Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
ИноСМИ
18.03.2014 :: 10:27
Политика идентичности и власти в Арктике - «последний рубеж» Канады на крайнем севере

Канадцы считают себя северной нацией. На 50-долларовой банкноте, недавно выпущенной в обращение Центральным банком Канады, изображен ледокол «Амундсен», являющийся также исследовательским судном. Север испокон веков живет в канадской душе, гласит официальное заявление правительства премьера Харпера относительно национальной «внешней политики в Арктике». Ее приоритетом является демонстрация канадского флага на севере и защита государственного суверенитета. Территория канадского севера равняется 84 площадям Швейцарии, но там проживают всего 110 тысяч человек. У страны «кленового листа» есть
территориальные разногласия с США и Данией, он она не считает их проблемой для национальной безопасности. Зато проблемой является таяние полярных льдов, которое вносит новую динамику в этот регион.

В отличие от Антарктиды, Арктика является не континентом, а, по сути, частью Северного Ледовитого океана. Значительная его часть - «вечные» льды, однако, по данным ученых-климатологов, глобальное потепление влияет на крайний север значительно сильнее, чем на более низкие широты. Поэтому за последние годы площадь поверхности льда уменьшилась в несколько раз и достигла своего абсолютного минимума за всю историю наблюдений. Это привело к тому, что растет площадь поверхности воды, благодаря чему, в свою очередь, в будущем могут появиться новые морские пути для судоходства, а также могут возникнуть возможности для добычи полезных ископаемых в полярных областях.

Однако на то, что скоро появятся возможности для свободного передвижения по Арктике, рассчитывать не приходится. Даже если климат на крайнем севере станет мягче, условия там останутся очень суровыми, и никакой вид экономической деятельности не станет рентабельным. Мифический Северо-западный морской путь не превратится в мгновение ока в свободную ото льдов короткую и дешевую дорогу между Азией и Европой. Кроме того, этот путь не станет неким постоянным маршрутом, а будет являть собой великое множество «тропинок» между многочисленными островами на севере Канады. Он свяжет между собой северную часть Атлантики (запад Гренландии) с морем Бофорта и Беринговым проливом между Аляской и Россией, откуда открывается доступ к Тихому океану.

Даже в самом благоприятном случае судоходство по Северо-западному пути будет возможно лишь в течение нескольких месяцев в году, и капитанам пришлось бы в любом случае готовиться ко встрече со льдами. При этом им пришлось бы выбирать неглубокие районы океана, из-за чего, однако, этот путь был бы закрыт для крупных судов. Кроме того, в этих районах нет и не будет портов, куда они могли бы заходить в чрезвычайных ситуациях. По данным канадских ВМС, длина пути, на котором могут встречаться льды, составляет порядка 5,5 тысячи километров.

В сентябре прошлого года датское судно Nordic Orion, сухогруз с укрепленным корпусом, успешно преодолело Северо-западный морской путь между Ванкувером и Финляндией. Это был один из первых чисто коммерческих рейсов по данному маршруту. Обычно корабли из Ванкувера отправляются на юг - к Панамскому каналу, и лишь оттуда через Атлантику в Европу. Эта дорога, однако, занимает на неделю больше времени.

По сравнению с Северо-западным, Северный морской путь вдоль побережья России преодолеть легче. Кроме того, русские гораздо лучше подготовлены к судоходству в Арктике, чем Канада и США. Они располагают мощными, в том числе атомными, ледоколами, количество которых постоянно растет. Канадские ВМС действуют в рамках так называемой «концепции двух океанов» - Атлантического и Тихого. Северный Ледовитый океан является третьим океаном, побережье которого составляет две трети канадской береговой линии.

Канадская береговая охрана располагает, по собственным данным, 18 ледоколами. Однако лишь два из них - действительно большие корабли, а еще четыре - корабли средних размеров. Все остальные же - это просто многофункциональные суда, имеющие ограниченные возможности по преодолению льдов. Харпер еще много лет назад выступал за модернизацию канадского арктического флота и за увеличение его на восемь единиц. Однако этот план реализуется с большой задержкой - в первую очередь по причине недостаточного финансирования. По словам Харпера, правительство «интегрировало» план по развитию арктического флота в свою общую судостроительную политику.

Восемь арктических государств сотрудничают в рамках Арктического совета. Пять из них - члены НАТО. Арктический совет работает по принципу консенсуса и не имеет функций верховного органа. Канадский премьер Харпер использует любую возможность, чтобы раскритиковать идею по интернационализации Арктики по примеру Антарктики. По его словам, Канада никогда не поддержит эту инициативу. Арктический совет предоставил 12 государствам статус наблюдателя. К ним относится, например, Индия - на том основании, что изменения климата на Северном полюсе влияют на муссоны. Кроме того, наблюдателями в рамках Арктического совета стали представители коренного населения крайнего севера. Вместе с тем Харпер выступает резко против «размывания» границ между странами-членами совета, имеющими право голоса, и просто наблюдателями. К наблюдателям относится также Китай, растущий интерес которого к Арктике вызывает большую озабоченность Канады.

Впрочем, претензии Канады на крайний север отчасти вызывают сомнения. Это касается, однако, не суши, а лишь водной поверхности, которую Оттава считает своими территориальными водами. Речь идет в значительной степени о правовых вопросах при транзитном движении, а не о претензиях на владение теми или иными территориями. США рассматривают Северо-западный морской путь как международный маршрут. Канадцы же не приемлют такой трактовки - хотя бы потому, что в настоящий момент там нет серьезного международного судоходства.

Обе страны указывают при этом на Конвенцию о морском праве. Впрочем, США, в отличие от Канады, до сих пор не ратифицировали это международное соглашение, оставаясь единственной арктической страной, не сделавшей этого. Тем не менее правительство Обамы официально заявляет о соблюдении Конвенции по морскому праву. В рамках арктической стратегии Обама заявил о необходимости присоединения к этому документу, однако оно возможно лишь теоретически, потому что сенат в обозримом будущем не проголосует за это.

Впрочем, разногласия между американцами и канадцами в вопросах транзитного права меркнут на фоне общих интересов обеих стран НАТО в области военной безопасности. Сокращение поверхности льда означает потенциально новые возможности для доступа на их территории нелегальных мигрантов и террористов. Представитель России в Арктическом совете Антон Васильев заявил недавно, по данным государственной радиостанции «Голос России», что российское арктическое побережье общей протяженностью в 20 тысяч километров было до недавнего времени достаточно хорошо защищено мощными льдами и суровым климатом. Однако в последние годы ситуация изменилась, и поэтому объявленное Путиным усиление военного присутствия России на крайнем севере не является милитаризацией Арктики, а лишь станет шагом по соответствию новым требованиям времени. В этой связи Васильев указал на растущую интенсивность судоходства и на добычу нефти и газа на крайнем севере. По его словам, в обоих аспектах лишь армия в состоянии обеспечить защиту окружающей среды, а в случае необходимости - выполнять функции спасательной службы. Канада преследует аналогичные цели.

Между Оттавой и Москвой существует множество разногласий, в том числе и в оценке недавних событий на Украине. Но в Арктике их сотрудничество, по оценке канадского министра иностранных дел Джона Бэрда, осуществляется вполне успешно. При этом обе страны преследуют, по меньшей мере, одну одинаковую цель: включить Северный полюс в собственную территорию. Русские в 2007 году уже установили там собственный титановый флаг на морском дне. Канадцы недавно высказали свои претензии на Северный полюс в ООН. Их действия соответствуют процедуре, предусмотренной Конвенцией о морском праве. Для американцев неучастие в этом документе имеет негативные последствия: они не могут легитимировать собственные претензии на Арктику этим путем.

Скорой войны за Северный полюс ожидать, впрочем, не приходится. Норвежское министерство обороны, к примеру, указало в своем последнем докладе по вопросам национальной безопасности, что арктические страны настроены на устранение разногласий в рамках международных организаций. Кроме того, большинство предполагаемых полезных ископаемых находится в исключительных экономических зонах тех или иных арктических стран, защищенных Конвенцией о морском праве.

Дебаты о претензиях на владение Северным полюсом в рамках ООН или в ходе двусторонних переговоров займут еще много времени. По сообщениям канадских СМИ, Харпер в последний момент настоял на том, чтобы включить Северный полюс в список морских территорий, на которые претендует Оттава. В соответствии с морским правом, претензии могут основываться на геологических факторах, например на расположении материкового цоколя. Однако данные, предоставленные канадскими экспертами, не свидетельствуют однозначно о том, что Северный полюс находится на канадской территории. Харпер просто хотел официально зафиксировать максимально возможные территориальные претензии Канады.

Хотя Арктика являет собой хороший повод для националистов поупражняться в выражении своих требований, Канада обосновывает свои претензии на владение всеми северными водами тем обстоятельством, что на ее нынешней территории (причем как на суше, так и на море) проживает исконное северное население. Официальная «арктическая политика» правительства Харпера предусматривает не только защиту окружающей среды на крайнем севере, но и защиту культуры коренного населения, а также пользование их знаниями в целях современного развития.

Эксперты Канадско-американского института при университете Западного Онтарио видят в политике Харпера - как и всех остальных арктических государств - принципиальное противоречие. Институт занимается широким спектром канадско-американских отношений. В одном из докладов Элизабет Ридделл-Диксон (Elizabeth Riddell-Dixon) написала, что новые проблемы и опасности на крайнем севере связаны с изменением климата и тем самым с полезными ископаемыми. Но на первом месте при обосновании необходимости иметь Северный полюс на собственной территории стоят именно природные ресурсы.

Хотя в самых разных областях Арктики добыча полезных ископаемых давно уже началась, в общем и целом о величине тамошних ресурсов ясности нет. Лучшим открытым источником на этот счет является опубликованный в 2008 году доклад Геологической службы США (USGS), финансируемой правительством страны, согласно которому на территории выше Полярного круга (66 градусов северной широты) содержатся запасы в 90 миллиардов баррелей нефти, около 47 миллиардов кубометров газа и 44 миллиарда баррелей газового конденсата. Эти запасы содержатся в общей сложности в 25 различных месторождениях. По приблизительным подсчетам, 134 миллиардов баррелей нефти и газового конденсата могут полностью покрыть мировые потребности (около 90 миллионов баррелей в день) на четыре года. Однако согласно докладу USGS, более половины предполагаемых запасов нефти и более 70% запасов газа содержатся лишь в трех месторождениях.

На одном из важнейших месторождений (Арктическая Аляска) добыча ужа давно ведется. Так, на Прудо-Бей активно добывается нефть, которая транспортируется оттуда в южном направлении по построенному еще в 1977 году нефтепроводу. 84% предполагаемых экспертами USGS полярных ресурсов находятся на дне океана. Однако, по данным службы, в прошлом при оценке объемов этих ресурсов не учитывались ни глубина моря, ни толщина полярных льдов. На тот период считалось, что предполагаемые полярные ресурсы составляют в среднем 22% общих запасов на планете: 13% нефти, 30% газа и 20% газового конденсата.

Бит Амман

18.03.2014 г.


Источник: ИноСМИ
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}