Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
12.02.2013 :: 11:05
Партнеров «АэроСвита» ждет жесткая посадка

Как стало известно, практически все украинские агентства по продаже билетов столкнулись с непредвиденными сложностями. Ситуация с «АэроСвитом» поставила их в неприятное положение: возврат денег пассажирам, которые вовремя отказались от перелетов «АэроСвитом», может привести либо к вымыванию оборотных средств, либо к конфликту с Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA).

Агентства и авиаперевозчики работают не напрямую друг с другом, а пользуются услугами системы IATA BSP (Billing and Settlement Plan), через которую проходят все платежи за электронные билеты, получившие в последние годы широкое распространение. При помощи системы клиент на сайте или в офисе одного из агентств приобретает билет, деньги поступают BSPlink, а уже после этого идут в авиакомпанию, которая в электронной форме получает всю необходимую информацию о проданном билете.

Однако банкротство «АэроСвита» создало неразбериху во взаимоотношениях между всеми участниками процесса. Нюансы конфликта можно проследить на примере судебного спора между одним из крупнейших украинских агентов по продаже билетов «Кий Авиа» и украинским представительством IATA, который разгорелся в Хозяйственном суде Киева. Причем его исход может стать прецедентом, а также руководством для других агентств, которые оказались в аналогичной ситуации.

Начало процедуры банкротства «АэроСвита», о которой стало известно 4 января, сопровождалось частой отменой рейсов авиакомпании, а также массовым отказом пассажиров от приобретенных ранее билетов. И, как говорит один из собеседников «k:», агентства начали возвращать деньги за неиспользованные билеты своим постоянным клиентам исходя из стандартных правил возврата компании «АэроСвит». При этом они рассчитывали, что при очередном платеже в IATA эти выплаты будут учтены. Как следует из материалов спора между «Кий Авиа» и IATA, с 8 по 10 января агентство вернуло пассажирам 1,1 млн. грн. «Мы сделали возврат денег пассажирам на сумму, которая была зафиксирована в этом отчетном периоде», - сообщил «k:» первый заместитель гендиректора «Кий Авиа» Юрий Павлюк.

Дальнейшие события спутали все карты. 11 января на волне негативных новостей IATA объявила об отказе сотрудничать с «АэроСвитом». В заявлении ассоциация призвала агентства в срочном порядке приостановить любую деятельность, связанную с продажей билетов от имени и в пользу авиакомпании «АэроСвит», включая возмещение средств за неиспользованные билеты на отмененные рейсы посредством автоматических электронных систем.

Тогда же глава Государственной авиационной службы Украины Анатолий Колесник сообщил, что BSP арестовала на счетах перевозчика 6-7 миллионов евро, за счет которых, возможно, придется выплачивать компенсации пассажирам, если «АэроСвит» не сможет обеспечить перевозку.

«Процедура возврата - штатная ситуация для агентства, возмещение идет в конце отчетного периода, проводится взаимозачет. Это правило работало при банкротстве всех авиакомпаний, в том числе венгерской Malev. Но в IATA в данном случае пошли против правил: они предложили убрать «АэроСвит» в первой и второй декаде января из системы взаиморасчетов, тем самым отрицательное сальдо переложили на агентов», - говорит гендиректор компании «АртТур» Артур Ламтюгин. Другими словами, в IATA отказались возвращать агентствам деньги, которые те уже выплатили пассажирам, и предложили им разбираться напрямую с «АэроСвитом».

Парадоксальность ситуации заключается в том, что по стандартному агентскому договору «АэроСвит» делегировал право на получение денег IATA BSP, и чтобы создать другую процедуру возврата, сначала необходимо подписать дополнение к агентскому договору. А в нынешних обстоятельствах авиакомпания вряд ли станет это делать. В настоящий момент на сайте «АэроСвита» размещена форма заявления о возврате средств, которую должны заполнить непосредственно пассажиры. Но часть денег за перелеты, по всей видимости, зависли в системе BSPlink, которая не переводит их ни «АэроСвиту», ни агентствам. «BSP Украина ссылается на то, что есть процедура банкротства, и, соответственно, на основании постановления арбитражного управляющего будет принято решение кому, сколько и какую сумму возвращать», - говорит Юрий Павлюк.

Если же вернуться к проблемам агентств, то отказ IATA провести взаимозачеты привел к тому, что у них либо вымылись оборотные средства, либо же образовалась задолженность перед IATA. Причем второе служит основанием для отключения агентов от системы платежей. Собеседники «k:» говорят, что уже есть список компаний, которым выставили штрафные санкции или даже временно отключили от системы. Несложно предположить, чем это грозит компаниям, - украинские агенты в отличие от своих российских или американских коллег работают исключительно с BSP.

Неудивительно, что в такой ситуации отдельные агентства пробуют решить вопрос при помощи украинской Фемиды. И им даже удалось одержать первую победу. 22 января Хозсуд Киева запретил «ІАТА Украина» отключать «Кий Авиа» от системы BSPlink, а на днях должно состояться очередное заседание, на котором будет принято решение о том, должна ли ассоциация учесть во взаимозачетах сумму 1,1 млн. грн., которые агентство вернуло пассажирам.

Впрочем, рядовым путешественникам, которые рискнули воспользоваться услугами крупнейшего в прошлом украинского авиаперевозчика, в любом случае придется ожидать естественного развития событий. Сегодня никто не скажет, как скоро авиакомпания сможет вернуть деньги за отмененные рейсы. Но прошлый опыт подсказывает, что вряд ли эта процедура будет быстрой. По словам одного из несостоявшихся клиентов венгерской Malev, компания была объявлена банкротом в феврале прошлого года, а деньги за билет пришли лишь в конце октября. То есть возврата пришлось ждать восемь месяцев. И наивно было бы полагать, что в случае с «АэроСвитом» этот срок будет меньшим, чем у его венгерских коллег.08.02.2013

Андрей Самофалов

12.02.2013 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}