Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
22.02.2008 :: 11:31
Первое алжирское предупреждение

Решение Алжира вернуть России бракованные самолеты - симптом обострения общей болезни российского ВПК

В соответствии с подписанным в 2006 году контрактом Россия должна поставить в Алжир 36 истребителей МиГ-29СМТ/УБ на сумму порядка $1,5 млрд. При этом впервые в истории российского оружейного бизнеса сделка предусматривала систему trade-in. Взамен новых самолетов корпорация «МиГ» должна была получить находящиеся на вооружении ВВС Алжира 36 старых МиГ-29. Оплату контракта предлагалось провести по сложной схеме с вычетом остаточной стоимости этих самолетов, а также частично в счет
погашения госдолга Алжира бывшему СССР.

ТРЕВОЖНЫЙ ЗВОНОК

Всего в течение 2006-2007 годов алжирские ВВС получили 15 самолетов МиГ-29СМТ/УБ. Однако в процессе эксплуатации истребителей был выявлен ряд технических неисправностей, послуживших поводом для приостановки поставок самолетов: в частности, алжирская сторона пеняла на некачественные или ранее эксплуатировавшиеся узлы и детали. Несмотря на то что специалисты корпорации «МиГ» устраняли неисправности, на сегодняшний день все же остаются претензии к двум из 15 истребителей. Москва признает, что планеры были изготовлены в 90-х годах, но утверждает, что это оговаривалось в соглашении.

Нелишним будет упомянуть, что договор о закупке МиГов был подписан в 2006 году в рамках пакета оружейных контрактов суммарной стоимостью более $7 млрд.

Эта история может стать знаковой для России. Впервые иностранный заказчик оборонной продукции столь откровенно и категорически требует сатисфакции в связи с низким качеством поставляемой оборонной продукции. Хотя недовольство качеством российского оружия в последние годы высказывалось едва ли не регулярно. Особенно преуспели в этом индийские партнеры. В сентябре 2007 года в связи с невыполнением обязательств расположенным в Комсомольске-на-Амуре Амурским судостроительным заводом на девять месяцев была отложена поставка в Индию атомной подводной лодки Chakra проекта 971 «Щука-Б». На северодвинском «Севмашпредприятии» на долгие годы растянулась модернизация авианосца «Адмирал Горшков», в котором заинтересована Индия. Теперь срок сдачи корабля назначен уже на 2011-2012 годы, и заказчик всерьез намеревается требовать выплаты неустойки. В результате этих задержек и проблем в начале декабря минувшего года главком ВМС Индии заявил, что Дели может пересмотреть формат военно-технического сотрудничества с Россией. Однако до сих пор речи о разрыве контрактов и возврате продукции не было.

Если алжирский отказ от МиГ-29 лежит в этой же плоскости, тогда можно говорить об устойчивой тенденции. Между тем российская пресса тиражирует мнения экспертов, всячески отрицающих версию о «бракованной» продукции. В качестве возможных причин отказа Алжира приводятся внутриполитические расклады, которые негативно влияют на развитие военно-технического сотрудничества этой страны с Россией. Дескать, противники нынешнего алжирского лидера Абдельазиза Бутефлики накануне президентских выборов пытаются таким образом дискредитировать лояльного ему начальника генштаба Салаха Гаида. Говорят и об интригах Франции, которая существенно активизировала свою деятельность в Африке после прихода к власти Николя Саркози.

Поскольку оружейный бизнес никогда не был прозрачным, целиком исключить роль этих факторов, как, впрочем, и списать все на французское лобби или козни оппозиции, нельзя. И если решение алжирских властей действительно не обусловлено низким качеством МиГов, оно выглядит, по меньшей мере, нелогичным.

Подписание Алжиром оружейных контрактов на сумму более $7 млрд. стало возможным, лишь когда Москва списала ему «советские» долги в размере $4,7 млрд. Более того, схема оплаты за поставленную продукцию также формировалась на выгодных для заказчика условиях. В частности, предусмотрена возможность безденежных расчетов: Алжир имеет право предоставить в концессию российским компаниям долю в добыче, переработке и поставках углеводородов.

НЕ НАСТОЛЬКО БОГАТ

Это принципиальный момент: Алжир до сих пор не располагает достаточными средствами для таких объемных закупок. Хотя его и называют одним из перспективнейших оружейных рынков, пока Алжир не может себе позволить закупать суперсовременное вооружение и ориентируется на добротные постсоветские образцы. В минувшем году алжирское правительство выделило на оборону 3,3% ВВП, или $3,16 млрд. Учитывая, что закупка вооружений составляет около 30% оборонного бюджета, получаем около $1 млрд.

Для такого «кошелька» российские условия (списание долга, неденежные формы расчета, поставка истребителей по схеме trade-in) - просто находка. И никакое лобби не заставит правительство в один момент от нее отказаться. Особенно, если сравнить стоимость МиГ-29СМТ/УБ и французского Rafale, который называется в числе претендентов на замену забракованным МиГам. Россия продала Алжиру истребители по $41 млн. за штуку. Rafale же стоит около $100 млн. Несложный расчет покажет, что 36 французских машин обойдутся в два с лишним раза дороже, чем столько же российских.

Кроме того, разрыв контракта по МиГам может грозить Алжиру другими неприятностями: например, отказом России поставлять остальные вооружения по заявленным ценам. А то и вовсе решением денонсировать соглашение о списании госдолга.

И еще один штрих. Франция до сих пор не была представлена на оружейном рынке Алжира, а весь арсенал этой африканской страны состоит из советских (постсоветских) образцов. Трудно предположить, что даже такой активный и агрессивный политик, как Николя Саркози, мог наскоком уговорить алжирцев резко переориентироваться на французскую технику. Для этого нужна интенсивная и кропотливая работа, а не кавалерийские атаки.

В итоге можно сказать, что, несмотря на заверения российской стороны, проблемы с техническим состоянием МиГ-29 в Алжире, по всей видимости, действительно существуют. Однако говорить о том, что он готов разорвать военно-техническое сотрудничество с Россией в пользу Франции, пока рано. И, скорее всего, вопрос с МиГами будет решен полюбовно: Россия либо заменит их новыми, либо проведет доводку самолетов на месте.

А вот для российских перспектив на мировом оружейном рынке алжирский конфуз может сказаться существенно. Репутация на мировом рынке ОПК добывается годами, а теряется за один МиГ.

Михаил Самусь, Центр исследований армии, конверсии и разоружения

22.02.2008 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}