запугать китайцев, побудить население отказаться от борьбы. Примеров тому масса. Взять хотя бы разрешение военнослужащим Квантунской армии отправлять посылки домой. Нанкин, тогдашняя столица Китая, был отдан на разграбление японским солдатам. В поисках ценностей они врывались в дома, искали ценности, творили насилия. Только по подтвержденным данным было изнасиловано более 20 тыс. женщин.

Это признается японским руководством, но официального покаяния не сделано. Как не повинились японцы и за многие другие военные преступления в соседних странах, например преступления против корейского народа. За 35 лет аннексии Кореи до миллиона корейцев было вывезено в Японию, на рабский труд в шахтах и дорожном строительстве.

Традиция передавать имена отслуживших свой срок кораблей вновь построенным существует во многих странах, как и общие морские традиции. В Японии есть своя национальная традиция - называть лучшие корабли по названиям древних провинций страны. Хюга, Исэ, Идзумо - такие провинции.

Сейчас в Японии наблюдается новая волна милитаристских настроений. Сторонникам наращивания вооруженных сил можно напомнить судьбу заложенных в конце в конце 1930-х годов и названных по этой традиции, как считалось, «непобедимых дредноутов», линкоров типа «Ямата». Они должны были обеспечить японское господство в водах Тихого океана. Головной «Ямато» был заложен в ноябре 1937 года, второй, «Мусаси» - в марте 1938 года, третий, «Синано» - в мае 1940 года.

«Ямато» и «Мусаси» вступили в строй в начале войны. «Синано» был достроен в 1944 году, но уже как авианосец. Делая ставку на линкоры, японские военные теоретики просчитались, победу в сражениях на море начали определять авианосцы. Атаками с воздуха в октябре 1944 года в заливе Лейт был потоплен «Мусаси», а в апреле 1945 года в битве за Окинаву и «Ямато». Оба «непобедимых дредноута» пошли в морскую пучину от ударов авиации, несмотря, нужно отдать должное, на мужество японских моряков. В каждый из «непобедимых» попало более десятка торпед и крупных авиабомб.

Авианосцу «Синано» не повезло в большей мере, чем его собратьям-линкорам. После ходовых испытаний на переходе из Токийского залива к месту базирования в ВМБ Куре 29 ноября 1944 года он был потоплен американской подводной лодкой, которая выпустила по нему всего 4 торпеды.

Сторонников милитаристского курса, которые есть и в правящих кругах Японии, не устраивает действующая с 3 мая 1947 года послевоенная Конституция, провозглашающая отказ от войны. По ее 9-й статье «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров».

Конституция Японии в своем роде уникальна тем, что в ней записано: «Право на ведение государством войны не признается». Борцам за мир во всем мире следовало бы развернуть борьбу за то, чтобы это положение было записано в Конституции других стран. Примером в этом могла быть Япония. Послевоенные экономические успехи Японии во многом обусловлены тем, что она фактически не участвовала в мировой гонке вооружений. Это была осознанная политика, подкрепляемая конкретными мерами, например запретом на экспорт оружия, ограничением военных расходов одним процентом от ВВП.

«Идзумо» - это лишь небольшой сигнал о повороте страны на милитаристский курс. Встать на него мешает Конституция, ее антивоенная статья. С победой на выборах в палату представителей в декабре прошлого года и возвращением во власть Либерально-демократической партии ее председатель и премьер-министр Синдзо Абэ ясно дал понять, что намерен добиться внесения поправок в Конституцию. Уверенность в возможности этого ему придала и победа ЛДП на выборах в июле в палату советников. Сейчас у ЛДП полный контроль в парламенте.

Однако поправки к Конституции по ее же статье 96 вносятся с согласия не менее двух третей общего числа членов обеих палат. Такого большинства у ЛДП нет и С. Абэ, по сообщениям СМИ, для достижения своей цели ищет союзников среди малых партий в парламенте.

Пока же за дымовой завесой корабельной терминологии, называя авианосец эскадренным миноносцем, идет подготовка флота к наступательным операциям. Об этом свидетельствует инициированная в СМИ дискуссия о возможности «превентивных ударов» по представляющим угрозу Японии объектам за рубежом.

Это дискуссия, но есть и практические шаги. Правительство пришедшей в декабре 2012 года к власти Либерально-демократической партии приняло решение заморозить выполнение Долгосрочной программы строительства вооруженных сил, утвержденной в декабре 2010 года правительством правившей в то время Демократической партии Японии. Как писала в редакционной статье газета «Майнити», правительство ЛДП намерено, «сформулировать свою, по всей видимости, более жесткую программу наращивания вооруженных сил» и опубликовать ее в декабре.

Николай Тебин

30.08.2013 г.


Источник: Независимая газета НВО
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}