Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

22.10.2019 :: 17:40

Мариупольский порт в январе - сентябре 2019 г. увеличил грузооборот до 4,579 млн. т
22.10.2019 :: 17:31

«Госгидрография» начала работы по снятию навигационного оборудования на реках ©
22.10.2019 :: 17:15

Херсонский порт в январе - сентябре 2019 г. увеличил грузооборот до 2,615 млн. т
22.10.2019 :: 16:59

«Укрзализныця» поддерживает либерализацию рынка тяги - А.Рязанцев ©
22.10.2019 :: 16:47

В Кабмине прогнозируют инфляцию в 5,5% на конец 2020 г.
22.10.2019 :: 16:00

Министр инфраструктуры Украины провел встречу с Вице-премьер-министром, министром регионального развития и инфраструктуры Грузии ©



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Forbes Украина
20.06.2014 :: 10:18
Парламент оказался не готов к газовому ЧП

Законодательные инициативы Кабмина по реформированию НАК «Нафтогаз Украины» и введению чрезвычайной ситуации в топливно-энергетическом комплексе не находят поддержки в парламенте. В четверг Верховная рада отказалась голосовать по правительственным законопроектам, которые затрагивают вопросы управления газотранспортной системой и функционирования нефтегазового сектора в экстремальных условиях. Хотя Арсению Яценюку удалось убедить народных депутатов внести эти документы в повестку дня заседания, последующее обсуждение вызвало бурную критику парламентариев.

Поэтому премьер-министр
пообещал провести специальное открытое заседание Кабмина по реформированию энергетики, и пригласил на него всех депутатов. Он подчеркнул, что общей задачей для правительства и парламента должно быть создание сильной газотранспортной системы.

Чего хочет Яценюк

Чтобы повысить конкурентоспособность украинской ГТС и предотвратить появление альтернативных маршрутов для транспортировки российского газа в страны Евросоюза, правительство предлагает создать на базе «Укртрансгаза» двух операторов, один из которых будет управлять газотранспортной системой, а другой - подземными хранилищами газа. «Нафтогаз» в результате утратит функцию оператора ГТС. Автором такой схемы преобразований в НАК, по информации Forbes, является замминистра топлива и энергетики Игорь Диденко.

По словам Яценюка, доля государства в этих компаниях будет не менее 51%, а владельцами оставшихся акций могут стать «исключительно» газотранспортные компании стран ЕС и США, «если они надлежащим образом сертифицированы». «Это позволит не только модернизировать ГТС и повысить ее капитализацию, но и противодействовать строительству обходных газопроводов… Это дает возможность…направить все объемы через украинскую ГТС, так как в этом будут, в первую очередь, заинтересованы страны-члены ЕС», - отметил премьер-министр. Также, по его словам, поддержка правительственных инициатив позволит создать новую модель функционирования энергорынка, при которой точка передачи российского газа будет перенесена на границу Украины с Россией (вместо западноукраинской границы, как сейчас).

Чрезвычайная ситуация в энергетике может быть объявлена Кабмином в условиях угрозы отключения Россией поставок газа. «А сегодня такая угроза есть», - констатировал Яценюк.

Очевидно, премьер имел в виду ограничения со стороны «Газпрома» в осенне-зимний период, когда спрос на топливо повышается. В минувший понедельник российская монополия уже прекратила поставки на украинский рынок, потому что переговоры об урегулировании дальнейших условий газового сотрудничества между Киевом и Москвой не увенчались успехом.

Вероятность того, что «Газпром» не сможет выполнить свои экспортные контракты со странами ЕС, не достигнув компромисса с «Нафтогазом», позволяет прогнозировать разрешение сложной ситуации, актуальной на данный момент для компаний.

Но правительство Арсения Яценюка все равно готовится к пессимистичному сценарию и разрабатывает меры на случай введения чрезвычайной ситуации в энергетике. Так, весь газ отечественной добычи будет выкупаться у частных добывающих компаний по цене, определенной Кабмином. Этот ресурс пойдет на нужды населения или субъектов хозяйствования, производящих тепловую энергию. При этом планируется ужесточить требования к отключению предприятий, которые в полной мере не оплачивают потребленные энергоресурсы.

Риски и сомнения

Аргументы, озвученные в поддержку правительственных инициатив Арсением Яценюком, вызвали у народных депутатов сомнения.

В частности, они опасаются, что Россия сможет найти способы и получить контроль над компаниями-операторами газотранспортной инфраструктуры, вопреки условиям, прописанным по этому поводу в законопроекте (привлечение к управлению только известных компаний из стран ЕС и США при условии их согласования в Верховной раде).

Противоречивым является намерение правительства передать функции оператора ГТС компании «Укратрансгаз», притом что «Нафтогаз» остается стороной действующего транзитного контракта с «Газпромом», и в стабильности выполнения которого заинтересованы как в Москве, так и в Брюсселе.

А создание на базе газотранспортной инфраструктуры двух отдельных компаний (одной - для управления ПХГ, другой - для управления ГТС) сокращает возможности для привлечения кредитов на модернизацию от международных финансовых институтов. Эта инфраструктура взаимосвязана, ее разделение и передача под контроль разным юридическим лицам увеличивает риски при определении надежности заемщика.

Спровоцировала недовольство у парламентариев также перспектива административного управления газовым рынком, которое ограничивает условия для реализации газа украинской добычи и диктует условия ценообразования.

Но все не так страшно. Михаил Корчемкин из консалтинговой компании East European Gas Analysis прогнозирует, что даже после обострения отношений с «Газпромом» Украина сможет продержаться до весны: рост промышленного потребления не предвидится, а для отопления газа хватит. Для адекватного прогноза по ситуации Кабмину достаточно оценить суточное потребление в предстоящие месяцы до следующей весны и сравнить с возможностями отбора из ПХГ, добычи и реверса из ЕС.

Он также предлагает «Нафтогазу» добиться в переговорах с «Газпромом» разбивки импортного контракта на две части: импорт для текущего потребления и импорт для закачки в ПХГ, установив по ним разные цены (для закачки в ПХГ - более низкую). Это позволит сократить затраты на закупку газа в украинские ПХГ, который используется в период холодов для своевременного выполнения заявок, направляемых европейскими компаниями «Газпрому» на основе действующих между ними договоренностей.

Сложные перспективы

Будет ли такое предложение учтено в новом формате украинско-российского газового сотрудничества, зависит от президентов России и Украины - Владимира Путина и Петра Порошенко.

После того как переговоры на уровне министров энергетики России и Украины Александра Новака и Юрия Продана не привели к разрешению спора, еврокомиссар Гюнтер Эттингер заявил, что переговоры будут расширены до уровня глав двух государств.

«Пока для разрешения ситуации не будут созданы переговорные группы на уровне либо премьер-министров, либо президентов, разрешить газовый вопрос не удастся. Не потому, что наши переговорщики от «Нафтогаза» или от Минэнерго некомпетентны - они попросту не обладают широтой полномочий, которыми обладают премьер и президент для обсуждения всего круга вопросов», - считает Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины.

Газовый вопрос, по его словам, можно разрешить только в контексте урегулирования всего конфликтного потенциала, который накопился между двумя странами. «У нас есть конфликт на востоке страны, проблема с аннексией Крыма... Все этим моменты могут оговариваться новым глобальным соглашением», - отметил эксперт.

Не исключено, что новый газовый договор будет одной из составляющих частей глобального соглашения о дружбе между Украиной и РФ, который может быть подписан на уровне глав государств уже к осени этого года.

Светлана Долинчук

20.06.2014 г.


Источник: Forbes Украина
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов