Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes Украина
18.03.2014 :: 10:12
Почему не следует откладывать подписание соглашения об «открытом небе»

На саммите Восточного партнерства в Вильнюсе Украина парафировала соглашение об общем авиапространстве с Евросоюзом. Так называемый режим «открытого неба» предусматривает выполнение полетов в аэропорт любым иностранным перевозчиком почти без ограничений. В мире этому примеру последовали свыше 100 государств.

Подписание соглашения об общем авиационном пространстве между Украиной и ЕС намечалось на 14 марта, но так и не состоялось. Вместо этого распоряжением Кабинета министров Украины (КМУ) №167-р от 12 марта председателем Государственной авиационной службы Украины (ГАСУ) назначили
Дениса Антонюка. Он долгое время занимал должность директора по развитию маршрутной сети и альянса авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ). Теперь участники рынка опасаются, что о конкуренции на рынке авиаперевозок и доступе на рынок лоукостов придется забыть.

Причина опасений - конфликт интересов. В октябре 2012 года авиавласти России и Украины сняли ограничения на количество назначенных перевозчиков и частот полетов на популярном маршруте Киев - Москва. В результате МАУ пришлось снизить количество рейсов и уступить место российским конкурентам - «Аэрофлоту», «Трансаэро», «ЮТэйр». Заодно снизились и цены на билеты до отметки в $150 за перелет туда - обратно.

Напомним, официально собственниками МАУ являются частные компании, сведения о которых доступны в системе раскрытия информации Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку: «Кэпител инвестмент прожект» и «Онтобет промоушнз лимитед». В то же время на рынке МАУ связывают с именем новоназначенного губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского, занимающего третью строку в списке богатейших украинцев по версии Forbes. На рынке внутренних авиаперевозок МАУ имеет монопольное положение и вряд ли заинтересована в повторении неприятной для себя ситуации на рейсе Киев - Москва.

Главный редактор портала AeroVokzaL.Net Игорь Лесив считает неслучайным появление в одно и то же время заявления Министерства инфраструктуры Украины о переносах сроков подписания соглашения об «открытом небе» и о новом назначении. В то же время, по официальной версии, «такое решение принято из-за незавершения Евросоюзом процесса внутреннего согласования редакции определения «территория» в контексте вопроса Гибралтара».

Переговоры относительно заключения соглашения о едином авиационном пространстве велись, начиная с конца 2007 года. Парафированный в Вильнюсе текст соглашения действительно имеет примечание по поводу статуса британского полуэксклава в Испании. В этой связи обеспокоенность вызывает как раз тот факт, что новые сроки подписания не названы ни украинской, ни европейской стороной. Одновременно это соглашение упомянуто как обязательство Украины в проекте договора об ассоциации с ЕС.

В этой связи, как отмечает глава центра политического и экономического анализа Александр Кава, на отказ от подписания соглашения Игорь Коломойский вряд ли решится. А вот затягивание процесса по формальным причинам вполне возможно. Равно как и отмена принятых год назад правил назначения авиакомпаний на линии (они предполагают срочность действия и отзыв назначений, которые не используются авиакомпанией более 12 месяцев).

По мнению Александра Кавы, подписание соглашения позволяет отказаться от двухстороннего регулирования авиаперевозок между странами, а также снять ограничения по количеству рейсов между пунктами в рамках единого авиапространства и по количеству авиакомпаний на линиях. Все это приводит к росту конкуренции, снижению стоимости авиаперевозок и расширению географии полетов авиакомпаний. Например, несколько месяцев назад обновленные правила начали действовать между Израилем и ЕС, что сразу привело к выходу на израильский рынок авиаперевозок европейских лоукостов. В частности, EasyJet, EasyJet Switzerland и Wizz Air.

Безусловно, ужесточение конкуренции на рынке неизбежно влечет за собой риски для авиакомпаний, неспособных функционировать в новых условиях. Это касается украинских перевозчиков, которые сейчас активно работают на рейсах между Украиной и ЕС.

Кава не исключает незначительное снижение занятости в отечественных авиакомпаниях. С другой стороны, его легко должны компенсировать новые рабочие места в региональных аэропортах Украины и в сфере обслуживания туристов. Как отмечает эксперт, соглашение может стать отличным стимулом для развития аэропортов Кривого Рога, Запорожья, Мариуполя, Тернополя и др.

Для украинских граждан «открытое небо» выгодно, в первую очередь, снижением цен на авиаперевозки и повышением их доступности. Речь идет о расширении географии полетов, особенно из региональных аэропортов, которые сейчас обслуживают единичные рейсы или вообще не обслуживают регулярные перелеты. Участники рынка рассчитывают на повышение мобильности населения как в деловой, так и рекреационной сфере.

Вне зависимости от того, чьи интересы будет лоббировать Антонюк в новой должности, подписание договора о едином авиационном пространстве с ЕС - не единственная задача. Опрошенные Forbes эксперты назвали еще ряд первоочередных шагов для главы ГАСУ, которые предстоит сделать:

- решение вопросов с транспортной инфраструктурой в Крыму, в частности, подконтрольности аэропорта «Симферополь» и госпредприятия «Крымаэрорух»;

- устранение проблемы спада пассажирских перевозок;

- разработка пакета антикризисных мер для дочерней компании «ЮТэйр-Украина», которая в последнее время сворачивает внутренние регулярные рейсы;

- снятие ограничений на выполнение рейсов на двухсторонней основе с Азербайджаном, Израилем и Казахстаном;

- снятие ограничений на выполнение рейсов из региональных аэропортов Украины в города Турции;

- завершение строительства зоны внутренних рейсов и паркинга в терминале D аэропорта «Борисполь»;

- создание прозрачных условий для развития аэропорта «Борисполь» в качестве хаба при участии базовых авиакомпаний;

- создание условий для развития региональных аэропортов с целью привлечения новых авиакомпаний;

- завершение ввода в эксплуатацию объектов, построенных под Евро-2012, но так и не введенных в эксплуатацию в аэропортах «Донецк», «Львов» и «Харьков».

Не стоит забывать и том, что для получения всех преимуществ «открытого неба» Украине предстоит привести свое законодательство в соответствие с авиационными стандартами ЕС. «Если соглашение будет подписано 14 марта, нас ждет работа над нормативными документами. Необходимо принять 84 регуляции, из которых выходят еще 400 нормативных документов», - ранее заявлял бывший председатель ГАСУ Анатолий Колесник. Но теперь создание нормативной документации отложено до лучших времен.

Сергей Мишко

18.03.2014 г.


Источник: Forbes Украина
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}