Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Зеркало недели
18.04.2013 :: 10:33
Развитие угольной промышленности Украины: сворачивать нерезонно развивать

Академики не ангажированы ни властью, ни бизнесом, они объективны, мудры и рассудительны, привычны к решению сложных задач. Такие аксиомы положены в основу академических слушаний, первое заседание которых - «Развитие угольной промышленности Украины: сворачивать нерезонно развивать» - состоялось 13 февраля с.г. в Институте экономики промышленности НАН Украины. Уже сама тема слушаний говорит о сложности задачи.

Многие страны Европы, имея лучшие, чем в Украине, условия, по экономическим мотивам отказались от собственной угольной промышленности. К точке бифуркации подошла и Украина.
Выбор - между тотальной модернизацией шахтного фонда и постепенным сворачиванием добычи угля.

В слушаниях в Донецке участвовали семь академиков и член-корреспондент НАН Украины, включая вице-президента В.Гееца и двух членов президиума, А.Булата и В.Шевченко, а также народный депутат, доктор технических наук Е.Звягильский.

Заслушав два отличающихся по постановке доклада, Е.Звягильского-Ю.Залозновой, с одной стороны, и А.Амоши-Л.Стариченко-Д.Череватского - с другой, и ознакомившись с мнениями экспертов, академики пришли к выводу о том, что, говоря спортивным языком, прыгать нужно, но… не в длину, а в высоту.

Доминантой государственной политики в отношении угольной отрасли должно быть повышение эффективности и конкурентоспособности, а не экстенсивное увеличение объемов убыточного производства и создание постоянных барьеров для импорта.

Отечественная угольная промышленность должна стать гарантом энергетической безопасности страны, но не ее главным поставщиком энергоресурсов. Идея автаркии с опорой на собственный уголь противоречит тенденциям глобализации, основам устойчивого развития. Однако защита национальных производителей от чрезмерного импорта угольной продукции допустима и должна вестись по имплементированным в законодательство Украины правилам ВТО.

Отрасль нуждается в технико-технологической модернизации и реформировании хозяйственных отношений. Предприятиям выгодны диверсификация деятельности, создание на базе действующих шахт топливно-энергетических блоков, комплексное использование всех полезных компонентов месторождений. Но при обилии в отрасли маломощных шахт с полностью мобилизованными комплексами поверхности настоящая модернизация физически невозможна. Их стационарные установки изношены и массово нуждаются в замене. Уже дошло до разрушения башенных копров.

Как вариант решить задачу одним махом - по возможности объединить шахты горными работами и ликвидировать поверхности, ставшие не нужными.

Финансирование проектов целесообразно построить на частно-государственном партнерстве. Государству целесообразно финансово поддерживать крупные капитальные проекты частных предприятий, бизнесу - инвестировать в модернизацию государственных шахт, имеющих перспективу обрести приватизационную привлекательность.

Глубоко убыточные шахты необходимо постепенно, но неуклонно выводить из эксплуатации, преимущественно путем консервации, а ликвидацию шахт рассматривать как последнюю возможную меру реструктуризации.

Модернизация угледобычи неподъемна без реформирования шахтостроительного комплекса и совершенствования законодательной базы в части государственной поддержки угледобывающих предприятий; строительства новых и закрытия бесперспективных шахт; социальной защиты работников модернизируемых, ликвидируемых или переводимых на консервацию шахт. Таково мнение академиков. (С полной подборкой материалов можно ознакомиться на официальном сайте института.)

Но академические слушания - факультатив. Выводы и рекомендации направлены руководству отраслей, в Кабинет министров, Верховную Раду Украины, но им не достает силы «равноправного треугольника», как назвал союз науки-промышленности-власти академик НАН Украины В.Шевченко.

История работы Донецкого научного центра хранит память о том, как резолюции, выработанные директорами институтов и ведущих промышленных предприятий, руководителями партийно-советских органов, получали директивную силу, гарантированное внедрение и приносили весомый экономический эффект.

В ЕС такие «равноправные треугольники» существуют, заметил академик НАН Украины В.Вишневский, и называются они группами высокого уровня.

Технологические платформы и группы высокого уровня (ГВУ) - это главные инструменты вертикальной, другими словами, секторальной промышленной политики в Европе.

И если технологические платформы - это, по большому счету, исследовательские программы, разработанные и совместно финансируемые европейскими государствами, национальными и транснациональными корпорациями, то ГВУ - объединенное представительство всех заинтересованных в решении стратегических задач сторон. Ученых, промышленников, общественных организаций, тех же потребителей, профсоюзов, регулирующих органов.

Как наиболее близкую к угольной промышленности можно назвать европейскую ГВУ по конкурентоспособности, энергоресурсам и окружающей среде (High Level Group on Competitiveness, Energy and the Environment). Группа создана по решению Европейской комиссии и имеет мандат на обеспечение целостности промышленной, энергетической и экологической политики, согласование отдельных инициатив по развитию отраслей.

ГВУ действует методом консультаций по проблемам выработки политических и законодательных инициатив, достижения консенсусов. В круге внимания и полномочий группы такие аспекты, как функционирование энергетических рынков, в том числе рынков электроэнергии и природного газа; энергетическая эффективность и возобновляемые источники электроэнергии, в том числе налогообложение, предоставление определенных субсидий и т.п.; изменения климата, в том числе схемы торговли квотами на выбросы.

Каждая сторона - участник ГВУ избирает своего представителя в группу главных координаторов. Задачи последней сводятся к подготовке и обсуждению меморандумов и рекомендаций, излагающих позиции ГВУ по определенным вопросам.

Будущее угольной промышленности Украины - это не ведомственные вопросы организации работы шахт, это аспекты функционирования рынков, на которых оборачиваются уголь и его субституты, рынков труда, развития смежных отраслей (энергетики и металлургии), защиты окружающей среды и многие другие.

Украине, конечно, полезны академические слушания, но еще большей могла быть отдача от специализированной структуры, организованной по европейскому образцу с учетом собственных достижений прошлых лет. Пусть это будет группа высокого уровня - постоянно действующая, влиятельная и авторитетная, способная последовательно проводить свои решения в виде законов и правительственных директив.

Следующие академические слушания, уже по проблемам черной металлургии, назначены на апрель. Есть все основания ожидать, что они будут плодотворными и интересными.

Александр Амоша, Юлия Залознова

18.04.2013 г.


Источник: Зеркало недели
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}