Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Дело
25.10.2013 :: 10:49
Реформа украинского энергорынка: кому «повезет»

Вчера, 24 октября, Верховная Рада во втором чтении и в целом приняла Закон «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины». Этот документ, за который было отдано 305 депутатских голосов, призван в корне изменить сложившуюся с середины позапрошлого десятилетия схему, по которой работает украинская энергосистема. «Либерализация!» - под таким лозунгом продвигали закон его сторонники. Кому на руку новые правила игры в энергетическом секторе Украины, и кто окажется в проигрыше?

Еще действующий «старый» Закон «Об оптовом рынке электроэнергии», действительно,
устанавливает больше административный, нежели либеральный принцип для сектора. «Фундамент» последнего сейчас образует пул производителей электроэнергии (э/э) - ряд генерирующих компаний в разных сферах энергетики. Краеугольный камень системы в том, что генкомпании самостоятельно продавать свою э/э потребителям не вправе. (В 2012 году в стране было сгенерировано чуть свыше 198 млрд. кВт-ч). Между первыми и последними присутствует национальный «посредник» - госпредприятие (ГП) «Энергорынок», которое выкупает э/э у генкомпаний по определенным тарифам. Таковые устанавливаются и перманентно пересматриваются Нацкомиссией по вопросам регулирования в сфере энергетики (НКРЭ).

Для каждого типа компаний-производителей эти закупочные тарифы свои. Вот каким было их внутриотраслевое распределение по состоянию на октябрь текущего года. Самые низкие заработки (20,65-22,2 коп за кВт-ч) от продажи э/э в общегосударственную сеть получают атомные и гидроэлектростанции (АЭС и ГЭС) - по причине «низкой стоимости топливной составляющей». А вот теплоэлектростанции (ТЭС), в структуре цены на э/э которых топливные материалы занимают до 80%, получают за тот же объем отпущенного электричества значительно больше - 0,58 грн. Максимальный - так называемый «зеленый» - тариф установлен для альтернативной энергетики. В зависимости от вида генерации из возобновляемых источников он составляет от 1,22 (для ветровой) до 5,05 грн. (солнечной). Среднеоптовая же цена украинской э/э - 74,84 коп за кВт-ч.

Электроэнергию, закупленную по таким расценкам, «Энергорынок» реализует следующему (распределяющему) звену - облэнерго, которые работают уже непосредственно с промышленными и бытовыми потребителями. Причем, по нынешнему законодательству, промсектор фактически дотирует коммунальные хозяйства. Итоговый тариф для населения в этом месяце составляет 28,02 коп, а вот предприятиям приходится платить, в зависимости от категории, от 81,1 до 103 коп за за кВт-ч.

Казалось бы, подобная система, может и не совсем справедлива по своей сути, но просто обязана гарантировать стабильные товарно-денежные отношения в секторе. Но без финансовых сбоев она не работает. В нынешнем месяце руководитель НКРЭ Сергей Титенко заявлял, что размер задолженности потребителей перед облэнерго за три квартала 2013-го достиг 13,6 млрд. грн. И с тем, чтобы рассчитываться с генкомпаниями, «Энергорынок» вынужден регулярно (три-пять раз в год) кредитоваться в государственном же Ощадбанке. Последний такой кредит на 500 млн. грн. был привлечен 3 октября.

Закон «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины» до своего принятия прошел путь длиной почти в год. В статусе законопроекта он был проголосован в первом чтении в ноябре 2012-го, и с тех пор преодолевал различные «депутатские инстанции» с весьма немалым трудом. И тому есть свое объяснение.

В чем новаторство документа? Он предусматривает ликвидацию нынешнего посредника в лице ГП «Энергорынок» и закрепляет практику прямых двухсторонних договоров между производителями и покупателями электроэнергии. По мнению авторов документа - депутата от оппозиции Николая Мартыненко и экс-депутата от Партии регионов Игоря Глущенко - новая система позволит избежать ручного подхода к тарифообразованию, внесет конкурентные отношения в деятельность как генерирующих, так и распределяющих компаний. А пользователи э/э в новых условиях, как убеждали коллег и отраслевое сообщество законотворцы, будут вольны выбирать поставщика. Цены на э/э будут складываться на бирже - «рынке на сутки вперед». Это направлено на то, чтобы у генкомпаний появился стимул «играть ценой» для привлечения потребителей.

Еще одной новеллой является постепенный переход к установлению тарифов для населения не только в зависимости от уровня потребления э/э, но и от дохода. Сейчас, говорится в тексте пояснительной записки, подготовленной «под второе чтение» законопроекта, проблема субсидирования населения решается за счет ограничения отпускного тарифа АЭС и ГЭС, искусственно понижая средневзвешенный тариф. От себя добавим: финансовых позитивов это названным сегментам отечественной электроэнергетики не добавляет.

Нынешняя ситуация для НАЭК «Энергоатом» - оператора национальных АЭС - безрадостна. Компания, согласно официальной отчетности, завершила первую половину 2013 года с чистым убытком почти 2,45 млрд. грн. (более $306 млн. по курсу НБУ). Гидроэнергетикам повезло больше. Благодаря сезонному увеличению выработки на ГЭС и ГАЭС, чистая прибыль ПАО «Укргидроэнерго» за тот же отчетный период составила 769,57 млн. грн. ($96,32 млн.).

В новой модели рынка тариф атомщиков и гидрогенерации ограничивать не будут, и в теории они могут выйти на рыночную стоимость своей продукции. Но есть одно «но». После либерализации сектора, их дополнительная прибыль будет направляться в специальный Фонд урегулирования стоимостного баланса, который задуман для поддержки потребителей-физлиц. То бишь сверхприбыльными государственные энергоактивы, управляемые ныне «Энергоатомом» и «Укргидроэнерго», все равно не станут.

Понятно, что в обеих госструктурах подобным развитием событий недовольны. Официально, впрочем, свое отношение к реформе в компаниях комментировать воздерживаются. Однако близкие к атомной и гидрогенерации источники и эксперты утверждают, что новый законопроект создан исключительно в пользу тепловой и зеленой/альтернативной энергетики.

Представители же тепловой генерации позитивного отношения к документу не скрывают. В энергохолдинге Рината Ахметова ДТЭК (контроль над порядка 65% тепловой генерации Украины) говорят, что новый закон поспособствует развитию конкуренции, усилению интеграционных процессов в электроэнергетике по стандартам, принятым в Европе. Особый акцент в этом холдинге, который сейчас единолично поставляет украинскую э/э на внешние рынки, делают на либерализации экспортного рынка.

«Предложенные изменения при благоприятной ценовой конъюнктуре на внешних рынках повысят интерес участников к аукционам на право доступа к (межгосударственному) сечению. Мы заинтересованы в появлении на рынке новых игроков, способных загрузить экспортное сечение и обеспечить дополнительные объемы сбыта для генерации и украинских угольных предприятий», - сообщил Delo.UA директор по коммерческой деятельности ДТЭК Андрей Фаворов.

Член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук отмечает, что при всем желании в данный момент резко изменить ситуацию в пользу АЭС и ГЭС у государства не выйдет. «Тепловая генерация сильно завязана на добычу угля. А в соответствии с планами правительства по увеличению угледобычи, а также из-за сравнительно невысокого тарифа на отпуск электроэнергии и крайне высокого (70-90% - Ред.) износа оборудования рынку приходится дотировать этот сегмент производства э/э», - отмечает он.

С «зеленой» генерацией еще сложнее. Годом ранее Украина вступила в Европейское энергосообщество, взяв на себя обязательства по развитию производства «чистой» э/э. А минувшим летом правительство утвердило долгосрочную Энергетическую стратегию, по которой к 2030 году доля э/э из возобновляемых источников в общем балансе должна составить не менее 20% (по экспертным оценкам, к завершению 2013-го этот показатель составит всего около 2% - Ред).

«Так что уменьшить «зеленый» тариф, как это постепенно начали делать в странах ЕС, мы пока не можем. Вот и приходится дотировать сектор альтернативной энергетики за счет государственных активов», - констатирует Корольчук.

При всей своей либеральной направленности, без существенных недостатков закон все же не вышел. Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич отмечает, что в документе никак не оговаривается ограничение монополизации отдельных подотраслей генерации - той же тепловой. «Поскольку конкуренции (в этом сегменте - Ред.) нет, и не предвидится, отдельные виды генерации получат ничем не обоснованные преференции. Имеется в виду возможность продавать э/э в самом ликвидном сегменте рынка и по прямым договорам», - говорит эксперт.

Марунич сомневается и в появлении инвесторов, которые согласились бы вкладывать средства в модернизацию заведомо убыточных подотраслей генерации. Это к тому, что в профильном министерстве уже подсчитали объем инвестиций, необходимых для реализации энергетической стратегии Украины - $227 млрд. Среди приоритетных проектов замминистра энергетики и угольной промышленности Сергей Чех в середине октября называл: комплексную программу повышения надежности эксплуатации атомных энергоблоков ($6,4 млрд.), строительство Каневской гидроаккумулирующей электростанции ($7,5 млрд.), модернизацию гидроэлектростанций Днепровского каскада ($2,1 млрд.), развитие сети линий электропередач ($4 млрд.).

В целом, закон - неоднозначен. С одной стороны, он предусматривает подвижки в сторону гибкости и прозрачности рынка электроэнергии. С другой же - почти не корректирует проблем с убыточностью «госсегмента» энергетики. Что же касается повышения тарифов для населения, эксперты единодушны: это вопрос политический, и до выборного 2015 года вряд ли стоит ожидать резких изменений в этом направлении.

Во всей истории присутствует еще один момент - административно-бюрократический. Для запуска новой модели энергорынка необходимо подготовить около 100 подзаконных актов. Значит, еще на протяжении не менее двух лет в энергетическом секторе Украины будет сохраняться стандартная, столь не любимая профильными европейскими (а теперь уже - и нашими) чиновниками система диспетчеризации и «общего котла».

Любомира Ремажевская

25.10.2013 г.


Источник: Дело
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}