26.10.2011 :: 10:02
Первая грузовая компания меняет планы
Накануне приватизационного аукциона компания заявила о пересмотре тарифов
За три дня до проведения аукциона по приватизации 75% акций Первой грузовой компании (ПГК) крупнейший оператор вагонов страны объявил о повышении тарифов. Не исключено, что таким образом ПГК подогревает интерес к дорогой сделке: потенциальному победителю важно вернуть свои инвестиции.
В среднем стоимость перевозки вагонами ПГК энергетического угля внутри России с 1 января 2012 года подорожает на 9%. Таким образом, в следующем году компания сможет добавить несколько миллиардов рублей доходов, говорят в ПГК. И это даже с учетом того, что часть денег, полученных за счет выросшего тарифа, придется направить на оплату инфраструктурной составляющей. В середине октября глава Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков говорил, что железнодорожные тарифы могут вырасти в следующем году примерно на 6%.
Между тем последние два года перевозка энергетического угля вагонами ПГК обходилась грузоотправителям на 9-17% дешевле, чем транспортировка в вагонах так называемого инвентарного парка (они предоставляются по тарифам, которые регулируются государством). Из-за более низких тарифов в 2010-2011 годах ПГК может недополучить более 6,5 млрд. рублей, подсчитали в компании. За счет более дорогой перевозки энергоугля доходы в 2012 году могут составить сумму, сравнимую c недополученной ранее, считает представитель ПГК. В 2010 году ПГК получила чистую прибыль на уровне 11,8 млрд. рублей.
При этом компания не будет сильно поднимать тарифы на перевозку угля для жилищно-коммунального хозяйства - их рост составит 2-4%. Базовую стоимость тарифа, от которой рассчитывают его увеличение, в ПГК назвать затрудняются: ставка дифференцирована.
Заявленный рост тарифов не назовешь пугающим, считает эксперт Института естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук. Тем более что до сих пор тарифы ПГК балансировали в основном на границе нижней ценовой планки, особенно если сравнивать с частными перевозчиками. Все объясняется особенностью ПГК, замечают в ИПЕМ. В частности, сказывается ее масштаб. Вагоны ПГК более дешевые, но работают не в убыток: они ходят почти без простоев. В то время как большинство частных перевозчиков готово подолгу выжидать более дорогой груз и простаивать.
Тем не менее для потребителей новость не слишком приятная. Рост тарифов может отрицательно отразиться на и без того невысокой доходности компаний, добывающих энергетический уголь, замечает аналитик Альфа-банка Андрей Лабазов. В среднем рентабельность этого бизнеса 10-15%, говорит эксперт. Тарифы и так и бесконечно растут, сколько можно, негодуют в одной из крупных металлургических компаний, у которой есть проекты по добыче угля.
На рынке опасаются, что после смены собственника тарифы ПГК могут вырасти еще больше. По сути, формальных сдерживающих факторов нет, говорят в ИПЕМ. Например, ПГК не должна согласовывать свои действия с ФСТ, ведь компания не является субъектом естественной монополии, напоминают в ведомстве. Дальнейший рост тарифов могли бы обуздать либо ФАС, либо вмешательство чиновников.
В ПГК говорят, что пересматривают тарифы еще для нескольких значимых товарных позиций, решение об изменении тарифов будет объявлено буквально на днях.
Изменение тарифов накануне аукциона логично - это может усилить привлекательность компании для желающих поучаствовать в приватизации, ведь новый собственник наверняка захочет поскорее отбить вложенные в покупку деньги, замечает источник в РЖД.
Сделка будет недешевой: базовая стоимость актива - 125 млрд. рублей, что в условиях нестабильности финансового рынка выглядит особенно дорого. Изменение тарифных ставок не связано с аукционом, парирует представитель ПГК: компания объявила о пересмотре ставок, чтобы заранее дать возможность клиентам учесть расходы на транспортировку при формировании бюджетов на 2012 год. Представители главных претендентов на актив - UCL Holding Владимира Лисина и предпринимателя Геннадия Тимченко - не комментируют планы и решения ПГК.
Анастасия Герасимова
26 октября 2011 г.
Источник: Известия |