13.07.2012 :: 10:16
Потому и не летают
Авиасалон «Фарнборо-2012», открывшийся 9 июля, еще в самом разгаре, но деловая часть выставки уже подходит к концу: 14 и 15 июля авиасалон примет широкую публику и станет скорее праздником авиации, а не одной из крупнейших бизнес-площадок. Российским чиновникам и менеджерам самолетостроительных корпораций «Фарнборо» вряд ли запомнится чем-то хорошим: слишком уж много скандалов сопутствовало авиасалону.
Неприятности начались за несколько недель до начала авиасалона, когда чиновники и представители государственных компаний через «анонимные источники» СМИ начали жаловаться на проволочки с визами. По сведениям этих самых чиновников, британцы таким образом мстят россиянам за позицию Москвы по Сирии. По данным британского посольства, дело объяснялось гораздо проще - члены российской делегации не успели вовремя подать документы.
Если отсутствие того или иного российского менеджера или чиновника на «Фарнборо» вряд ли повредит самому авиасалону, то вот неприлет в Великобританию российской авиатехники - это скандал совсем иного уровня. Уже перед самым «Фарнборо» от участия в авиасалоне пришлось отказаться двум Су-27 «Русских витязей» - пилотажная группа не смогла получить разрешения на вылет, причем на этот раз даже российские чиновники признали, что в этом виноваты они, а не сотрудники британского посольства.
Дело в том, что у «Русских витязей» (на прибытие которых организаторы выставки потратили не один десяток тысяч фунтов) не оказалось лицензии на вылет, которую выдает Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству. Ее вроде бы должно было направить в ФСВТС Минобороны, но, по словам чиновников ФСВТС, этого не произошло. «Почему должна быть выдана лицензия, если за ней никто не обращался?» - спросил у журналистов замдиректора ФСВТС Вячеслав Дзиркалн. Судя по сообщению «Интерфакса» , ответа чиновник не получил.
На этом беды россиян на «Фарнборо» не закончились. Уже в первый день авиасалона авиакомпания «Армавиа» сообщила, что отказывается покупать у «Объединенной авиастроительной корпорации» второй Superjet - хотя на него и был заключен твердый контракт. Вопрос о том, почему «Армавиа» решила отказаться от соглашения, так и остался без ответа.
В «Сухом» на новость от своего клиента отреагировали довольно сухо: глава ОАК Михаил Погосян отметил лишь, что работа с «Армавиа» продолжится. В то же время источник российских информагентств, по всей видимости, близкий к «Сухому», объяснил, что отказ от самолета мог произойти из-за шаткого финансового положения «Армавиа». Такая версия, впрочем, выглядит довольно странно: уже через день в армянской авиакомпании заявили, что намерены приобрести по одному самолету Boeing и Airbus.
На первый взгляд кажется, что потеря одного заказа для ОАК, у которой имеется более двух сотен контрактов на Superjet, - пустяк. Но это не так - хотя бы потому, что «Армавиа» первой получила российский самолет и эксплуатирует его уже больше года. По всей видимости, Superjet «Армавиа» не понравился, а это уже знак для будущих покупателей самолета.
Кроме того, «Армавиа» наверняка получила Superjet от «Сухого» со значительной скидкой - самолетостроители обычно дают такие скидки первым заказчикам. Второй самолет, скорее всего, должен был продаваться уже по полной стоимости. Таким образом, в «Армавиа» намекнули рынку еще и на то, что денег, которые запрашивает ОАК за Superjet, самолет на самом деле не стоит.
Не произошло на «Фарнборо» прорыва и по другому проекту ОАК - среднемагистральному МС-21. Более того, малайзийская Crecom перевела твердый контракт на 50 МС-21 в опцион: это означает, что малазийцы могут передумать и отказаться от российских самолетов.
Больше гражданским авиапроизводителям в России продавать нечего. Таким образом, выходит, что ОАК на Фарнборо не только не смогла получить новых заказов, но и «ушла в минус». Не самый удачный результат для крупнейшего в 2012 году авиасалона.
Немного оптимизма
Отдувались за честь российской авиации на «Фарнборо» отечественные авиакомпании и военные. Так, UTair 12 июля объявила о покупке сразу 20 самолетов А321 - по каталожным ценам эти лайнеры обойдутся перевозчику в два миллиарда долларов. До сих пор UTair никогда не покупала самолеты от Airbus, сотрудничая только с американской Boeing.
Что касается военных, то они к «Фарнборо» подготовили новинку: британский авиасалон стал премьерным для Як-130, учебно-боевого самолета от «Иркута». Самолет нужен главным образом для того, чтобы обучать летчиков пилотажу на боевых самолетах пятого поколения или поколения «4+». Предполагается, что на экспорт отправится в общей сложности около 250 Як-130, причем контракты с некоторыми странами уже подписаны. Правда, как например в случае с Сирией, с исполнением контракта придется подождать. Российские ВВС, согласно госпрограмме вооружений на ближайшие годы, должны получить 65 самолетов Як-130.
На «Фарнборо» крупных контрактов на Як-130 подписано не было, но это не значит, что премьера прошла плохо: Як-130, в отличие от другой российской техники участвовал в летной программе авиасалона. Целесообразность рекламы Як-130 на Фарнборо покажут следующие салоны: скажем, в Дубае и Сингапуре в 2013-м году. Ну а там уже и до российского МАКСа недалеко. Если на этих салонах будут подписаны контракты на Як-130, не исключено, что это станет следствием удачно проведенного «Фарнборо».
А между тем
Пока российские авиастроители переживают из-за отсутствия заказов, на Airbus и Boeing традиционно льется сопутствующий «Фарнборо» золотой дождь. Официальные итоги салона пока не подведены, но понятно, что на этот раз Boeing намного обогнал своего европейского конкурента: если Airbus на авиасалоне продает лайнеры единицами и десятками, то американцы - едва ли не сотнями. Так, 9 июня им удалось заключить контракт сразу на 75 самолетов, а на следующий день - еще на 100.
Кроме того, на «Фарнборо» было объявлено о значительном прогрессе по программе Boeing-737 MAX. Теперь предполагается, что этот самолет сможет летать на расстояние более 6,4 тысячи километров - приблизительно на тысячу километров больше, чем ранее. В Boeing ожидают, что это существенно увеличит интерес авиакомпаний к лайнеру. Особенно учитывая, что его главный конкурент, Airbus A320neo, будет летать приблизительно на 5,5 тысячи километров.
Airbus, помимо многомиллиардных контрактов, на «Фарнборо» попытался разрекламировать свой самолет А330 - по словам представителей европейской корпорации, изменения дизайна позволят ему конкурировать с Boeing 787 Dreamliner («Лайнером мечты»), увеличить взлетную массу и протяженность полетов. Правда, пока деталей о переделке одного из самых популярных самолетов в мире известно немного.
«Фарнборо» традиционно проигрывает французскому Ле Бурже (который проходит по нечетным годам) по количеству контрактов и суммам сделок, но все равно остается важнейшим событием в отрасли: в четные годы другие события такого масштаба не проводятся. Российские же авиационные чиновники и менеджеры, видимо, вычеркнули из своего рабочего календаря 2012-й год и ждут Ле Бурже и МАКСа в Жуковском
Александр Поливанов
13 июля 2012 г.
Источник: Lenta.ru |