Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Независимая газета
20.11.2012 :: 10:31
Ручной режим оборонного ценообразования

Стоимость строительства атомных подлодок устанавливает лично Владимир Путин

Президент Владимир Путин поручил вице-премьеру Дмитрию Рогозину навести порядок с ценами в оборонке. Цены производителей вооружений власти пытаются контролировать уже больше семи лет - с тех пор, как Россия начала увеличивать оборонные расходы. Однако особых успехов в борьбе с ценовыми накрутками пока нет. По словам Рогозина, цены атомных подлодок устанавливает лично Путин. Справедливую цену танков, ракет или самолетов определить очень сложно - но возможно. Для этого нужен глубокий аудит производственных
цепочек, которым власти на самом деле заниматься и не хотят, считают эксперты.

Президент России Владимир Путин поручил вице-премьеру Дмитрию Рогозину, который отвечает за оборонно-промышленный комплекс, вместе с экономическим блоком правительства завершить работу над формированием общих принципов ценообразования при гособоронзаказе. «Общие принципы ценообразования надо определить», - сказал глава государства на встрече с заместителем председателя правительства. «Разговоров на этот счет много, проблем много, вы сами этого уже хлебнули как следует, но до сих пор у нас единых принципов нет», - заметил Путин. «Доведите до конца вместе с экономическим блоком правительства; это нужно завершить», - заявил Путин.

В свою очередь, Рогозин напомнил Путину, что тот в свое время сам назначал цену строительства атомных ракетоносцев. «К сожалению, пока ситуация находится в ручном управлении, и доходит до того, что вам, главе государства, приходилось самому принимать решения по таким сложным аппаратам, как, скажем, атомные подводные лодки», - припомнил вице-премьер.

В связи с новым поручением президента эксперты «НГ» напоминают, что разобраться с ценами на вооружение российские власти пробуют уже не первый год. «Примерно семь лет назад эту работу пытались наладить в тогдашнем Минэкономразвития, где были собраны отставные военные, хорошо знакомые с оборонным заказом», - говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Тогда эта команда из Минэкономразвития получила ясные рекомендации экспертов: если правительство хочет выяснить причину резкого подорожания вооружений, ему придется организовать глубокий и подробный аудит расходов всех предприятий оборонного комплекса. Однако заниматься этим, похоже, никто не захотел, рассказывает Николаев.

В подтверждение этого факта можно вспомнить заявления главы департамента экономики программ обороны и безопасности Минэкономразвития Владислава Путилина еще в самом начале 2005 года. «Мы готовы заплатить миллионы рублей, но должны разобраться в причинах роста цен», - говорил тогда Путилин, который позже возглавил военно-промышленную комиссию. Тогда чиновники обещали, что государство займется ценообразованием в оборонной промышленности - в частности, будет проведен независимый аудит цен на самые дорогостоящие виды продукции.

Кроме того, чиновники обещали включить оборонные предприятия в сферу контроля антимонопольного законодательства. Еще в 2005 году власти пытались ввести прямой запрет, госзаказчикам без согласования с гражданскими ведомствами записывать в контракты цены на закупаемую продукцию выше заявленной на конкурсе. Однако на практике усилия чиновников не дали особых результатов: получив из бюджета деньги, производители выпускали вместо трех самолетов всего один или годами откладывали сдачу в эксплуатацию вооружений в расчете на дополнительное финансирование. И сделать с таким выкручиванием рук чиновники ничего не смогли. Или не захотели.

«Определить рыночную стоимость товара, где рынка фактически нет, - крайне сложно. Предприятия ОПК - это фактически монополии, причем закрытые и засекреченные, что еще больше осложняет процесс выявления стоимости их продукции. Практически единственный способ выяснить справедливую стоимость продукции ОПК - определить расходы на выполнение заказа. Однако здесь стоит учитывать огромное количество параметров, характеристик продукта, а также в цену заказа необходимо заложить затраты на НИОКР. Поэтому определить рыночную стоимость заказов в ОПК крайне сложно», - соглашается управляющий партнер «2К Аудит - Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Иван Андриевский.

Один из вариантов - создание аналитической службы, которая будет заниматься только ОПК. Каждый отдельный заказ должен тщательно анализироваться - от закупок сырья и работ по его обработке до покраски готового изделия. Однако помимо контроля за работой по исполнению заказа необходима современная система финансового учета, что позволит полностью контролировать движение средств, выделенных на заказ. С одной стороны, аналитическая служба по ОПК - это еще один административный ресурс. С другой стороны - при эффективной работе службы появится действительно понятная и прозрачная цена на продукцию ОПК.

В США, которые имеют самый большой в мире военный бюджет, существует специальный аппарат, который занимается закупкой вооружения. Численность этой службы превышает 300 тыс. человек. Несмотря на это, в США постоянно происходят скандалы в сфере оборонных заказов. Однако даже факт этих скандалов свидетельствует о том, что система контроля там работает. «Главный вопрос в том, готов ли российский ОПК к жесткому контролю и аудиту? Готово ли Минобороны к проверке своих контрактов? Возможно, что именно по причинам неготовности к такому контролю проблему гособоронзаказа пока решить не удается», - говорит Андриевский.

«Пытался ограничивать цены на оборонную продукцию и отставной министр Сердюков. Однако делал он это с помощью отказа от закупок. Или угрозами перейти на импорт военной техники. Но, как выяснилось, такие методы в России не работают. Думаю, если бы Сердюков перечислил оборонщикам все их хитрости с ценами, то эффект был бы другой», - считает Игорь Николаев.

Михаил Сергеев

20 ноября 2012 г.


Источник: Независимая газета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}