Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
10.04.2012 :: 10:33
Путин вновь подбирается к Тузле

РФ намерена построить крупнейший на черном море порт в нескольких сотнях метров от знаменитого украинского острова в Керченском проливе

На прошлой неделе Украина и Россия продемонстрировали решимость в реализации портовых проектов, способных уменьшить зависимость друг от друга. В Киеве состоялась официальная презентация проекта строительства LNG-терминала в Южном, а Минтранс РФ на выставке SITL-2012 в Париже презентовал проект строительства нового мегапорта на Таманском полуострове перспективной мощностью около 100 млн. т. Оба проекта намечено реализовать к 2016 году. Тем самым
Украина будет покупать у «Газпрома» на 10 млрд. м3 газа меньше, а порт на Тамани может лишить наши порты около 70% транзитных грузов.

Чисто с финансовой точки зрения украинский LNG-терминал большую угрозу несет России, чем порт Тамань - Украине. Если цена на газ в 2016-м и последующие годы будет на нынешнем уровне, ежегодные потери «Газпрома» составят около $4 млрд. Однако, если говорить о значимости проектов для стран, то сокращение продаж для «Газпрома» в объеме 10 млрд. кубов газа не так критично, как возможные потери нашими портами 20-25 млн. т транзитных грузов. Но это произойдет только в случае реализации всего задуманного.

КТО БОЛЬШЕ БЛЕФУЕТ

Как уже сообщали «k:», LNG-терминал планируется возводить возле порта Южный, для чего предполагается намывать территорию в море и строить защитную дамбу. По данным источника «k:» в порту Южный, строительство LNG-терминала (со всеми дополнительными сооружениями) обойдется стране почти в $900 млн. Однако на презентации руководитель проекта Виталий Демьянюк назвал другую цифру: 969 млн. евро. А в сообщении по этому поводу на официальном сайте Госнацинвестпроекта, со ссылкой на его главу Владислава Каськива, обнародован третий вариант стоимости проекта - 846 млн. евро. Кроме того, до сих пор так и не определены инвесторы этого проекта, а газ для терминала, если верить Владиславу Каськиву, Украина намерена закупать в Азербайджане. Видимо, в Госнацинвестпроекте надеются, что к 2016 году Киев нормализирует отношения с Баку, испорченные в прошлом году из-за поставок военной техники в Армению.

Проект «Создание сухогрузного района морского порта Тамань» 28 марта в Париже презентовал замминистра транспорта РФ Виктор Олерский. «Тамань - это первый в современной России сухогрузный портовый проект, который реализуется комплексно и с нуля», - процитировало его агентство «ПортНьюс». Стоит отметить, что, как и в случае с нашим терминалом, россияне тоже путаются в цифрах. По словам Олерского, из федерального бюджета планируется выделить 1,25 млрд. евро. Примерно столько же должны вложить инвесторы в строительство самих терминалов. Плюс фигурирует сумма в $450 млн. на развитие железнодорожной инфраструктуры к портам Новороссийск, Туапсе, Тамань. Но ранее называлась другая цифра - до 100 млрд. руб. ($3,3 млрд.). Отличаются и потенциальные мощности порта: от 30 млн. т на первом этапе до 150 млн. т в перспективе.

Второй момент касается реализации проекта с нуля. К сведению Минтранса РФ, в этом районе уже реализуют свои проекты «Тольяттиазот», «Таманьнефтегаз» и «Пищевые ингредиенты» (масложировой комплекс). Порт был открыт для работы в 2009-м, и в прошлом году там было переработано 1,2 млн. т грузов. «Тольяттиазот» более десяти лет назад первым начал строить свой терминал в этом районе как альтернативу транзиту аммиака через Одесский припортовый завод. Правда, конфликт владельцев «Тольяттиазота» с окружением Владимира Путина в середине 2000-х привел к остановке реализации проекта, в который уже было вложено около $300 млн. Кстати, в отношении этого проекта портовики Черноморского региона рассказывают, что в свое время владельцы «Тольяттиазота» удачно договорились с военными. И под предлогом военно-инженерных учений к терминалу была проложена железнодорожная ветка длиной 36 км, которая после окончания учений осталась служить по прямому назначению.

ПУТИН КРУЧЕ КАСЬКИВА

Некоторые эксперты отрасли и вовсе уверяют, что порт Тамань - такой же блеф, как и другие глобальные транспортные проекты при Путине (как железная дорога Якутск - Магадан или тоннель под Беринговым проливом между Чукоткой и Аляской).

О желании построить терминалы в порту Тамань заявили девять российских инвесторов - ООО «УК «Металлоинвест», ГК «Базэл», Global Ports Investments PLC, ОАО «Еврохим», UCL Port B.V., ОАО «Объединенная зерновая компания», ОАО «СУЭК», НКК и «Газпром-экспорт». Но при детальном анализе проекта напрашивается вывод, что он может оказаться слишком дорогим не только при строительстве, но и при эксплуатации. Не зря здесь не строили подобных объектов ни во времена Российской империи, ни при СССР. Во-первых, состав грунтов (плывущие и набухающие слои) опасен для размещения объектов с большими нагрузками. Во-вторых, течения в этом районе приводят к интенсивной эрозии восточного берега Керченского пролива, а постоянные, часто меняющиеся направления ветра опасны для навигации. Напомним, что именно в этой части пролива произошли крушения судов в ноябре 2007 года. В-третьих, здесь осуществляется рейдовая перевалка и не стоит забывать об интенсивном трафике - за год Керченский пролив проходят около 60 тыс. судов. Кроме того, проект является трансграничным и в соответствии с международными нормами (конвенция Эспоо) Россия должна согласовывать строительство порта с Украиной. То есть при желании Киев может, используя процедуры конвенции Эспоо, затянуть реализацию проекта на много лет.

Самыми же сомнительными с точки зрения конкурентоспособности проекта будут затраты на поддержание навигационных глубин и содержание других гидротехнических объектов. Порт планируется разместить на трех площадках, в том числе и на основе построенной в 2003 году скандально известной «дамбы Тузла». К ним планируется построить четыре подходных канала общей протяженностью 25,4 км. А общая площадь акватории и подходных каналов должна составить 454,2 гектара.

Поддерживать глубины в условиях этого района будет очень затратным мероприятием. А после вступления России в ВТО протекционизм для грузопотоков в свои порты уже будет невозможен.

Кстати, по данным «k:», вышеупомянутые инвесторы порта Тамань в последнее время активно изучают варианты строительства портов и терминалов в Украине. Или покупки существующих объектов в случае приватизации после вступления в силу закона «О морских портах».

Александр Арбузов

10 апреля 2012 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}