Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

22.08.2019 :: 17:08

ASCO запустит фидерные перевозки по Черноморскому контейнерному маршруту
22.08.2019 :: 16:59

Херсонский порт проходит сезонный пик перевалки минеральных удобрений
22.08.2019 :: 16:54

В Запорожье организуют речную пассажирскую переправу
22.08.2019 :: 16:45

Крюковский ВСЗ показал процесс производства дизель-поезда ДПКр-3 для экспресса «Киев - «Борисполь»
22.08.2019 :: 16:25

Украина начал расследование в отношении импорта азотных удобрений
22.08.2019 :: 16:15

АМКУ оштрафовал компанию из-за тендера УЗ



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes.ua
25.07.2014 :: 10:13
Распил трубы: что таит в себе реформа «Нафтогаза»

Сегодня в Верховной раде ожидалось голосование во втором чтении по законопроекту, которым регламентированы преобразования в структуре «Нафтогаза Украины», чтобы повысить эффективность деятельности госхолдинга.

В частности, как рассказал накануне глава НАК Андрей Коболев, если законопроект будет поддержан народными депутатами, то уже через неделю, с 31 июля, стартует переходный период, который продлится до конца текущего года.

Новая структура

В течение пяти месяцев ожидается создание двух отдельных операторов для управления магистральными газопроводами и подземными
газохранилищами, которые на 100% останутся в госсобственности. А на основе юридически оформленного договора аренды или концессии газотранспортная инфраструктура будет передана в управление «Укртрансгазу» (входит в структуру НАК).

С 1 января 2015 года, как подразумевает реформа, на основе компаний-операторов «Укртрансгаз» будет уполномочен создать два совместных предприятия с привлечением международных компаний. В уставном капитале этих СП 51% останется в собственности «Укртрансгаза», а 49% перейдет под контроль зарубежного инвестора - это может быть одна западная компания или несколько, объединенных в пул. Функции СП - это обеспечение маркетинга и клиентской поддержки. Приоритетом же «Укртрансгаза» останется техническая эксплуатация ГТС и ПХГ, обеспечение их плановых ремонтов и строительство новых мощностей.

Видят в «Нафтогазе» позитивные перспективы для государства от разделения функций по транспортировке газа и его хранению между двумя разными операторами. Основная выгода - это обеспечение стабильных и максимально возможных поступлений в госбюджет за счет эффективной эксплуатации инфраструктуры.

Транспортировка газа подразумевает государственное регулирование и ограниченное количество потенциальных партнеров (это естественная монополия), а хранение газа будет связано с большим числом пользователей подобных услуг, конкуренцией, а значит - рыночным ценообразованием, зависимым от спроса и предложения. Поэтому целесообразно, чтобы такие непохожие по характеру функции выполняли отдельные компании - обеспечение эффективных результатов их деятельности требует разных стратегических подходов.

Правительственный законопроект, предложенный на утверждение Верховной раде, подразумевает, что зарубежные участники СП будут утверждаться парламентом после проверки, которая должна гарантировать отсутствие их прямой или опосредованной принадлежности российскому «Газпрому». «Мы планируем в самом соглашении предусмотреть пункт, что в случае смены собственников оператора украинская сторона будет иметь право расторгнуть договор аренды, концессии, если для нее такой собственник неприемлем… Мы понимаем, что любую компанию в мире, теоретически, можно купить, например, тот же «Газпром», - отметил Коболев.

Вездесущий «Газпром»

Но нет никаких надежных гарантий, что участником СП с «Укртрансгазом» будет структура, никак не связанная с Россией. В этом уверен Богдан Соколовский, экс-уполномоченный президента Украины по вопросам международного энергетического сотрудничества. «У «Газпрома» в ЕС налажены тесные партнерские отношения со многими политическими структурами и коммерческими организациями, которые позволяют ему успешно лоббировать свои интересы. Поэтому «Нафтогаз Украины» не сможет себя обезопасить от вездесущих связей «Газпрома», - сказал он.

Украинский госхолдинг уже испытывает последствия таких «вездесущих связей «Газпрома». Именно недружественными действиями российской монополии глава Минэнергоугля Юрий Продан объяснил более чем двукратное сокращение суточного объема реверсных поставок газа в Украину, которое наблюдается вторую неделю. Объем поставок, по его словам, сократился с 18 до 7 млн. куб. м в сутки. «Мы слышали угрозы в адрес европейских компаний», - отметил Продан. Сегодня эту ситуацию он намерен обсудить в Брюсселе с еврокомиссаром по энергетике Гюнтером Эттингером.

В перспективе не исключены также попытки влияния на управление украинской газотранспортной структурой со стороны стран Евросоюза, дружественных России. В частности, Германии или Франции. Немецкий эксперт Александр Рар, научный директор Германо-российского форума, обратил внимание на актуальную проблему избирательности стран - членов ЕС при рассмотрении энергетических вопросов. «Двойные стандарты - в них можно обвинить всех. И где-то, кстати сказать, и Евросоюз. Потому что где-то кому-то они делают поблажки, а кому-то - нет», - отметил он.

А значит, партнерство Киева с Брюсселем в реформировании «Нафтогаза» и украинского энергорынка также не будет беспроблемным. Поэтому решение вопроса эффективной и прибыльной работы НАК по европейским правилам рискует растянуться во времени.

Пока же правительство Арсения Яценюка, чтобы обеспечить финансовую поддержку госхолдинга, продолжает традиции своих предшественников. Кабмин планирует рекордный выпуск облигаций внутреннего госзайма для покрытия финансового дефицита «Нафтогаза» в течение 2014 года на сумму 103 млрд. грн. Юрий Корольчук из Института энергетических стратегий подсчитал, что это вдвое больше, чем при правительстве Николая Азарова, когда в течение четырех лет, с 2010-го по 2013 год, было выпущено ОВГЗ на общую сумму 45 млрд. грн.

«Если такое решение будет принято, это станет разрушением первого большого мифа о реформаторской команде «Нафтогаза» и топливно-энергетического сектора. Ведь компания и в дальнейшем катастрофически подрывает бюджет Украины, а «накачивание» «Нафтогаза» с помощью ОВГЗ создает проблемы для всей экономики государства», - подытожил эксперт. Но он также признает, что другого пути для поддержки «Нафтогаза» на сегодняшний день у власти «просто не существует».

Светлана Долинчук

25.07.2014 г.


Источник: Forbes.ua
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов