Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

11.11.2019 :: 17:39

Президент Украины поручил Кабмину оптимизировать систему портовых сборов
11.11.2019 :: 17:25

Украина экспортировала черных металлов в январе - октябре 2019 г. на $7,62 млрд.
11.11.2019 :: 17:04

СБУ разоблачила экс-чиновника «Укрзализныци» на растрате более 50 млн. грн.
11.11.2019 :: 16:47

Экспорт из Украины зерновых, зернобобовых и муки 2019/20 МГ на 11 ноября составил 21119 тыс. т ©
11.11.2019 :: 16:39

«Укроборонпром» поставит Ан-178 для МВД Перу ©
11.11.2019 :: 16:29

Ан-22 «Антей» выполнил первый коммерческий заказ после технического обслуживания ©



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Зеркало недели
03.02.2014 :: 10:44
Пропан давит на газ

В 2013 г. потребление пропан-бутана в Украине достигло 900 тыс. т, тем самым установив исторический рекорд для топливного рынка страны. Среди основных причин такого рывка - как внутренние, так и внешние, хотя этот рынок остается слабо прогнозируемым и не всегда подчиняется классическим законам. Тем не менее есть все основания полагать, что тенденция газификации транспорта продолжится, приближая страну к европейским лидерам.

Рост рынка сжиженного газа впечатляет тем, что годом ранее потребление этого топлива, наоборот, уменьшилось (на 3% в 2012-м). За минувший год продажи пропан-бутана выросли на 8,2%, до 896 тыс. т, что на 5% превысило предыдущий рекорд потребления, зафиксированный в 2011-м.

Успешным результатом минувший год обязан «жаркому» лету, когда цены на газ буквально рухнули. Основное влияние оказала мировая конъюнктура - стоимость сжиженного газа в Европе, на которую ориентируется украинский рынок, снижалась все первое полугодие. На фоне стабильной цены бензина и обострения конкуренции на розничном рынке это привело к тому, что стоимость газа, к примеру, в Киеве опустилась до отметок ниже 50% от стоимости бензина (4,65 грн./л против 11,30 грн./л бензина А-95).

Это сразу же привлекло новых потребителей, благодаря которым доля автогаза в балансе моторных топлив Украины (бензин, дизельное топливо, сжиженный газ) выросла в 2013 г. до 9%, а в розничном рынке превысила 12%. Растущая роль сжиженного газа была подчеркнута и тем, что Госстат Украины начал вести учет розничных продаж газа и поставил вопрос о введении этого энергоносителя в энергетический баланс страны.

gaz1.png

Изменения коснулись буквально всех аспектов рынка пропан-бутана. Например, среди экспортеров ресурса в Украину первенство неожиданно вырвала Беларусь, а бывший лидер Казахстан уступил место даже россиянам. Уже есть основания говорить о том, что в 2014 г. рейтинги вновь обновятся: белорусы все больше уходят в Европу, а Казахстан «прорубил окно» в Китай, построив первый крупный перевалочный терминал на границе с этим огромным рынком.

Но без газа, в данном случае сжиженного, никто не останется, объемы его производства растут по всем направлениям, тогда как перспективы роста потребления в основном обсуждаются в мрачных тонах.

Горячо было и на внутреннем рынке. Среди основных событий - потеря позиций на оптовом рынке сжиженного газа группой компаний ВЕТЭК. Дело в том, что основные поставщики группы - ОАО «Укрнафта», ПАО «Укртатнафта» и ПАО «Укргаздобыча» по разным причинам сократили свои продажи сжиженного газа. Впрочем, это не помешало ВЕТЭК сохранить за собой в 2013 г. статус крупнейшего игрока с оценочной долей около 43% поставок.

Освободившуюся нишу заняли «Надежда», «УПК-Европлюс» и «БРСМ-Нафта», хотя последняя осуществляет поставки исключительно для дальнейшей продажи через свои АГЗС. Пришлось искать собственные каналы поставки и таким крупным сетям, как WOG и «Параллель».

gaz2.png

Сторонний наблюдатель может оценить рывок рынка автогаза по растущей сети АГЗС. Официальных данных по-прежнему нет, но можно уверенно говорить о преодолении отметки в 3000 станций. Это на 500 больше, чем в 2012 г.

Лидеры по расширению сети - WOG, «БРСМ-Нафта» и «Приват» (объединяет бренды «Укрнафта», «Авиас», ANP и др.). Сеть WOG выросла почти на 59% - до 220 единиц. По словам руководителя газового направления сети Андрея Корольчука, в 2014 г. планируется запустить еще 100 АГЗП.

«Приват» остается самой мощной сетью АГЗС - более 330 станций (+56 станций за год). По имеющейся информации, сеть нацелена на расширение до 450-500 точек, однако сроки реализации проекта неизвестны.

Однако в центре внимания рынка, безусловно, находится «БРСМ-Нафта», которая удивляет не только темпами роста, но и минимальными ценами на своих колонках. Число газовых модулей в сети БРСМ выросло за год с 71 до 125 заправок, что вывело ее на четвертое место в национальном рейтинге (третье место она пока уступает ОККО, владеющей 142 АГЗП). Секрет успеха БРСМ на рынке связывают с близостью к админресурсу в лице министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого.

Между тем такие акулы национального рынка нефтепродуктов, как ОККО, «Лукойл» и Shell, несвойственно для себя «пасуть задніх». ОККО ограничилось строительством 10 модулей за год, амбиции «Лукойла» - две АГЗП. Несколько больше - восемь точек открылось под знаком «ракушки"…

***

Перспективы рынка сжиженного газа в 2014 г. неоднозначны. Этот рынок остается слабо прогнозируемым, что еще раз показал 2013 г. Неожиданное падение и последующий взлет цен, трудно предсказуемые изменения направления поставок в комплексе с сохраняющейся нестабильностью на внешнем рынке - все это делает уверенное прогнозирование дальнейших событий крайне сложным. В нашем случае ситуация усугубляется большой зависимостью энергорынка в целом от политической конъюнктуры, так как этот еще молодой рынок сильно подвержен влиянию отдельных игроков и их покровителей.

Если же пытаться абстрагироваться от суровых внутриукраинских реалий, то все указывает на перспективность сегмента сжиженного газа. Уже можно констатировать, что больше такого газа на транспорте и в быту используют только в Польше, Турции и Италии. Однако следует учесть, что в этих странах на долю автогаза приходится до 30% от объемов потребления бензина. Применительно к Украине это 1,5 млн. т, т.е. рынок имеет потенциал роста практически вдвое.

Хорошей предпосылкой является и тот факт, что под давлением растущего производства цены на сжиженный газ все больше тяготеют к снижению. В этом и заключается основное отличие рынка сжиженного газа от рынка традиционных нефтепродуктов, которые то и дело норовят вырасти в цене.

Артем Куюн

03.02.2014 г.


Источник: Зеркало недели
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов