Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

01.03.2021 :: 17:58

Предприятия транспорта в январе 2021 г. сократили объем грузоперевозок на 2,2% - до 42,8 млн. т - Госстат
01.03.2021 :: 17:50

Украинская экономика вырастет на 4,1% в 2021 г. - Fitch
01.03.2021 :: 17:45

Индия планирует наладить производство морских контейнеров
01.03.2021 :: 17:41

Минфин отреагировал на подтверждение Fitch кредитного рейтинга Украины
01.03.2021 :: 17:36

Украина рассчитывает на финансы Всемирного банка для развития жд сообщения
01.03.2021 :: 17:19

УЗ объявила закупку 30 тыс. т дизтоплива



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Дело
17.09.2014 :: 10:33
Разделяй и властвуй: что ждет украинскую ГТС после реформы

Еще 4 июля Верховная Рада 229 голосами положила начало долгожданной реформе НАК «Нафтогаз Украины». Намедни Президент Петр Порошенко окончательно утвердил ее старт. Согласно Закону «О внесении изменений в некоторые законы Украины о реформировании системы управления единой ГТС Украины» предусматривается выделение из структуры НАК ПАО «Укртрансгаз» (УТГ) - оператора украинской газотранспортной системы (ГТС). Дальнейшая схема проста - на базе «Укртрансгаза» создаются два независимых предприятия: оператор системы и оператор подземных газовых хранилищ (ПХГ). ГТС и ПХГ при этом останутся в государственной собственности, но вот управлять ими частично смогут другие контрагенты - компании из Европы и США (закон отсекает российские компании от участия в конкурсе). Что выиграет и что проиграет Украина при подобном разделении?

Корпоратизация монстров

О реформе «Нафтогаза» говорят уже давно. Еще в 2012-м бывший вице-премьер Юрий Бойко предлагал начать процесс реформирования НАК - корпоратизацию. Тогда внутри газового гиганта были созданы акционерные общества, а также были оценены непрофильные бизнесы, подлежащие выделению в отдельные структуры. «Мы создали акционерные общества, сейчас направили закон об отмене запрета на приватизацию. После приватизации компании она будет действительно реально разделена», - пояснял тогда Бойко. Он подчеркивал, что приватизация компании рекомендована ведущими зарубежными консультантами, так как это будет способствовать повышению ее прозрачности и позволит привлечь существенные средства. «Решение будет принимать правительство, пока мы готовим законодательную базу», - отметил тогда экс-вице-премьер-министр. Готовилась она в итоге еще два года.

Реформа «Нафтогаза» - необходимый шаг. После присоединения к Европейскому энергетическому сообществу в 2010 году Украина взяла обязательство поделить НАК на самостоятельные подразделения. Согласно положениям Третьей директивы Энергетической хартии (так называемый Третий энергопакет), вертикально интегрированные холдинги в энергосекторе, которые занимают монопольное положение на рынке, должны быть разделены по видам бизнеса (добыча, транспорт, трейдинг). Европейское энергетическое сообщество хочет, чтобы Украина реформировала «Нафтогаз» до 2015 года. Новый законопроект частично исполняет данное требование.

Потребность в отделении «Укртрансгаза» назрела давно. Пребывая в составе «Нафтогаза», оператор ГТС зачастую оставался без средств, хоть, по сути, оплату за транзит газа должен получать именно он. Однако ситуация складывалась иначе - транзитные деньги попадали на счет головной компании - «Нафтогаз Украины», - и до конечного звена в цепочке не доходили. В итоге УТГ был вынужден кредитоваться, как объясняли в самой компании, для «перекредитования и обеспечения бесперебойного функционирования украинской ГТС», и в 2013-м общая сумма таких заимствований составила 1,2 млрд. грн. Собственных средств у компании не хватает - за минувший год здесь получили 1,254 млрд. грн. чистого убытка при 15,695 млрд. грн. дохода. Это при том, что в июле 2013-го «Газпром», прокачивающий через украинскую ГТС «голубое топливо» в Европу, заплатил «Нафтогазу» аванс до 2015 года в размере $1,5 млрд. Согласно утверждениям «Газпрома», с начала 2012-го общая сумма таких авансов составила $5,15 млрд. Плановые же расходы украинского оператора ГТС куда как меньше - по данным компании, в год для подготовки к отопительному сезону и на осуществление текущих ремонтов, УТГ требуется около 890 млн. грн.

«Нафтогаз» помочь своему детищу также не в силах. Согласно обнародованным данным, за предыдущий год компания получила колоссальный убыток - 12,52 млрд. грн. В позапрошлом году она сработала в «минус» на 10,27 млрд. грн. Впрочем, так было не всегда - в 2011 году «Нафтогаз» получил чистую прибыль в размере 7,764 млрд. грн. Пикантности ситуации добавляет то, что «Нафтогаз» по-прежнему не платит «Газпрому» за полученное в течение ноября-декабря 2013-го и апреля-июня 2014-го топливо, накопив общий долг на сумму $5,3 млрд.

Но потребности ГТС не ограничиваются ежегодной «текучкой». И чиновники, и эксперты отмечают - в стране назрела потребность модернизации системы, а на это понадобятся солидные средства. В Европейском банке реконструкции и развития называют сумму в $5-7 млрд. - это то, что понадобится для комплексной реконструкции действующих магистралей. Аналитики отрасли говорят об аналогичных масштабах: по мнению эксперта Сергея Дяченко, только на модернизацию части магистрального газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» потребуется около $2 млрд., остальные потребуют еще около $4 млрд. - при условии строительства новых компрессорных станций и линейных объектов. Только вот «Газпром» с такими оценками категорически не согласен. В начале сентября этого года официальный представитель компании Сергей Куприянов сообщил, что стоимость таких манипуляций с ГТС достигнет $19,5 млрд. и при этом не снимет рисков для транзита топлива в Европу. Каких, он при этом не сообщил.

Вряд ли национальная ГТС столь стара, что потребует таких значительных вливаний. Большая ее часть строилась в 70-80-х годах прошлого века и не успела настолько устареть. Да и эксперты сходятся во мнении, что даже с учетом износа, ГТС дорогого стоит - цена на актив в целом может составить $25-29 млрд. Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев приводит более широкий диапазон - от $25 млрд. до $35 млрд., а вот в компании BakerTilly, которую ранее «позвали» провести оценку ГТС, по данным источников Delo.UA в Минэнергоугля, называют $27-29 млрд. Стоимость же «газпромовского» «Южного потока», который РФ предлагает в качестве альтернативы нашей системе - 22,5 млрд. евро.

Разделительная полоса

Новая система организации функционирования ГТС - транспорт отдельно, хранение отдельно - позволит сделать новосозданные компании более прозрачными и привлечь инвестора. Именно с этой целью Украина сейчас и ищет партнеров для оперирования объектами. По словам министра энергетики и угольной промышленности Юрия Продана, квалификационные требования для участников конкурса по ГТС будут определены уже к началу 2015-го. Одним из плюсов (или минусов - это как посмотреть) может стать повышение транзитной ставки газа - в конце 2013-го она составляла $3,03 за 1000 кубометров на 100 км, в то время как в ЕС она колеблется между $2-8. Эксперты отмечают, что повышение платы за транспортировку позитивно скажется на выручке УТГ, позволив дополнительно получать около $2,5 млрд. в год, но вызовет подорожание ресурса для конечного потребителя в Европе.

Однако не обошлось и без подводных камней. Хоть Украина и сохраняет за собой 51% доли в операторе ГТС, а 49% будут отданы иностранным компаниям, исключая российские, отнюдь не все инвесторы заинтересованы в проекте. Аналитик рынка Михаил Гончар допускает, что проектом могут заинтересоваться действующие в ЕС газовые трейдеры, а также компании из США. Впрочем, ни в Shell, ни в Chevron нашему изданию не подтвердили возможных планов на оперирование газотранспортной системой Украины. Остаются компании по типу германской RWE Supply&Trading или польской PGNiG. Впрочем, и здесь какими бы то ни было планами с нашим изданием поделиться не смогли.

Что касается опасений относительно перехода национального достояния в чужие руки, в НАК его развеивают. «Транпортировка газа так и останется монополией», - говорит источник Delo.UA в «Нафтогазе». Его слова подтверждают и эксперты, ссылаясь на международный опыт. Более того, если Украине удастся привлечь инвестора, «Газпром» не сможет использовать свои аргументы для постройки «Южного потока», призванного «откусить» у Украины значительную часть транзита (планируемая мощность газопровода - 63 млрд. кубометров; транзит через Украину в минувшем году составил 86,1 млрд. кубометров) - Европа будет сама заинтересована в том, чтобы транзит был надежным и граница рентабельности действия ГТС в 60 млрд. кубометров соблюдалась. Также привлечение инвесторов может поспособствовать переносу точки приема газа с западной границы Украины на восточную и прямому заключению контрактов на транспортировку ресурса уже с украинским УТГ. Это обезопасит Украину от обвинений в воровстве газа, а также отстранит «Газпром» от виртуального управления ГТС.

Оперирование ПХГ - отдельная история. Здесь контрагентов может быть довольно много. В 2013-м - еще при экс-министре энергетики Эдуарде Ставицком - обсуждалась идея создания газового хаба на территории Украины. Наша страна обладает 12-ю подземными хранилищами общей вместимостью 31 млрд. кубометров. Ежегодно они используются лишь на 2/3, и остальную часть наша страна могла бы сдавать в аренду либо создать новый рынок топлива. Стоимость хранения газа в украинских ПХГ с середины 2013-го составляет 46,2 грн./1000 кубометров (значительно дешевле, чем на западе), при этом закачка и выкачка обходится почти в 3 раза дороже в сравнении со сбереганием. Коммерческую наценку, естественно, никто не отменял. Вполне логично, что подобные манипуляции могут принести немалую дополнительную прибыль.

Но существует один нюанс, который ставит под вопрос всю историю с повышением прозрачности системы. По словам эксперта Валентина Землянского, у «разделительной истории» есть один весомый риск. «Украинская газотранспортная система - комплекс магистральных и локальных газопроводов, компрессорных и распределительных станций и подземных хранилищ, и функционируют они единым комплексом. В случае же ссоры между руководителями ГТС и ПХГ, вся схема рушится, ведь магистраль без хранилищ - просто «труба», а хранилища без «трубы» на транзит смогут хранить газ только от реверсных поставок из ЕС, и тогда целесообразность работы ГТС оказывается под вопросом», - рассуждает он. Очевидно, Европе, как конечному потребителю, такая «тумбочка между кроватями» может не понравиться. Но окончательный успех или провал затеи с разделением «Укртрансгаза» покажет конкурс и то, какие компании решат помочь Украине с модернизацией второй по величине «трубы» в Европе.

Реформа транспортирования и хранения газа

Delo 1.jpg

Зачем делить ПХГ и ГТС

delo 2.jpg

Любомира Ремажевская

17.09.2014 г.


Источник: Дело
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2021

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов

{DOWN}