Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
11.07.2008 :: 12:49
Россия помогла Украине вернуться в черный морской список

Украина вновь попала в черный список стран, под флагом которых суда причислены к группе риска по безопасности мореплавания и другим параметрам. Судовладельцам придется раскошелиться

Комитет Парижского Меморандума по взаимопониманию в государственном портовом контроле (Paris Memorandum of Understanding on Port State Control) с 1 июля внес Украину в черный список, а это значит, что наших моряков будут проверять чаще и более придирчиво. Черный, серый и белый списки формируются по итогам проверок судов в портах стран - участниц Парижского Меморандума (ПМ) - 26 государств Европы и
25.11.2023
USAID та УЗ працюватимуть над поглибленням євроінтеграції залізниці України ©

12.11.2023
Західні кордони України з ЄС 11 листопада перетнули 73 тис. осіб та 18 тис. транспортних засобів ©

02.11.2023
Західні кордони України з ЄС листопада перетнули 69 тис. осіб та 17 тис. транспортних засобів ©

06.11.2023
Західні кордони України з ЄС 5 листопада перетнули 88 тис. осіб та 20 тис. транспортних засобів ©

05.11.2023
Західні кордони України з ЄС 4 листопада перетнули 88 тис. осіб та 20 тис. транспортних засобів ©
Канада.

Принадлежность к тому или иному списку определяется коэффициентом соотношения числа проверок судов к числу задержаний. Коэффициент определяется по итогам трех лет и ежегодно корректируется.

Ежегодно проводится около 20 тыс. проверок иностранных судов в портах стран, подписавших Парижский Меморандум, и в чем-то такая система напоминает рейтинг УЕФА с пятилетним циклом определения коэффициента. Данная система контроля призвана обеспечивать безопасность мореплавания, надежность и соответствие экологическим нормам, а также условия для работы и проживания экипажа.

Как стать лучшими из худших

Украина многие годы находилась в черном списке и лишь в прошлом году нам удалось перейти в серый. Возврат в черную зону означает, что суда под украинским флагом теперь будут подвергаться более частым и тщательным проверкам и задержаниям. Для судовладельцев такие изменения повлекут за собой дополнительные расходы из-за простоя судна в порту, необходимого для устранения выявленных несоответствий требованиям международных конвенций. Кроме того, оплачивается повторный вызов представителей порт-контроля и других контролирующих служб по перепроверке судов. Данный аспект можно было бы рассматривать исключительно как частный, если бы попадание в черный список вновь не актуализировало проблему падения престижа флага. А ведь все эти факторы взаимосвязаны. В Украине не осуществляется соответствующий надзор по функциям государственного флага, в свою очередь, украинские судовладельцы не контролируют соблюдение международных стандартов, и в результате флаг страны попадает в черный список. Далее под этим флагом работать становится сложно, и относительно современные суда предпочитают работать под более благоприятными флагами (не следует их путать с «удобными», предполагающими льготный режим регистрации и налогообложения).

Утешает, что в черном списке наша страна последняя (то есть лучшая из худших). Украина теперь находится на 62-м месте по надежности, а замыкает список КНДР (№80). Нашими соседями в этом рейтинге теперь являются Монголия (№63) и о. Доминика (№61), замыкающая серый список. Самыми же лучшими являются суда под флагом Франции, которая возглавляет белый список.

Наша позиция в этом рейтинге вполне закономерна, если учитывать состояние флота и отсутствие полноценной и единой (независимо от ведомственной подчиненности надзорных институтов по безопасности мореплавания) морской администрации. В стране нет нормального законодательства по многим аспектам функционирования морской державы, что и делает Украину одной из самых неудобных в мире. Поэтому под украинским флагом в основном работают суда государственных судоходных компаний и «возрастные» суда, которым проблематично уйти под цивилизованный флаг. Показательно, что в 2007 году из 23 задержанных судов под украинским флагом только четыре были моложе 26 лет, а самому старому, задержанному в Греции судну «Вега-2» - 38 лет. Опять же самые квалифицированные украинские моряки работают на иностранных судах. А многое при проверках порт-контроля в иностранных портах зависит от квалификации капитана и экипажа, знания языков и умения объясниться с проверяющими органами.

Серые методы конкуренции

В сфере регистрации флота Украина является уникальной страной. Номинально у нас есть две морские администрации, так как суда регистрирует и Минтранссвязи, и Госкомрыбхоз (и не только рыболовецкие). Но реально нет ни одного органа власти, способного обеспечить развитие и защиту интересов государства, в том числе украинских судов в иностранных портах. Поэтому, кроме наших экономических проблем, которые при желании можно решить, еще одним фактором является международная конкуренция. В условиях нестабильности наших морских властей судам под украинским флагом приходится выдерживать серьезный прессинг. В ходе проверки к любому судну всегда можно придраться. По информации «k:», известны случаи, когда судно задерживали за очень серьезные нарушения, не совместимые с безопасным плаванием. Это фиксировалось, Украина получала очередной минус в рейтинге ПМ, а судно отпускалось. Так 27 марта в Картахене (Испания) было задержано судно «Димитрий Кантемир», при проверке которого было выявлено 47 несоответствий, из которых 17 стали основанием для задержания. В их числе проблемы с двигателем, навигационным оборудованием, системой пожаротушения, санитарными нормами и др. Но через неделю судно из Картахены ушло, хотя в таком состоянии его нельзя было выпускать из порта. По словам наблюдателей, проверяющие нередко намекают, что работа данного судна с перевозками в данный порт нежелательна. Особенно же сложно приходится нашим судам в портах Италии и Греции. Показательно, что после того как Украина в прошлом году перешла в серый список ПМ, наши суда меньше проверять не стали, хотя снижение уровня контроля предусмотрено.

В случаях дискриминации украинская морская администрация имеет все полномочия принимать адекватные меры, задерживая в наших портах суда под флагом стран-обидчиков. Ведь в отличие от Монголии порты у нас имеются, и суда под греческим или итальянским флагом к нам заходят. Но для этого должен быть не карманный ведомственный инспектор, а независимая единая государственная инспекция портового надзора. Украина является членом Черноморского Меморандума. Наши службы порт-контроля также проводят проверки и задержания. А несоответствия при желании можно найти на судне под любым флагом. Примером для нас может служить Россия. Еще в 2000 году наши соседи также находились в черном списке ПМ. Сейчас - в белом, на 33-м месте, между США и Ирландией. Дела с флотом и морской политикой в России на порядок лучше, чем у нас. Однако разница не столь разительна, как следует из списка ПМ. Просто россияне жестко реагируют на притеснения своих судов и адекватно наказывают иностранные суда в своих портах. Согласно отчету Черноморского Меморандума в 2007 году в украинские порты зашли 3425 судов, были проведены 965 проверок (28,2%) и задержаны 95 судов. В черноморские порты России зашли 1856 судов, проведены 1408 проверок (75,8%) и задержаны 120 судов.

Россия в отличие от нас является членом Парижского Меморандума, и в этом статусе оказала нам большую братскую помощь. Из 192 проверок судов под украинским флагом в портах стран ПМ 53, или 27,6%, были проведены в портах России. А задержано только одно судно в порту Темрюк. Видимо, помогло отсутствие языкового барьера и понятная капитанам наших судов ментальность российских проверяющих. Если бы не такое большое число российских проверок, уменьшивших процент наших арестов, то Украина была бы в черном рейтинге намного ниже - где-то между Камбоджей и Гондурасом.

Неудобная проблема «неудобного» флага

В Украине идея создания собственного международного реестра судов, чтобы сделать украинский флаг «удобным», обсуждается не один год. Однако такие предложения всегда наталкивались на сопротивление чиновников, которые опасаются, что либерализация режима национального флага приведет к снижению поступлений в бюджет. Последняя известная попытка Минтранссвязи реализовать этот проект датирована еще осенью 2005 года ( «k:», №3, 2005). Тогда предложение о том, чтобы под украинским флагом могли ходить суда владельцев с участием иностранного капитала и зарегистрированных в Украине, вызвало возражение со стороны Минфина и Минэкономики. Аргументация Минфина по поводу снижения платежей в бюджет не оригинальна. А вот Минэкономики тогда заявило нечто невообразимое: «Государственный флаг Украины является одним из государственных символов Украины. Описание государственных символов и порядок их использования определяется законом [...] Поскольку в настоящее время закон [...] Верховной Радой не принят, внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания Украины относительно расширения перечня субъектов, которым предоставляется право плавания под Государственным флагом Украины, является преждевременным». И только недавно появилась надежда на конструктивное решение проблемы. Так, в решении СНБОУ «О мерах по обеспечению развития Украины как морской державы» от 16 мая есть поручение создать Украинский международный реестр судов как части Государственного судового реестра Украины. При этом многие эксперты считают такое решение спорным, поскольку существующий Госреестр и создаваемый реестр «удобного» флага имеют разные задачи и идеологию.

Александр Арбузов

11 июля 2008 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}