Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Инвестгазета
01.07.2008 :: 11:44
Российские виражи

Сможет ли отказ России от закупок продукции «Мотор Сичи» повлиять на капитализацию украинской «голубой фишки».

Мотор Сич» в полном объеме выполняет свои обязательства по поставкам на российские предприятия двигателей для крылатых ракет и намерена делать это впредь. Таким был официальный ответ украинской стороны на сообщение директора Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов Евгения Каблова о намерении россиян отказаться от услуг ОАО «Мотор Сич», производящего двигатели для крылатых ракет и подводных лодок, стоящих на вооружении в России. Как
уточнил при этом Каблов, данная инициатива исходит от премьер-министра России Владимира Путина, который «поставил задачу перенести производство двигателей для крылатых ракет в РФ, чтобы не зависеть от Украины».

Такой поворот в истории стратегического сотрудничества двух сторон заметно ударил по котировкам акций «голубой фишки» украинского машиностроения. Впервые Россия заговорила о намерении отказаться от продукции запорожского завода в феврале, повторив свое сообщение в конце апреля и в июне. Именно на эти периоды приходятся пики спадов в котировках акций предприятия. Впрочем, аналогичная картина имела место и в течение всего марта, но тогда, как подчеркивает аналитик ИК «Драгон-Капитал» Таисия Шепетко, произошел спад всего рынка.

Есть ли шансы у «Мотор Сичи» остаться в списке ликвидных отечественных предприятий в случае, если Россия осуществит задуманное?

Повод для опасений есть

В прошлом году крупнейший производитель авиадвигателей в СНГ был внесен в индексную корзину ПФТС. Появление «Мотор Сичи» в списке «голубых фишек» эксперты сразу же связали с тем, что компания увеличивает свою капитализацию с целью привлечения стратегического инвестора. На сегодняшний день стоимость компании, по оценкам ИК «Альфа Капитал Украина», составляет более $500 млн. Причем, согласно финансовому отчету инвесткомпании, выручка «Мотор Сичи» в первом квартале 2008 года увеличилась на 51% по сравнению с предыдущим годом и составила $87,4 млн. Эти результаты развеивают опасения по поводу возможного сокращения заказов из России в связи с планами Украины по вступлению в НАТО, говорится в отчете.

Впрочем, на протяжении последних нескольких месяцев российская сторона время от времени давала понять, что ее заявления рано или поздно могут перейти в ранг действий. В частности, в последних заявлениях вице-премьер-министра России Сергея Иванова говорилось о том, что вступление Украины в НАТО повлечет за собой «разрыв российско-украинских кооперативных связей в военно-промышленном комплексе». А поэтому аналитики, в частности Таисия Шепетко, склонны полагать, что в данном случае речь идет не столько об очередном аспекте в реализации экономической политики России на импортозамещение, сколько о политической неуместности сохранения производства стратегически значимой для российского военно-промышленного комплекса продукции в стране, являющейся потенциальным членом альянса.

Тем не менее определенный экономический резон в намерении России отказаться от сотрудничества с Украиной в сфере производства реактивных двигателей все-таки есть. Ведь, как известно, 90% комплектующих для них поставляют сами же российские оборонные предприятия, сосредоточенные в Москве, Казани, Омске, Саратове и других городах. Поэтому планы российской власти - отказаться в перспективе от посредничества «Мотор Сичи», где осуществляется непосредственно сборка этих двигателей, на первый взгляд выглядят вполне логично.

Однако, как констатирует главный инженер «Мотор Сичи» Павел Жеманюк, для того чтобы их осуществить, российской стороне понадобится не менее $50-60 млн. По словам специалиста, двигатель данного типа относится к числу тех, чье производство является крайне трудоемким, а процесс внедрения - крайне сложным. А поэтому даже при наличии указанных средств реализовать подобный проект за один или даже два года России не удастся. На это понадобится как минимум пять лет.

Впрочем, постановка под сомнение российско-украинского сотрудничества в этой сфере едва ли может слишком обеспокоить «Мотор Сич», поскольку, как напоминает Таисия Шепетко, доля двигателей для крылатых ракет в общем объеме продаж предприятия составляет менее 10%. Кроме того, отмечает аналитик, если намерения российской стороны обусловлены исключительно политическими причинами (что наиболее вероятно), это отнюдь не означает полного разрыва связей с «Мотор Сичью». На сегодня, по ее словам, в некоторых совместных украинско-российских проектах завод применяет схему, согласно которой основную часть двигателя собирает украинское предприятие, в то время как финальная стадия реализуется в России. Поэтому, подытоживает аналитик, «кооперация в этой области, по крайней мере в среднесрочном периоде, будет сохранена, но, возможно, в другой форме».

Гораздо более серьезным поводом для беспокойства в сложившейся ситуации являются планы питерского предприятия «Климов», которое специализируется на разработке газотурбинных авиационных двигателей и главных редукторов вертолетов. Генеральный директор ОАО «Климов» Александр Ватагин сообщил о том, что компания планирует производить вертолетные двигатели. Запуск производства запланирован на конец 2009 года. Это позволит российской стороне отказаться от закупок этой продукции у «Мотор Сичи» и экономить примерно $50-80 млн. в год.

Что же касается самой украинской стороны, то потеря данных контрактов окажется для нее более чем ощутимой, поскольку, как известно, производство и обслуживание авиационных и вертолетных двигателей занимает львиную долю в структуре продаж «Мотор Сичи» - 85%, из которых около половины приходится на вертолетные двигатели.

Надежда умирает последней

Тем не менее, по мнению представителей российского «Оборонпрома», которое является основным заказчиком вертолетных двигателей, хотя «Мотор Сич» на 60% зависит от поставок российских комплектующих, создавать производство вертолетных двигателей с нуля с экономической точки зрения не имеет смысла. Но даже если подобная цель будет поставлена, подчеркивает генеральный директор ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, достичь ее удастся не раньше чем через пять-семь лет, а до этих пор России так или иначе придется рассчитывать на использование украинского газогенератора.

Как бы там ни было, но, напоминает Таисия Шепетко, намерения России разорвать кооперацию с «Мотор Сичью», последовавшие вскоре после заявлений украинской власти о планах вступить в НАТО, существенно влияют на котировки акций предприятия. В случае если российская сторона откажется от сотрудничества с «Мотор Сичью» в производстве двигателей для крылатых ракет и вертолетных двигателей, общий объем продаж предприятия сократится, по оценкам аналитиков, более чем на 50%.

А это неизбежно повлечет за собой существенное снижение его капитализации. Тем не менее пока, исключая указанные моменты спадов в котировках акций украинской «голубой фишки», цена на них остается достаточно высокой.

Елена Герасимова

01.07.2008 г.


Источник: Инвестгазета
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}