17.07.2012 :: 10:31
Порошенко отремонтирует заводы российским нефтяникам
Глава Минэкономразвития Петр Порошенко пообещал до конца лета определиться с комплексом мер, которые позволят вывести из кризиса украинскую нефтеперерабатывающую отрасль. Вместо ввода ограничений на импорт нефтепродуктов, которые лоббируют собственники отечественных НПЗ в ущерб интересам потребителей, эксперты рекомендуют Кабмину пересмотреть принципы налогообложения отрасли, чтобы повысить ее эффективность и привлекательность для модернизации
По словам Петра Порошенко, возглавляемое им ведомство ставит целью ликвидировать стремительное падение нефтепереработки, которое произошло
|
24.11.2023
Ціни на нафту: барель Brent - $81,33, WTI - $76,42
23.11.2023
Ціни на нафту: барель Brent - $80,98, WTI - $76,27
22.11.2023
Ціни на нафту: барель Brent - $82,42, WTI - $77,76
21.11.2023
Ціни на нафту: барель Brent - $82,03, WTI - $77,56
24.11.2023
Грецькі судноплавні компанії відмовляються від транспортування російської нафти
|
|
| в конце прошлого - в начале текущего года. «Все действия будут согласованы с тем, чтобы производители могли запустить производство. Я буду оптимистом, думаю, что летом решение будет не только принято, но и опубликовано. Ждать, когда у нас не работает 70% НПЗ,- непозволительная роскошь»,- заявил министр.
Он также отметил, что действия правительства должны быть согласованы с собственниками НПЗ и основными торговыми партнерами Украины.
Владельцы НПЗ - в большинстве своем российские нефтяные холдинги - настаивают на введении импортных пошлин на нефтепродукты. Они утверждают, что это позволит повысить рентабельность их производства за счет роста спроса на выпускаемую ими продукцию.
Об этом, в частности, говорится в письме Владимира Жмака, президента «ТНК-ВР Коммерс» (управляет активами российской ТНК-BP в Украине, среди которых - Лисичанский НПЗ), министру экономического развития и торговли Петру Порошенко.
Источники «i» в правительстве отмечают, что это послание было отправлено в министерство после встречи министра с Михаилом Фридманом, которая состоялась до того, как он в прошлом месяце, 29 июня, сложил с себя полномочия предправления ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» и покинул пост главного управляющего директора группы ТНК-ВР (причиной такого решения он назвал конфликт с ВР).
В письме отмечается отсутствие стимулов для модернизации нефтеперерабатывающих мощностей государством и подчеркивается, что глубина переработки на украинских заводах составляет до 70%, тогда как в Беларуси, где власть поддерживает отрасль,- около 80%, Литве и Румынии - до 90%. Чтобы изменить ситуацию, компания выступает за введение пошлин на импорт нефтепродуктов (не менее EUR100/т) и считает, что именно пошлины - это одна из первоочередных мер, которая поможет восстановить украинскую нефтепереработку.
Ранее «ТНК-BP Коммерс» также предлагала государству установить временные квоты на ввоз моторных топлив в Украину, а в рамках договора с ВТО увеличить связные ставки с действующих 5% (бензин) и 2% (дизель) до 15% и 10% соответственно, обеспечить стабильность толлинговых операций для НПЗ.
Эти предложения также содержатся в перечне мер Минэнергоугля по поддержке отрасли. Но их критикуют эксперты, которые уверены, что владельцы НПЗ способны провести модернизацию заводов за собственные средства, а государству необходимо: наладить своевременный возврат экспортного НДС нефтеперерабатывающим предприятиям (например, Одесскому НПЗ государство уже более двух лет не может компенсировать около $100 млн. НДС), ликвидировать схемы поставок на рынок Украины контрабандных и фальсифицированных нефтепродуктов, а также предоставить льготы по ввозу оборудования для НПЗ и, возможно, разработать льготный режим налогообложения на период проведения модернизации. Кроме того, произойдет возврат к зависимости от российской нефти, которая с марта 2012 г. не поступает в Украину.
Эксперты отмечают, что при этом пострадает и платежный баланс страны. Так, для обеспечения потребностей рынка Украины в бензине и дизтопливе в объеме 10 млн. т в год при импорте готовых нефтепродуктов в ценах 2012 г. страна заплатит около $10 млрд., тогда как на нефть, необходимую для выпуска аналогичного объема нефтепродуктов, понадобится почти на треть больше валютных средств - $12,7 млрд. Это связано с низкой глубиной переработки на украинских НПЗ. Из-за низкой эффективности переработки основная часть дополнительных средств, собранных российскими владельцами НПЗ в результате повышения цен на нефтепродукты, будет направляться на увеличение закупок нефти в РФ.
«Меры по защите отечественных НПЗ в виде пошлины на импортные нефтепродукты и отмены НДС при импорте сырья приведут к увеличению влияния на нефтерынок Украины российских компаний»,- считает старший аналитик инвестиционной компании «Тройка Диалог Украина» Сергей Невмержицкий.
Он полагает, что импортные пошлины на нефтепродукты увеличат поступления в бюджет, но также приведут к повышению цен на нефтепродукты для конечных потребителей и одновременному росту маржи в нефтепереработке.
«По сути, это схема, при которой государство и нефтепереработчики будут делить между собой часть платежей за топливо конечных потребителей. Но вытягивать нефтепереработчиков за счет потребителей - не самый лучший пример регулирования отрасли. Мы бы предпочли увидеть стимулирующее регулирование: налоговые льготы - как на прибыль, так и на инвестиции - или государственные закупки нефтепродуктов на отечественных НПЗ вместо ввода импортных пошлин»,- отметил аналитик.
Ранее премьер Николай Азаров неоднократно высказывался против ввода пошлин на импортные нефтепродукты, поскольку это ударит по потребителям. Эксперты подсчитали, что пошлина в размере EUR100/т приведет к росту цен для потребителей на 1 грн./л. При этом качество произведенных на украинских НПЗ нефтепродуктов будет существенно ниже, чем поставляемого топлива с современных НПЗ в Беларуси, Литве, Польше и Румынии.
Острота дискуссии, которая развернулась по этому вопросу в Кабмине и среди участников рынка, показывает, что решение проблемы загрузки украинских НПЗ - вопрос комплексный. Поскольку он затрагивает не только интересы бизнеса, потребителей, но и международные обязательства Украины, которые на страну накладывает членство в ВТО.
Валерий Пятницкий, который отвечал за присоединение Украины к этой организации, имеющей репутацию «элитного клуба международных торговцев», а ныне занимает пост замминистра экономического развития и торговли, обратил внимание, что при введении импортной пошлины Украина должна будет изменить свои обязательства в рамках ВТО. А это может повлечь негативные последствия для развития других важных отраслей отечественной экономики, обеспечивающих приток иностранной валюты в госказну, и эффективность работы которых зависит от успешной конкуренции на зарубежных рынках.
Впрочем, чиновники могут найти альтернативный вариант и простимулировать развитие нефтеперерабатывающей отрасли в рамках разработанного Государственной налоговой службой (ГНС) проекта либеральной реформы. Ее ключевой момент - значительное снижение ставки НДС при внутренних операциях, а также для всех видов услуг и отраслей, которые относятся к естественным монополиям. Собственники украинских НПЗ, которые уже более десяти лет критикуют власти за отсутствие налоговых стимулов при модернизации предприятий, могут воспользоваться преимуществами нововведений ГНС и отстоять свои интересы в рамках анонсированной фискальной реформы. Глава ГНС Александр Клименко утверждает, что ведомство открыто для диалога.
Светлана Долинчук
17 июля 2012 г.
Источник: Экономические Известия |