Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Экономические Известия
02.04.2012 :: 10:31
Реактор не доехал

На фоне раздувания сырьевых монополий, наша страна пока не использует свой мощный высокотехнологичный потенциал ядерного энергомашиностроения. Цена вопроса - заказы на миллиарды долларов

В 2011 г. украинские энергомашиностроительные предприятия поставили на атомные электростанции в России оборудования на $140 млн. Эту цифру озвучил в конце прошлой недели заместитель генерального директора по развитию и международному бизнесу госкорпорации «Росатом» Кирилл Комаров.

«Эта цифра могла бы быть намного большей»,- заявил господин Комаров, по словам которого, только в России
сейчас в активной фазе строительства находятся девять атомных энергоблоков, при этом РФ имеет портфель заказов на 21 ядерный реактор за рубежом. Если учесть, что стоимость сооружения одного атомного энергоблока в настоящее время оценивается на мировом рынке в EUR3-4 млрд., нетрудно представить, о каких миллиардных суммах заказов может идти речь для украинских предприятий в случае активной производственной кооперации с «Росатомом». Остается добавить, что во времена СССР Украина являлась основной ведущей строительной площадкой в атомной энергетике, при этом потенциал отечественных энергомашиностроительных предприятий позволял сооружать не менее четырех энергоблоков АЭС в год.

«Украина может играть очень существенную роль и в кооперации, и в поставках. Не секрет, что наши технологическая и производственная базы строились на едином фундаменте»,- добавил заместитель гендиректора «Росатома».

Так-то оно так, однако справедливости ради следует заметить, что после распада СССР в развале «технологической и производственной баз», которые «строились на едином фундаменте», оказались повинны, прежде всего, политические амбиции Москвы и Киева. Амбиции, которые в конечном итоге навредили ядерным энергопромышленным комплексам обеих стран.

Особым переломным моментом в украинско-российском ядерно-энергетическом сотрудничестве стал 1998 г., когда Украина после визита в Киев Госсекретаря США Мадлен Олбрайт отказалась от поставок турбин харьковского «Турбоатома» на строящуюся россиянами иранскую АЭС в Бушере.

О том, что произошло в дальнейшем, «і» рассказал Владимир Бронников, советник президента ГП «НАЭК «Энергоатом» и представитель украинских АЭС в ВАО АЭС (WANO) - всемирной ассоциации операторов АЭС: «После этого Россия начала лихорадочно создавать свое турбостроение, начала стараться не покупать наши насосы, отказалась от наших АСУ ТП, хотя россияне при этом сами признают, что украинские АСУ ТП - самые лучшие. Пошли политические амбиции». Фактически Россия начала блокировать и закупку турбин «Турбоатома», несмотря на то, что харьковское предприятие является на территории СНГ единственным производителем наиболее экономичных и надежных, проверенных временем тихоходных турбин. Исключение было сделано разве что для Ростовской АЭС, которой удалось «выбить» для себя харьковские турбины на строящиеся энергоблоки №2, 3, 4 этой станции. Однако на остальные сооружающиеся ядерные энергоблоки ни в РФ, ни по зарубежным контрактам Россия продукцию «Турбоатома» не берет.

Пожалуй, временное «потепление» в ядерно-энергетических отношениях двух стран наступило во времена премьерства Юлии Тимошенко. В частности, по словам господина Бронникова, украинскими атомщиками было подписано соглашение с российским ОКБ «Гидропресс» о постепенном разворачивании сборочного производства реакторных корпусов по российским проектам на базе «Турбоатома».

«Вначале это работало, соглашение было подписано еще при Тимошенко, потом опять побили горшки, сказали: забудьте и даже никому не показывайте протокол»,- сказал советник президента «Энергоатома». Как известно, производителем стали для корпусов ядерных реакторов является краматорское предприятие «Энергомашспецсталь», контрольный пакет акций которого выкуплен подразделением «Росатома». Таким образом, Украина не использовала возможность наладить собственный металлургический энергомашиностроительный цикл в производстве реакторных корпусов.

Однако это еще не все. По словам господина Бронникова, в последние годы в рамках профильного подкомитета украинско-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству атомщики продвигали идею разработки проекта украинско-российского реактора ВВЭР-ТОИ мощностью 1000 МВт с размещением его производства в Украине. Как известно, проект новейшей модификации реактора ВВЭР-ТОИ, над которым сейчас работает Россия, рассчитан на мощность 1250-1300 МВт. Для перевозки корпуса такого реактора понадобится морской транспорт, к тому же далеко не для всех стран подобная мощность ядерного энергоблока является оптимальной. К примеру, использование в Украине реактора мощностью выше 1000 МВт могло бы привести к трудностям в регулировании энергосистемы. Идея атомщиков заключалась в том, чтобы наладить выпуск на территории Украины меньшего по мощности «собрата» российского ВВЭР-ТОИ с дальнейшим продвижением этого реактора совместно с россиянами на мировой рынок. Благо, возможности украинского энергомашиностроительного комплекса позволяют производить до 80% необходимого для ядерного энергоблока оборудования. Об экономических выгодах и мультипликационном эффекте для нашей страны, в случае реализации подобного мегапроекта, можно даже не говорить. Остается лишь добавить, что количество стран, которые располагают собственным активным промышленным реакторостроением, в мире можно пересчитать по пальцам одной руки.

Однако в результате, как и в многочисленных других украинско-российских проектах, все закончилось ничем.

«Мы россиянам предложили: вы делайте ваш ТОИ, а мы будем делать наш украинско-российский проект, наш блок, на 1 млн. кВт. Он пойдет для Украины и пойдет на экспорт в другие страны. Наш реактор гарантированно будет поставляться по железным дорогам, а российский ТОИ пойдет только морским путем. И мы сделаем сухопутный блок, а вы делайте морской… В период эйфории, связанной с приходом Януковича, такие разговоры были, потом все заглохло. Не знаю, реабилитируются ли такие разговоры с приходом Путина»,- сказал господин Бронников.

Олег Кильницкий

2 апреля 2012 г.


Источник: Экономические Известия
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}