Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Экономические известия
30.04.2013 :: 11:14
Распродажа спасет «Нефтегаз» от дефолта

Приватизация НАК позволит привлечь средства в бюджет, но лишит государство контроля над стратегическим активом, который сейчас играет важную роль в обеспечении энергобезопасности.

Проблемы в украинской экономике спровоцировали премьера Николая Азарова активизировать реформу «Нефтегаза», начатую правительством Юлии Тимошенко на основе договоренностей с ЕС по модернизации газотранспортной системы.

Брюссельская декларация, подписанная в 2009 г., содержит обязательство Украины расформировать холдинговую структуру НАК и создать самостоятельные компании по профилю деятельности
(добыча, транспортировка, реализация нефти и газа). Реализация таких планов, по мнению еврочиновников, сделает компанию более прозрачной, открытой и понятной для иностранных инвесторов, которым нужны гарантии возврата и целевого использования вложенных средств.

Обещания и планы

Но в Киеве не спешили создавать законы для реформы «Нефтегаза». Не только потому, что не было определенности в отношении европерспектив страны, но и из-за внутренних политических противоречий: власть и оппозиция не могли найти взаимопонимание, как повысить эффективность работы госхолдинга и вывести его из кризисного финансового состояния.

В 2010 г. был принят закон о либерализации газового рынка, который регламентировал правила для отечественных и зарубежных трейдеров. И теперь, спустя еще три года, по инициативе Николая Азарова в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, открывающий возможности для приватизации НАК.

Этот документ в Кабмине считают важным шагом на пути к окончанию реформы и полной либерализации газового рынка, которая, согласно указаниям президента Виктора Януковича, должна завершиться в 2014 г. Приватизация «Нефтегаза», который по итогам 2012 г. получил чистый убыток в размере 10,271 млрд. грн.ю, также позволит привлечь дополнительные средства в развитие компании и погасить западные кредиты - об этом говорят правительственные консультанты из Ernst & Young.

А в проспекте эмиссии суверенных евробондов, подготовленном Министерством финансов, отмечается, что кроме реструктуризации НАК, к концу 2014 г. в рамках либерализации газового рынка также будет внедрена новая модель использования газораспределительных сетей и начнется реализации программы модернизации нефтяной и газовой транзитных систем.

Сейчас на модернизацию в «Нефтегаза» средств нет. Как и нет возможностей закупать дорогостоящий российский газ. Этот факт нашел отражение в прогнозном балансе поступления и распределения газа на 2013 г., утвержденном в понедельник Кабмином.

Как сообщил министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий, общий годовой баланс составит 60,06 млрд. куб. м. Он включает в себя импорт газа, собственную добычу, а также подъем топлива из подземных хранилищ газа.

Других показателей глава Минэнергоугля не уточнил, сославшись на необходимость их доработки. Которые, впрочем, должны быть готовы уже к 13 мая - в этот день Кабмин на своем заседании планирует утвердить финансовый план «Нефтегаза» на текущий год, с учетом показателей газового баланса.

Дипломатические сомнения

Ожидается, что в 2013 г. Украина импортирует из России газа на четверть меньше, чем в 2012 г.: 25 млрд. куб. м вместо 32,5 млрд. (с учетом закупок «Нефтегаза» и компании Ostchem Дмитрия Фирташа). По словам вице-премьера Юрия Бойко, украинская сторона уже уведомила российских партнеров о таких планах.

Но по-прежнему остается открытым вопрос о том, за счет каких средств и с участием каких партнеров будет реализован проект по модернизации украинской ГТС, по которой объемы транспортировки российского газа продолжают снижаться за счет запуска «Газпромом» новых газопроводов в обход Украины.

Посол России в Киеве Михаил Зурабов вчера рассказал, что для Москвы предпочтительным будет создание двухстороннего газотранспортного консорциума без участия ЕС. В этом случае «Газпром» примет обязательство транспортировать по ней минимум 60 млрд. куб. м газа ежегодно. По словам дипломата, меньшие объемы прокачки не позволят содержать ГТС Украины в надлежащем состоянии.

Он также отметил, что вопрос создания трехстороннего консорциума на сегодняшний день сомнительный, поскольку европейская сторона не дает гарантии по поводу объемов потребления российского газа. Именно этот вопрос, по словам Зурабова, вносит в ситуацию «эффект недосказанности».

Он добавил, что российская сторона проинформирована о внесении правительством Украины проекта изменений в законодательство с целью создания газотранспортного консорциума на базе украинской ГТС, однако необходимо еще решение Верховной рады. «Кроме того, этот законопроект четко выстроен под те требования, которые выдвинул ЕС Украине, исходя из членства Украины в Европейском энергетическом сообществе. На этих условиях «Газпром» вряд ли пойдет на какие-либо договоренности», - предупредил посол.

До финиша далеко

Комментируя инициативу Кабмина разрешить приватизацию государственных предприятий, дочерних предприятий НАК «Нефтегаз Украины», Юрий Корольчук из Института энергетических стратегий заявил, что тем самым Украина пытается вызвать у Росси и Евросоюза более активный интерес к переговорам по ГТС.

«Власть Украины устала предлагать потенциальным участникам консорциума «кота в мешке», то есть участие в консорциуме на непонятно каких условиях собственности. Теперь наконец-то Украина определились, что ГТС Украины будет приватизирована и продана по частям. Конечно лучше, чтобы ГТС оставалась в собственности Украины. И приносила дальше доход в бюджет. Но экономические проблемы нашей страны, падение транзита газа, невозможность договорится с Россией и ЕС на выгодных для Украины условиях - это все толкает к тому, чтобы решить все эти проблемы за счет продажи ГТС», - считает Корольчук.

По его словам, до финишной прямой продажи ГТС еще далеко, но теперь и России, и ЕС нужно будет реагировать на конкретный шаг Украины. Для Украины позитивным результатом будет официальное заявление Еврокомиссии о вступление в переговорный процесс относительно создания консорциума и готовность выделить $2,5 млрд. на модернизацию ГТС.

Эксперт Валентин Землянский назвал инициативу Кабмина по приватизации ГТС «вполне ожидаемой». Он обратил внимание, что ни один из дальнейших вариантов реформирования газового рынка в Украине невозможен без корректировки Закона «О трубопроводном транспорте», в части снятия запрета на приватизацию предприятий украинского нефтегазового комплекса.

«Однако, исходя из ситуации в украинском парламенте, довольно сомнительным выглядит быстрое прохождение правительственного законопроекта. Оппозиция не преминет пропиариться на защите национальных интересов, а коммунисты и внефракционные депутаты - получить максимум в политических торгах с регионалами», - подытожил собеседник «i».

Светлана Долинчук

30 апреля 2013 г.


Источник: Экономические известия
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}