Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

12.04.2021 :: 17:58

Судоходство продемонстрировало лучший квартальный результат с 2008 г.
12.04.2021 :: 17:55

Украина ввела дополнительные ограничения на границе с Беларусью
12.04.2021 :: 17:53

«Госгидрография» исследует акваторию порта «Черноморск»
12.04.2021 :: 17:47

Приказ МИУ об упрощении аттестации моряков направлен на регистрацию Минюстом
12.04.2021 :: 17:39

Транзит нефтепродуктов через Украину в I кв. сократился в два раза
12.04.2021 :: 17:33

В Запорожье транспорт будет работать только утром и вечером



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Зеркало недели
21.10.2013 :: 10:10
Реформа энергорынка: хватит ли у власти силы включить свет?

Парламентский комитет по вопросам ТЭК на заседании 15 октября 2013 г. единогласно одобрил проект закона №0916 «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины» для принятия в целом. Документ предусматривает внедрение прогрессивного опыта в этой сфере стран Европы, а также России. Старт исторической реформе Верховная Рада может дать еще до Вильнюсского саммита Украина-ЕС.

Нынешняя модель Оптового рынка электроэнергии была принята в 1996 г. На то время она была одной из самых прогрессивных в мире. Введение единого оператора расчетов в лице государственной компании
«Энергорынок» помогло решить проблему неплатежей в отрасли.

Но на сегодняшний день Украина отстает по уровню развития энергетики от европейских стран и России, где уже давно производители и потребители электроэнергии могут работать напрямую. Отсутствие конкуренции и чрезмерное регулирование энергорынка фактически закрыли доступ отрасли к инвестициям. Запас прочности энергетических объектов, построенных еще в советское время, уже на исходе. Износ сетей электропередачи достигает 60%, энергоблоков ТЭС - около 80%. Возникли проблемы с продлением сроков эксплуатации блоков атомных электростанций. Страна на пороге нового кризиса долгов за электроэнергию, достигших рекордного уровня в 13,6 млрд. грн. Объем перекрестного субсидирования в отрасли в 2000 г. составлял 2 млрд. грн. По расчетам специалистов, в 2013 г. он достигнет 39 млрд. грн.

О необходимости коренного изменения правил игры в энергетике задумались еще десять лет назад. В 2002 г. правительство утвердило концепцию реформирования энергорынка. Были созданы несколько рабочих групп. Приезжали международные эксперты. Но для решающего шага к реформе отрасли не хватало политической воли.

На сегодняшний день в политикуме достигнут консенсус о необходимости реформирования энергорынка. Показательно, что на заседании парламентского комитета по вопросам ТЭК за реформу высказались представители всех депутатских фракций и групп.

Законопроект поддерживает и Европейское Энергетическое сообщество. «Я с нетерпением ожидаю принятия закона во втором чтении в ближайшее время», - подчеркнул директор секретариата этой организации Янез Копач в письме премьер-министру Николаю Азарову.

В представительстве Евросоюза в Украине напомнили, что страна взяла обязательства реформировать энергорынок. Причем срок выполнения этого «домашнего задания» истек 1 января 2012-го. «Мы очень рады, что профильный комитет ВР единогласно одобрил законопроект на заседании 15 октября и рекомендовал принятие во втором чтении», - заявили в представительстве Еврокомиссии.

Эксперты Всемирного банка также тщательно проанализировала проект закона. Они признали, что «в нем адекватно определяются основные элементы и субъекты модели рынка международного образца, который может быть практически создан в Украине». Как заявил специалист по внедрению проектов по энергетике и инфраструктуре представительства Всемирного банка в Украине Дмитрий Глазков, «закон приблизит рынок электрической энергии Украины к внешним рынкам электроэнергии, повысит конкуренцию и простимулирует инвестиции в этот сектор».

Задачу по реформированию энергорынка поставил президент Виктор Янукович. Этот пункт стоит в его программе экономических реформ на 2010-2014 гг. Чтобы донести важность реформы до депутатов, президент в своем ежегодном послании к Верховной Раде от 6 июня 2013 г. среди основных задач на текущий год назвал и «принятие проекта закона «Об основах функционирования рынка электрической энергии». В этом же послании отмечалось, что Украина переходит к лучшей европейской практике построения рынка на основе модели прямых договоров между производителем и потребителем энергии без административного вмешательства государства.

На открытии третьей сессии парламента VII созыва 3 сентября президент еще раз подчеркнул, что «принятие законов по реформированию экономики станет решающим шагом на пути построения Европы в Украине».

Кроме того, законопроект поддержали в Минэнергоугольпроме, Минфине, Министерстве экономического развития и торговли и Антимонопольном комитете Украины.

В то же время на заседании парламентского комитета по вопросам ТЭК 15 октября первый заместитель министра энергетики и угольной промышленности Игорь Попович предложил в очередной раз доработать закон, мотивируя это наличием рисков банкротства НАЭК «Энергоатом». Однако эта проблема у названной компании существовала и раньше. За последние десять лет против НАЭК несколько раз возбуждали дела о банкротстве. Вопрос в том, состоит ли этот риск в модели энергорынка или же в качестве управления государственной компанией, в частности НАЭК «Энергоатом»?

Реформа рынка предполагает право производителей и потребителей электроэнергии заключать прямые договоры. Согласно обсуждаемому законопроекту, украинцы смогут свободно выбирать или менять поставщиков электроэнергии, если их не устраивает качество услуг, поскольку конкуренция на рынке энергопоставок значительно возрастет в связи с разделением функций нынешних монополистов - облэнерго. Новая модель рынка предполагает сохранение системы предоставления льготных цен на электроэнергию для граждан, которые в этом действительно нуждаются.

Кроме того, новая модель рынка предполагает создание единых и прозрачных правил ведения бизнеса. Это создаст действенные механизмы инвестирования в обновление всех видов генерации - «зеленой», гидро-, тепловой и атомной. Особенно это актуально для АЭС, которые хронически испытывают проблемы с недофинансированием, а в новом рынке смогут получить источники дополнительного дохода.

Кто может быть против реформы? Кто может быть против установления единых и прозрачных правил работы энергорынка? Кто может быть против обеспечения свободы и защиты прав потребителей электроэнергии? Это покажет предстоящее голосование за законопроект в зале Верховной Рады.

Владимир Рубцов

21.10.2013 г.


Источник: Зеркало недели
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2021

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов

{DOWN}