Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Экономические Известия
17.07.2012 :: 10:31
Порошенко отремонтирует заводы российским нефтяникам

Глава Минэкономразвития Петр Порошенко пообещал до конца лета определиться с комплексом мер, которые позволят вывести из кризиса украинскую нефтеперерабатывающую отрасль. Вместо ввода ограничений на импорт нефтепродуктов, которые лоббируют собственники отечественных НПЗ в ущерб интересам потребителей, эксперты рекомендуют Кабмину пересмотреть принципы налогообложения отрасли, чтобы повысить ее эффективность и привлекательность для модернизации

По словам Петра Порошенко, возглавляемое им ведомство ставит целью ликвидировать стремительное падение нефтепереработки, которое произошло
в конце прошлого - в начале текущего года. «Все действия будут согласованы с тем, чтобы производители могли запустить производство. Я буду оптимистом, думаю, что летом решение будет не только принято, но и опубликовано. Ждать, когда у нас не работает 70% НПЗ,- непозволительная роскошь»,- заявил министр.

Он также отметил, что действия правительства должны быть согласованы с собственниками НПЗ и основными торговыми партнерами Украины.

Владельцы НПЗ - в большинстве своем российские нефтяные холдинги - настаивают на введении импортных пошлин на нефтепродукты. Они утверждают, что это позволит повысить рентабельность их производства за счет роста спроса на выпускаемую ими продукцию.

Об этом, в частности, говорится в письме Владимира Жмака, президента «ТНК-ВР Коммерс» (управляет активами российской ТНК-BP в Украине, среди которых - Лисичанский НПЗ), министру экономического развития и торговли Петру Порошенко.

Источники «i» в правительстве отмечают, что это послание было отправлено в министерство после встречи министра с Михаилом Фридманом, которая состоялась до того, как он в прошлом месяце, 29 июня, сложил с себя полномочия предправления ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» и покинул пост главного управляющего директора группы ТНК-ВР (причиной такого решения он назвал конфликт с ВР).

В письме отмечается отсутствие стимулов для модернизации нефтеперерабатывающих мощностей государством и подчеркивается, что глубина переработки на украинских заводах составляет до 70%, тогда как в Беларуси, где власть поддерживает отрасль,- около 80%, Литве и Румынии - до 90%. Чтобы изменить ситуацию, компания выступает за введение пошлин на импорт нефтепродуктов (не менее EUR100/т) и считает, что именно пошлины - это одна из первоочередных мер, которая поможет восстановить украинскую нефтепереработку.

Ранее «ТНК-BP Коммерс» также предлагала государству установить временные квоты на ввоз моторных топлив в Украину, а в рамках договора с ВТО увеличить связные ставки с действующих 5% (бензин) и 2% (дизель) до 15% и 10% соответственно, обеспечить стабильность толлинговых операций для НПЗ.

Эти предложения также содержатся в перечне мер Минэнергоугля по поддержке отрасли. Но их критикуют эксперты, которые уверены, что владельцы НПЗ способны провести модернизацию заводов за собственные средства, а государству необходимо: наладить своевременный возврат экспортного НДС нефтеперерабатывающим предприятиям (например, Одесскому НПЗ государство уже более двух лет не может компенсировать около $100 млн. НДС), ликвидировать схемы поставок на рынок Украины контрабандных и фальсифицированных нефтепродуктов, а также предоставить льготы по ввозу оборудования для НПЗ и, возможно, разработать льготный режим налогообложения на период проведения модернизации. Кроме того, произойдет возврат к зависимости от российской нефти, которая с марта 2012 г. не поступает в Украину.

Эксперты отмечают, что при этом пострадает и платежный баланс страны. Так, для обеспечения потребностей рынка Украины в бензине и дизтопливе в объеме 10 млн. т в год при импорте готовых нефтепродуктов в ценах 2012 г. страна заплатит около $10 млрд., тогда как на нефть, необходимую для выпуска аналогичного объема нефтепродуктов, понадобится почти на треть больше валютных средств - $12,7 млрд. Это связано с низкой глубиной переработки на украинских НПЗ. Из-за низкой эффективности переработки основная часть дополнительных средств, собранных российскими владельцами НПЗ в результате повышения цен на нефтепродукты, будет направляться на увеличение закупок нефти в РФ.

«Меры по защите отечественных НПЗ в виде пошлины на импортные нефтепродукты и отмены НДС при импорте сырья приведут к увеличению влияния на нефтерынок Украины российских компаний»,- считает старший аналитик инвестиционной компании «Тройка Диалог Украина» Сергей Невмержицкий.

Он полагает, что импортные пошлины на нефтепродукты увеличат поступления в бюджет, но также приведут к повышению цен на нефтепродукты для конечных потребителей и одновременному росту маржи в нефтепереработке.

«По сути, это схема, при которой государство и нефтепереработчики будут делить между собой часть платежей за топливо конечных потребителей. Но вытягивать нефтепереработчиков за счет потребителей - не самый лучший пример регулирования отрасли. Мы бы предпочли увидеть стимулирующее регулирование: налоговые льготы - как на прибыль, так и на инвестиции - или государственные закупки нефтепродуктов на отечественных НПЗ вместо ввода импортных пошлин»,- отметил аналитик.

Ранее премьер Николай Азаров неоднократно высказывался против ввода пошлин на импортные нефтепродукты, поскольку это ударит по потребителям. Эксперты подсчитали, что пошлина в размере EUR100/т приведет к росту цен для потребителей на 1 грн./л. При этом качество произведенных на украинских НПЗ нефтепродуктов будет существенно ниже, чем поставляемого топлива с современных НПЗ в Беларуси, Литве, Польше и Румынии.

Острота дискуссии, которая развернулась по этому вопросу в Кабмине и среди участников рынка, показывает, что решение проблемы загрузки украинских НПЗ - вопрос комплексный. Поскольку он затрагивает не только интересы бизнеса, потребителей, но и международные обязательства Украины, которые на страну накладывает членство в ВТО.

Валерий Пятницкий, который отвечал за присоединение Украины к этой организации, имеющей репутацию «элитного клуба международных торговцев», а ныне занимает пост замминистра экономического развития и торговли, обратил внимание, что при введении импортной пошлины Украина должна будет изменить свои обязательства в рамках ВТО. А это может повлечь негативные последствия для развития других важных отраслей отечественной экономики, обеспечивающих приток иностранной валюты в госказну, и эффективность работы которых зависит от успешной конкуренции на зарубежных рынках.

Впрочем, чиновники могут найти альтернативный вариант и простимулировать развитие нефтеперерабатывающей отрасли в рамках разработанного Государственной налоговой службой (ГНС) проекта либеральной реформы. Ее ключевой момент - значительное снижение ставки НДС при внутренних операциях, а также для всех видов услуг и отраслей, которые относятся к естественным монополиям. Собственники украинских НПЗ, которые уже более десяти лет критикуют власти за отсутствие налоговых стимулов при модернизации предприятий, могут воспользоваться преимуществами нововведений ГНС и отстоять свои интересы в рамках анонсированной фискальной реформы. Глава ГНС Александр Клименко утверждает, что ведомство открыто для диалога.

Светлана Долинчук

17 июля 2012 г.


Источник: Экономические Известия
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}