Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
13.11.2012 :: 10:34
«Роснефть» на Лисичанске не остановится

Выход на украинский рынок российского нефтяного гиганта навредит Игорю Коломойскому и спутает все карты Дмитрию Фирташу

«Роснефть», ранее десятилетия снабжавшая нефтью Херсонский НПЗ, готовится вернуться в Украину в новом статусе. В процессе поглощения нефтекомпании ТНКВР эта российская государственная компания станет новым собственником ныне остановленного Лисичанского НПЗ, второго по мощности нефтеперерабатывающего предприятия в нашей стране, и владельцем 42,5% акций белорусского Мозырского НПЗ, который является игроком номер один на рынке импорта нефтепродуктов в Украину. Кроме того, укрупнение «Роснефти» даст Кремлю почти идеальный инструмент для завершения в свою пользу многолетнего спора вокруг Кременчугского НПЗ, который был отобран у российской «Татнефти» украинской группой «Приват».

Все это по разным причинам и с разными последствиями грозит крупными проблемами сразу двум украинским олигархам - Игорю Коломойскому и Дмитрию Фирташу. Что касается Игоря Валериевича, то у него как у опытного игрока быстро отобрать кременчугский завод не получится даже у российской нефтяной монополии. Тем более что оборону «Приват» держит с 2007 года, и даже полная блокировка российской стороной поставок нефти на «Укртатнафту» не заставила его сдать позиции. А буквально на днях оказалось, что эти позиции он удерживает не в одиночку. Согласно заявлению Александра Ярославского, сделанному буквально несколько дней назад, ему принадлежит 28,4% «Укртатнафты». Так что бороться за завод российской стороне придется сразу с несколькими влиятельными бизнесгруппами.

С другой стороны, испортить много крови соучредителю группы «Приват» «Роснефть» может и до того, как получит контроль над Кременчугским предприятием. Ведь с переходом Лисичанского НПЗ в новые руки расстановка сил на украинском рынке кардинально поменяется. В дизельном сегменте в 2012 году на разношерстных импортеров приходилось 75% общих продаж, а доля Кременчугского НПЗ колебалась в пределах 15-18%. Но при этом в структуре импорта более 61% давал Мозырский НПЗ, еще 15,2% - производители из РФ и только 0,4% пришлось на Литву.

Схожая ситуация сложилась и с бензиновым импортом. Кстати, российский бензин и дизель в большинстве своем тоже импортировался с заводов, которые отныне принадлежат «Роснефти», - Туапсинского, Краснодарского, Рязанского НПЗ и двух гигантских НПЗ Самарского узла. И если «Роснефть» загрузит Лисичанск и решится сохранить высокую долю украинского рынка за Мозырским НПЗ, группа «Приват» окажется в довольно неприятной ситуации - россияне начнут диктовать условия рынку и постараются потеснить не подконтрольных российскому капиталу производителей. В такой ситуации рано или поздно «Приват» должен будет уступить первенство и по числу АЗС, и по мощностям переработки.

Конечно, занять первое место в обоих сегментах россиянам будет непросто. В настоящее время из работающих в Украине 2,6 тыс. современных АЗС на долю группы «Приват» приходится больше половины, то есть более 1,6 тыс. АЗС. Кроме того, менеджменту группы подконтрольна государственная трубопроводная монополия «Укртранснафта», ресурсы которой идут на поддержку «Привата». Компаниям группы принадлежит и «Укрнафта», что дает им возможность покупать нефть украинской добычи для переработки на Кременчугском НПЗ на 15-20% дешевле, чем конкурентам. С другой стороны, неизвестно, как в такой ситуации поведут себя владельцы АЗС, получающие топливо с Мозырского НПЗ. Да и нефти «Укрнафты» для гигантских мощностей Кременчугского НПЗ (18 млн. т) явно не хватит: они и сейчас используются только на 8-10%.

Впрочем, есть еще один возможный, но, следует признать, фантастический сценарий - «Роснефть» не справится с модернизацией Лисичанского НПЗ и в итоге перепродаст его третьему лицу. До недавнего времени этим лицом считался украинский олигарх Дмитрий Фирташ, который обладает мощнейшим кадровым лобби в нынешней украинской власти. Именно он называл себя основным кандидатом на покупку Лисичанского НПЗ, делая при этом расчет на углубление кооперации с «Газпромом», банки которого прокредитовали скупку почти всех украинских «Азотов». Стремление Дмитрия Васильевича активнее развивать совместные проекты с «Газпромом» в первую очередь связано с его желанием приватизировать «Укргаздобычу» и Одесский припортовый завод. Плотное сотрудничество гарантировало ему если не поддержку, то отсутствие конкуренции при воплощении мечты о создании единого химического холдинга. С другой стороны, покупка именно лисичанского завода была принципиальна для владельца Ostchem для создания не просто химического, а нефтехимического гиганта. Ведь вместе с северодонецким «Азотом» и заводом «Заря» НПЗ составляет так называемый Рубежанский нефтехимический узел - все эти предприятия технологически связаны между собой, и в том числе этиленопроводом, что предоставляет огромные возможности для выпуска нефтехимической продукции. Никакой другой «свободный» НПЗ - ни Одесский, ни Херсонский - такой возможности не предоставляют.

Чтобы реализовать свою стратегию, компаниям Фирташа нужно было немного - создать нефтехимический холдинг с компанией «Газпромнефть», которая намеревалась снабжать Лисичанский НПЗ в случае его покупки Фирташем. Однако пошатнувшееся доверие Владимира Путина заставило россиян изменить свои планы. Как результат - ныне Фирташ откровенно продул «Роснефти» и борьбу за НПЗ, и борьбу за свое монопольное положение на химическом рынке - от планов создания украинскороссийского химического и нефтехимического холдинга, создаваемого под намечающуюся в Украине «окончательную» приватизацию, ему, похоже, придется отказаться.

Пока украинские олигархи будут корректировать свои планы и присматриваться к тому, какие аппетиты «Роснефть» проявит в украинской приватизации, выход этой российской монополии обязательно перейдет в плоскость манипулирования рынком нефти в политических целях. Ведь нефть, как и газ, тоже может быть эффективным инструментом смены строптивых правительств на более сговорчивые.

Андрей Старостин

13 ноября 2012 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}