Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
30.05.2008 :: 12:44
Президент послал Тимошенко в море

Указ президента о «морских» решениях СНБОУ предложил правительству найти несколько миллиардов евро для решения неотложных задач транспорта, обороны и нефтегазового комплекса

В преддверии намеченного на конец этого года саммита глав внешнеполитических ведомств стран - членов НАТО Украина решилась на масштабную демонстрацию революционных перемен в своей морской политике, суть которых содержится в обнародованном на минувшей неделе Указе Президента «О решении СНБОУ о мерах по обеспечению защиты интересов Украины как морской державы» от 16 мая 2008 года. По широте задач, поставленных
перед правительством, «морской» указ Ющенко не имеет аналогов в современной украинской истории: как и принятая в 2006 году Энергетическая стратегия, он претендует на полный охват проблем затронутой отрасли, если бы не один бросающийся в глаза нюанс. Это нездоровый акцент документа на скандале вокруг украинско-американской компании «Ванко Прикерченьска», частным проблемам которой отведена чуть ли не четверть текста всего указа, а также требование предоставить бюджетные льготы портам и владельцам рыбопромыслового флота.

Стране - новый боевой контур, правительству - ступор

В соответствии с указом Кабинет Министров Украины должен к октябрю, за месяц до намеченного на декабрь саммита НАТО, разработать и принять проект Морской доктрины, создав до этого целых три новых государственных органа управления: правительственный комитет по морской деятельности, морскую администрацию Минтранссвязи, а также центр судо- и кораблестроения Минпрома.

В целом реализация документа должна обойтись украинской казне в несколько миллиардов евро. Львиная доля этих средств придется на предлагаемые налоговые льготы портовикам, а также нужды Минтопэнерго и Минобороны. В частности, указ предписал правительству в течение двух и трех месяцев соответственно утвердить две довольно амбициозные и долгосрочные программы государственных ассигнований, которые должны быть выделены для нужд указанных ведомств.

В отношении Минтопэнерго речь идет о трех дорогостоящих программах: строительстве серии нефтяных танкеров и танкеров-газовозов для расширения импорта и трубопроводного транзита через Украину энергоносителей; изучения возможности расширения некоторых портов для приема супертанкеров грузоподъемностью более 100 тыс. т, а также финансирования мер по оснащению противодиверсионных подразделений Военно-Морских сил Украины новой техникой (стационарных и мобильных систем выявления несанкционированных подводных объектов в пределах портовых вод и районах размещения морских объектов нефтегазового комплекса).

Что касается оборонных ведомств, то речь идет о необходимости начала разработки программы развертывания единой Национальной автоматизированной системы оповещения надводной и подводной обстановки вдоль побережья Украины (СОНПО), а также программы создания на базе космического спутника связи Национальной системы мониторинга плавсредств и перевооружения сил морской авиации и береговой охраны Госкомпогранвойск.

Дыра в обороне хуже, чем дыра в бюджете

Решение о создании Украиной единой системы СОНПО, по указу, предполагает развертывание в 2008-2012 годах орбитальной группировки космических спутников дистанционного зондирования земной поверхности и прибрежных вод. Кроме этого, указ поручил правительству профинансировать закупку беспилотных летательных аппаратов для нужд погранвойск и техники для переоснащения береговой обороны, противодиверсионных подразделений флота и сил специальных подводных операций (базы боевых пловцов на острове Майский).

В совокупности с мерами по усилению береговой навигационной инфраструктуры эта военная часть «морского» указа Ющенко выглядит демонстрацией мер, направленных на приближение морской политики Украины к критериям НАТО. Едва ли не ключевым из этих критериев является обеспечение безопасности судоходства в территориальных водах и экономической зоне моря.

Пока «шефство» над этой частью территории Украины Киеву успешно навязывает Гидрографическая служба и средства навигации базирующегося в Севастополе Российского ЧФ, что официальный Брюссель вполне закономерно расценивает как применение Киевом политики «двойных стандартов». Нынешний указ Виктора Ющенко способен предметно развеять эти сомнения. Правда о том, что в услугах служб ЧФ Украина не нуждается и до намеченного на 2017 год вывода ЧФ из Крыма, в документе прямо не указано, но явно читается между строк: зачем тогда тратить огромные средства для развертывания собственной инфраструктуры СОНПО, если это все уже есть у «шефов» из Севастополя?

Экономический «гарнир» доктрины

Вышеуказанные новые для ВМС задачи собирания воедино ныне разобщенных украинских систем метеоконтроля, радиолокации и гидрографии для Украины явно слишком дороги. РФ, например, при всем обильном потоке нефтедолларов в оборону, до сих пор не может справиться с задачей развертывания своей единой национальной СОНПО, взявшись за ее создание еще в 2001 году. В связи с этим можно предполагать, что обозначенные ныне высокие потребности Украины в обеспечении безопасного мореходства после декабрьского саммита НАТО вполне могут дать Киеву повод лишний раз обратиться к Брюсселю за очередным «технологическим зонтиком».

Однако вряд ли кто-либо предоставит подобного рода помощь в выполнении обозначенных ныне «танкерных» инициатив. Они - единственное значащееся в указе экономическое начинание, которое имеет под собой практическую историю. Ведь еще с 1993 года у Украины была Национальная танкерная программа, которую все минувшие правительства не отменяли, а просто игнорировали из-за боязни окрика с Москвы или присутствия «местных» частных интересов. К 1996 году была создана госкомпания «Укртанкер», затем инициатива перешла к «Укртранснафте». Чем активнее Киев распродавал украинские НПЗ россиянам, которые и не думали об их полной загрузке и модернизации, тем меньше у государства оставалось шансов на фрахт или строительство танкеров. На таком историческом фоне реализация ныне заложенных в морском указе задач может стать вполне реальным реваншем, если конечно, как и в 1993-2007 годы, российские владельцы отечественных НПЗ опять не начнут оперативно «раздавать веские аргументы» в надежде сохранить и без того прекрасную, по их мнению, структуру украинского рынка.

Перечисленные выше оборонные сенсации и очередные танкерные инициативы выглядят далеко не последними «морскими сюрпризами», которые предстоит реализовать правительству Юлии Тимошенко. В указе значится целая гроздь экономических задач, заведомо неподъемных для любого состава правительства.

Не считая трепетной опеки интересов «Ванко Прикерченьска», одна из таких заведомо невыполнимых и провокационных задач - отдельный пункт указа Ющенко о необходимости введения нулевой ставки НДС при налогообложении операций по перегрузке и перевозке грузов предприятиями морского и речного флота. Второе указание - задача разработать систему компенсаций части стоимости топлива отечественным рыболовецким компаниям, поставляющим рыбо- и морепродукты на внутренний рынок Украины. Завершает ряд подобных экономических задач предписание создать Украинский международный реестр судов, способное сделать украинский флаг выгодным для судовладельцев, в ответ на которое напрашивается встречный вопрос: где было СНБОУ раньше, когда эта инициатива в 2005-2007 годы блокировалась Минфином и Минэкономики?

Не менее настораживающим выглядит еще один экономический пункт указа, который поручил правительству в течение двух месяцев определиться с судьбой двух государственных судоходных компаний, ЧМП и «Украинского Дунайского пароходства» (УДП), что выглядит как двусмысленное предложение подготовить их к теневой приватизации. Странно, что в указе нет четкой формулировки подготовить их корпоратизацию, зато есть туманная задача «разработать план мер по решению проблем, связанных с дальнейшим функционированием и перспективами развития» указанных государственных компаний.

О чем говорят «задунайские» сюрпризы

Не обошлось в «морском» указе и без откровенных казусов. В частности, этот документ поставил перед правительством две буквально трагикомические задачи в сфере внешней политики. Первая из них - урегулировать проблемы, связанные с началом работы в Молдавии в 2007 году приграничного с Украиной нефтетерминала Джурджулешты, вторая задача, как вытекает из текста, «предусмотреть строительство линий электропередач, путей железнодорожного и автомобильного сообщения для районов украинского Задунавья, а также обеспечить трансляцию программ украинского телевидения и радио для этих районов». Географически «украинское Задунавье» - это Тульчинский дистрикт Румынии, в котором весомую долю сельского населения составляют этнические украинцы - «староверы», исходя из чего обозначенный в указе Придунайский пункт выглядит либо досадной опечаткой, либо же констатацией факта признания Киевом неспособности Бухареста решить проблемы этих территорий.

Еще один важный межгосударственный политический нюанс, который нельзя сбрасывать со счетов при исполнении указа, это необходимость договариваться с Россией, особенно в отношении судоходства в Керченском проливе и доступа украинских судов на внутренние водные пути России. Тем более что многолетний болезненный вопрос делимитации границ в данном документе почему-то никак не отражен.

Судя по всему, эти внешнеэкономические погрешности указа в совокупности с другими не менее экзотическими предложениями вроде нулевого НДС для портовиков Кабинет Министров будет вынужден попросту «отсеять». В то же время правительство никуда не сможет деться от необходимости возродить танкерный флот и нарастить госзаказ для нужд военного флота. Игнорирование этих задач обещает нешуточные геополитические проблемы в Крыму и обострение не менее политизированной проблемы с ценами на импортируемые нефть и нефтепродукты.

Андрей Старостин, Александр Арбузов

30 мая 2008 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}