Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
КоммерсантЪ-Business Guide
16.04.2008 :: 11:39
Первым делом - самолеты

Долгое время считалось, что именно отсутствие системы лизинга (в том числе и с мерами государственной поддержки) препятствует закупкам российских самолетов и развитию авиационной промышленности. Сейчас можно утверждать, что в России есть как система лизинга, представленная сильными компаниями с государственным участием, так и система государственной поддержки лизинга. Однако ясно главное: проблему производства российской авиатехники система лизинга решить не сможет. Самолетов нет, и продавать авиакомпаниям нечего.

Невысокий полет

Разговоры о том, что в России необходимо
наладить систему лизинга отечественной авиатехники, без которой продавать самолеты невозможно, шли на протяжении 90-х годов прошлого века. За это время производство приходило в упадок, люди увольнялись, и не мудрено, что лизинг стал своего рода навязчивой идеей среди чиновников, ответственных за возрождение отечественного авиапрома. Как выразился в 2002 году один замминистра, «нам нужно хотя бы один раз провернуть этот маховик - потом процесс пойдет».

На первый взгляд так и должно быть. Сейчас в лизинге находится около 50% мирового парка воздушных судов (десять лет назад - около 40%, но рост этой доли как раз говорит о перспективности механизма лизинга). Суммарный объем рынка - порядка $150 млрд. Boeing и Airbus, конкурентом которых всегда считал себя российский авиапром, ежегодно продают по несколько сотен самолетов в год (к примеру, в 2007 году Airbus поставил 453 самолета и получил 1341 новый заказ, а Boeing - 441 и 1413 соответственно).

Очевидно, что лизинг - необходимый и эффективный элемент продаж самолетов, стоимость которых составляет многие десятки миллионов долларов за экземпляр. Однако лизинг, каким бы он ни был (см. справку), невозможен без долгосрочных и относительно недорогих кредитных ресурсов, напрочь отсутствовавших в России. Так что проблема по большому счету существовала вне системы лизинга, хотя сам лизинг постепенно стал восприниматься как некая палочка-выручалочка для российского авиапрома.

Постановление, принятое правительством в феврале, призвано создать дополнительный канал государственного субсидирования лизинга отечественных ВС с целью снижения стоимости кредитования. По существующей схеме, утвержденной постановлением правительства №466 от 26 июня 2002 года, получателем компенсаций по процентным ставкам выступает авиакомпания-лизингополучатель. Новая схема принята постановлением правительства №90 от 16 февраля 2008 года «Об утверждении Правил предоставления в 2008-2010 годах субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008-2010 годах на закупку воздушных судов отечественного производства с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга». Появление дополнительного источника субсидирования для лизинговых компаний должно компенсировать высокие процентные выплаты лизинговых компаний по кредитам, однако, к сожалению, в процессе разработки документа Минпромэнерго практически не учло предложения со стороны лизинговых компаний, поэтому в новой схеме имеются как минимум две проблемы, способные выхолостить всю идею.

Одна проблема содержится в первом же пункте, который ограничивает срок лизинга до пяти лет, что не поддается никакому логическому истолкованию. «Обычно срок финансового лизинга сопоставим со сроком амортизации самолета, в наших договорах типичный срок - 15 лет,- рассказывает финансовый директор лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) Николай Дадонов.- Долгосрочные кредиты нужны, чтобы финансировать постройку и приобретение ВС за счет привлеченных средств, а не только из собственного капитала. В мировой практике обычное соотношение - 15% собственных средств и 85% заемных. У нас доля заемных средств пока составляет 50-60%, но мы нацелены на ее увеличение, для чего необходимо удлинять сроки кредитования. Со Сбербанком мы несколько лет работаем по семилетним кредитам, сейчас готовим десятилетние. Так что пятилетний срок в постановлении ничем не оправдан». По словам специалистов, такой срок противоречит самой идее лизинга: за пять лет дорогостоящий новый самолет окупить невозможно. «Возможно, какой-то чиновник при подготовке документа просто испугался большой цифры,- предполагает специалист в области лизинга, пожелавший остаться неназванным.- А нам теперь придется думать, как приспособить разработанный государством механизм субсидирования к реальной жизни».

Другая проблема связана с вопросом о гарантировании субсидий. По постановлению N466 авиакомпания заключает с государством в лице Росавиации договор, по которому в течение десяти лет государство обязуется выплачивать субсидии. И хотя представители авиакомпаний, работавших по такой схеме, неоднократно жаловались на необходимость регулярно выбивать причитающиеся им средства, наличие договора более или менее гарантировало их получение. В данном же случае Минпромэнерго предложена схема, по которой решение о выделении субсидии в каждом конкретном случае принимается ежеквартально, при этом лизинговой компании каждый квартал требуется предъявлять одни и те же документы (копию договора лизинга, копию кредитного договора и др.). Получается существенное увеличение бюрократической деятельности, а поток денежных средств - не вполне гарантированный, поскольку субсидию могут и не оформить.

Пока трудно сказать, какой получится практическая реализация работы по постановлению №90. Сейчас, по словам представителей лизинговых компаний, идет подготовка необходимых документов, а механизм субсидирования, по-видимому, начнет работать только в середине года. Тогда, вероятно, можно будет критиковать новую схему более конструктивно.

«Так или иначе, механизм финансового лизинга в целом нами освоен,- говорит Николай Дадонов из ИФК.- Разумеется, остается еще много рабочих моментов и нет предела совершенству, но у нас созданы схемы отношений с заводами, с авиакомпаниями, отработаны контракты. Система действует».

Условия лизинга в России выходят на конкурентоспособный уровень. На цели субсидирования федеральным бюджетом на 2008- 2010 годы выделено 15 млрд руб. Благодаря принятым мерам, по мнению гендиректора ИФК Александра Рубцова, при стандартных условиях лизинга (сроке 15 лет и авансе лизингополучателя до 10% первоначальной стоимости самолета) месячная ставка лизинга составит 0,8-0,9% от первоначальной стоимости самолета. Надо отметить, что это условия вполне на мировом уровне - стандартная оценка месячной лизинговой ставки составляет 1% от каталожной цены ВС, а условия конкретных сделок, разумеется, конфиденциальны. Дальнейшие перспективы повышения привлекательности лизинга российских ВС связаны с участием государственного Банка развития (ВЭБ). По словам начальника департамента корпоративного финансирования ВЭБа Андрея Сапелина, задача Банка развития - обеспечить не худшие, чем у западных самолетов, условия финансирования либо приобретения, либо финансового или операционного лизинга. При этом, по его словам, вовсе нет задачи вытеснения из этой сферы деятельности коммерческих банков - участие государственного Банка развития необходимо только в той мере и в тех сделках, условия которых на сегодняшний день по объективным причинам являются нереализуемыми для российских коммерческих банков.

Крыльев не хватает

Остаются, впрочем, еще две принципиальные проблемы, связанные с развитием лизинга.

Первая из них - отсутствие операционного лизинга, связанное как с пробелами в законодательстве, так и с крайней неразвитостью вторичного рынка ВС, без которого теряет смысл ключевое для операционного лизинга понятие прогнозной остаточной стоимости самолета. В России, к примеру, летает всего 14 самолетов Ту-204 и 10 Ту-214 - все сделки по ним носят единичный характер, вторичного рынка на них не сформируешь. «Получается замкнутый круг,- говорит Николай Дадонов из ИФК.- Малый объем рынка приводит к отсутствию прогноза остаточной стоимости, из-за этого возможен только финансовый лизинг, отсюда высокие ставки и, соответственно, уменьшение спроса, а в результате снова возвращаемся к малому рынку».

Для развития операционного лизинга необходимо появление на рынке хотя бы 70-80 однотипных самолетов. Тогда можно было бы говорить о ликвидности этих самолетов, появилась бы возможность получать кредиты не под клиента, а именно под самолет, сформировался бы прогноз остаточной стоимости и развивался операционный лизинг. А снижение лизинговых ставок привело бы к увеличению спроса и росту производства самолетов.

Вот тут и кроется вторая принципиальная проблема. Лизинг, какими бы чудодейственными свойствами ни пытались наделить его чиновники, пытающиеся найти простые решения сложнейших проблем российского авиапрома,- это всего лишь вспомогательный механизм: он помогает продавать продукцию, которая выпускается. А если поставлять нечего, никакой лизинг работать не будет.

За все годы существования государственных мер по стимулированию авиализинга выделяемые средства не тратились в полном объеме - из-за отсутствия должного количества контрактов. В постановлении №466 указано, что при подготовке проектов федерального бюджета на 2003-2007 годы средства на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей необходимо предусматривать в размере не менее 500 млн руб. ежегодно. Однако, по словам специалистов, ни разу эта сумма не была использована полностью - из-за отсутствия самолетов в нужном количестве. Обычно сумма субсидий, планируемая Росавиацией к распределению в начале года (чтобы не запрашивать из бюджета лишние средства, за неиспользование которых потом придется отчитываться), составляет порядка 300-400 млн руб., но и эти деньги далеко не всегда удается распределить полностью. Примером может служить проведенный Росавиацией в середине декабря 2007 года конкурс по распределению средств в объеме 90 млн руб. Можно предположить, что даже исходный план был недовыполнен на эту сумму, поскольку какие-то компании могли нарушить условия получения субсидий - скажем, иметь какие-либо задолженности.

На освободившиеся средства и был проведен конкурс в декабре. Заявки подали шесть авиакомпаний, одна была отклонена из-за отсутствия необходимых документов. По итогам конкурса среди пяти компаний было распределено менее 52 млн руб. Остальные средства остались невостребованными. Так что основной вопрос - развитие производства, которое сегодня не способно удовлетворить запросы лизинговых компаний и авиаперевозчиков.

Авиационный лизинг

За словом «лизинг» скрывается целый набор финансовых инструментов, в первую очередь финансовый и операционный лизинг. После внесения в 2002 году поправок в закон «О лизинге» в России под лизингом теперь понимается только финансовый лизинг, а операционный лизинг трактуется как обычная аренда и регулируется только Гражданским кодексом. Поэтому никаких льгот для операционного лизинга в России не предусмотрено, хотя именно этот вид лизинга стал основой развития авиации во всем мире.

Дело в том, что при финансовом лизинге авиакомпания за срок лизинга должна выплатить всю стоимость самолета, который перейдет в ее собственность. Самолет стоит дорого, поэтому даже при 15-летнем сроке лизинга ежемесячная ставка лизингового платежа остается относительно высокой. При операционном лизинге самолет остается в собственности лизинговой компании, а перевозчик, взявший его в лизинг, допустим, на пять лет, выплачивает только разницу между нынешней стоимостью самолета и его прогнозируемой остаточной стоимостью, распределенную на срок лизинга. Поэтому лизинговая ставка получается относительно низкой, что выгодно авиакомпании. При операционном лизинге самолет остается на балансе лизинговой компании, с помощью которой банки и другие финансовые институты могут инвестировать свои свободные средства в долгосрочные капиталоемкие активы.

Существуют и более тонкие варианты, например возвратный лизинг через выкуп, при котором авиакомпания, будучи владельцем самолетов, продает их лизинговой компании, после чего берет их обратно в лизинг. Еще встречаются различные виды налогового лизинга, а раньше был распространен довольно экзотический японский «плечевой» лизинг (Japanese Leverage Lease), который, будучи сам по себе убыточным, позволял лизингодателям списывать высокие прибыли, полученные из других источников, и экономить на налогах.

В целом бизнес лизинговой компании базируется на тонкой игре между лизинговыми ставками, стоимостью финансовых ресурсов, которые она привлекает, текущей и прогнозной остаточной стоимостью самолета и его амортизацией. Поэтому лизинговая компания не посредник между авиаперевозчиком и банком, а необходимый высокопрофессиональный участник рынка.

Рэнкинг лизинговых компаний в сегменте авиатехники

№ п/п

Компания

Объем нового бизнеса в 2007 году (млн. руб.)

1

«Ильюшин Финанс Ко»

29725,50

2

«ВТБ-Лизинг»

13282,00

3

Инвестиционно-финансовая компания «Авиализинг»

919

4

«Альфа-Лизинг»

711

5

«РБ Лизинг»

387,5

6

«Росдорлизинг»

368,2

7

Лизинговая компания «Уралсиб»

327,6

8

Лизинговая компания «Скандинавия»

198,1

9

Группа компаний ЗЕСТ

172

10

«Транскредитлизинг»

166,8

11

Машиностроительная лизинговая компания «Машлизинг»

126

12

Русско-германская лизинговая компания

105

13

Группа компаний «Интерлизинг»

24

14

«Ладья»

12

15

«Ютэйр-Лизинг»

2,4

По данным РА «Эксперт».

Алексей Синицкий, главный редактор «Авиатранспортного обозрения», специально для BG.

16.04.2008 г.


Источник: КоммерсантЪ-Business Guide
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}