Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
ЛIГАБiзнесIнформ
11.02.2013 :: 10:35
Провал автокредитов. Дилеры ищут спасения в trade-in

Объем украинского автомобильного рынка в 2012 году составил 232 тыс новых авто, львиная доля которых - легковые автомобили (217,5 тыс.). Около 20% всех первичных продаж приходится на кредитные программы, что объясняется стагнацией авторынка в целом. «Для банкиров не важно, кто больше продаст - производители или импортеры. Для них важен объем рынка, но ничего не свидетельствует о том, что он будет увеличиваться», - говорит Виталий Жихарцев, директор департамента организации работы с частными лицами и средним и малым бизнесом Астра Банка.

Максимум, чего можно ждать в этом году -
незначительного снижения кредитных ставок. «В 2013 году надеемся на небольшое снижение ставок. Но концептуально мы не видим большого удешевления - максимум 3-4% по итогам года», - говорит директор департамента альтернативных продаж ПАО Креди Агриколь Банк Роман Бунич.

Объемы лизинговых сделок растут неплохими темпами, но доля их в общем числе автопродаж остается мизерной - около 5%. По данным ВиДи Груп, в 2011 году в лизинг было реализовано 8400 автомобилей, а в 2012 году - около 11 тыс. (+30%). Лизинговая схема выглядит сегодня более привлекательной, чем кредитная, ведь в ее расчет не закладывается так называемая остаточная стоимость автомобиля, поясняет Дмитрий Барановский, директор ДЦ АвтоАльянс Киев. Тем не менее, львиная доля продаж через лизинг все еще приходится на юрлиц - физлица пока относятся к этому продукту осторожно, учитывая, что право собственности на авто переходит к покупателю только после полного расчета с лизингодателем.

Толчком для развития как автокредитования, так и авторынка в целом может стать рынок вторичных продаж, если удастся перенести его «с улицы» в дилерские центры. В салонах уже появились программы trade-in (обмен старого автомобиля на новый с доплатой), однако осторожный интерес банков и пробелы в законодательстве не позволяют поставить их на поток. Хотя потенциал рынка подержанных авто вдвое выше первичного, говорит вице-президент ВиДиГруп Артем Ткаченко.

Рынок новых автомобилей по итогам года составил 232 тыс. единиц, тогда как рынок вторичных перепродаж - 440 тыс. Но покрытие вторичного рынка дилерами составляет 2-3%, тогда как степень покрытия рынка новых авто - около 95%. Остальные авто продаются через автобазары, интернет-объявления и прямые перепродажи, без участия автомобильных дилеров и банков, говорит Ткаченко. В отличие от дилерских центров, уличные продажи зачастую происходят без уплаты налогов, поскольку на авторынке по-прежнему можно купить за 500 грн. счет-справку, с указанием нужной, чаще всего заниженной до минимума, стоимости авто. В итоге случаются такие казусы, как продажа Bentley за 500 грн.

Дилеры готовы хоть сегодня выходить на бескрайний вторичный рынок: покупать б/у авто у граждан по программе trade-in или по комиссионной программе, задействовать ресурсы банков по компенсации складов. «Если же банк будет дополнительно предоставлять еще и кредитные программы для покупателей автомобилей б/у, мы говорим по сути о создании нового сегмента рынка», - подчеркивает Ткаченко.

Если банки смогут предоставить кредиты для покупателей автомобилей б/у, можно будет говорить о создании нового сегмента рынка

Момент для активизации trade-in сегодня весьма удачный. По словам директора отделения стратегического развития Атлант-М Алексея Терещенко, тот огромный пул машин, который был продан перед кризисом в 2007-2008 годах, не пошел на вторичный рынок, а trade-in еще не пошел в салон. «Но эти автомобили отличаются от тех, которые были выпущены в 90-х годах, своим ресурсом. Наступает время, когда автомобили возрастом 5-6 лет начинают тянуть деньги у владельцев. Это удачный момент, чтобы предлагать кредитные программы в trade-in», - уверен Терещенко.

Это огромный рынок, который сегодня практически не кредитуется банками, соглашается Виталий Жихарцев. Но он пока слишком сложный и не прозрачный - все расчеты проводятся наличными, а покупатель часто приобретает «кота в мешке». Перевести вторичные продаж в автосалоны было бы выгодно для всех сторон: автомобиль станет доступнее, услуга качественнее, снизятся риски, а банки и дилеры получат дополнительную прибыль.

По данным украинского сайта по продаже автомобилей RST.ua, наиболее часто посетители портала просматривают объявления о продаже б/у авто российской марки ВАЗ (см. диаграмму). В первую пятерку популярных брендов входят также Volkswagen, Opel, Mercedes-Benz и Ford.

В ближайшие годы ВАЗ и Opel могут значительно утратить свои позиции на автомобильном рынке Украины, говорят в RST.ua. Главная причина - снижение спроса из-за увеличения конкуренции в бюджетном сегменте, в том числе со стороны китайских брендов. Продолжают уменьшатся продажи б/у автомобилей премиум брендов, вслед за снижением объемов их ввоза в Украину: импорт стал не таким рентабельным, как, например, в 90-х. На вторичке растет доля премиальных авто, которые были куплены у официальных дилеров в Украине, но их доля все еще значительна, что закладывает основы для увеличения спроса.

Основными каналами продаж подержанных авто в 2012 году остаются профильные сайты. За последние пять лет печатные издания с объявлениями о продаже машин уменьшили свою аудиторию приблизительно в 7-10 раз, и этот показатель продолжает снижаться, говорят в RST.ua. Популярностью продолжают пользоваться автомобильные рынки, при этом акцент смещается с областных площадок на городские - желающих гнать машину за 50-100 км становится все меньше. Соотношение объемов предложений авторынков и объявлений в интернет аналитики оценивают как один к пяти.

Основная проблема медленного развития trade-in - нехватка оборотных средств у дилеров. «Можно прокредитоваться под залог склада новых автомобилей, но практически невозможно под залог склада б/у авто. Банки не хотят кредитовать, а собственного капитала дилера не всегда достаточно», - отмечает Алексей Терещенко. С ним соглашается директор розничной дилерской сети «Нико» Михаил Бондаренко: «Для того, чтобы механизм trade-in заработал, банкам необходимо обеспечить финансирование дилеров, у которых нет денег, чтобы выкупить машину. Если дилер будет финансироваться определенным пулом банков, под вменяемые ставки на срок в три месяца, вмешательство государства не потребуется».

Несмотря на то, что кредитовать б/у авто дороже и рискованнее, банки готовы идти навстречу дилерам, но только когда появятся прозрачные механизмы работы. «Мы хотим кредитовать эти автомобили, но нужно совместно с автодилерами проработать приемлемый для всех механизм по trade-in», - говорит Роман Бунич. Без законодательных изменений не обойтись, добавляет Виталий Жихарцев из Астра Банка. Нужна поддержка государства, изменение законодательства и создание технологии, которая позволит автосалонам быстро и выгодно продавать машины, без дополнительных налогов. Ведь сейчас налоги и так не платятся.

Нужна технология, которая позволит автосалонам быстро и выгодно продавать машины б/у, без дополнительных налогов. Ведь сейчас налоги и так не платятся

Если банкирам и дилерам не удастся создать эффективные механизмы кредитовании б/у авто через trade-in, активизации продаж ждать не стоит. Стоимость авторынка в денежном выражении в 2012 году составила 44 млрд.грн., говорит Артем Ткаченко. По консолидированному прогнозу, ВВП в следующем году вырастет на 2-3%, поэтому роста доходов ждать не приходится. Кроме того, у населения нет уверенности в завтрашнем дне и желания тратить средства на предметы роскоши.

В 2005-2007 годах банковское кредитование на первоначальные взносы при покупке авто составляло 50%, а на дешевые бренды - до 80%. Сейчас эта цифра находится на уровне 18-20%. Нужно смириться с тем, что рынка объемом 630 тыс. новых автомобилей, как в 2008 году, в Украине не будет ближайшие 10-15 лет, говорит Ткаченко. Для этого нет никаких экономических предпосылок. При оптимистическом сценарии, в 2013 году авторынок зафиксируется на уровне 2012 года (232 тыс. новых авто), при этом в компании не исключают падение продаж до 225 тыс.единиц. Банкиры также не ждут чуда, говорит начальник отдела альтернативных каналов продаж ПАО «Банк Кипра» Владимир Радько. По его прогнозам, в 2013 году доля кредитных авто сохранится на уровне 20% продаж.

Денис Кацило

11.02.2013 г.


Источник: ЛIГАБiзнесIнформ
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}