Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
ЛІГАБізнесІнформ
22.07.2013 :: 10:47
Оптимистический минус. Хроники пикирующего импорта

Госстат Украины по итогам 5 месяцев 2013 года зафиксировал улучшение внешнеторгового баланса: превышение объема импорта над экспортом снизилось более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило около $2,43 млрд. В мае Украина и вовсе продала за рубеж товаров больше, чем купила - на $179,8 млн.

По оценкам экспертов, достигнутые показатели пока рано рассматривать как устойчивую позитивную тенденцию. «Ситуация с внешнеторговым балансом не столь оптимистична, как на первый взгляд. Ведь он улучшается не за счет увеличения экспорта товаров, а за счет его
снижения меньшими темпами по сравнению с импортом, - обобщает глава аналитического департамента Eavex Capital Дмитрий Чурин. - За пять месяцев этого года экспортные поставки товаров из Украины сократились на 3,5% до $27,2 млрд. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В то же время импорт упал на 12,7% до $29,6 млрд.». По оценкам собеседника ЛІГАБізнесІнформ, такое снижение объемов внешнеэкономических операций явно не способствует росту ВВП страны.

Руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий в числе факторов, поспособствовавших улучшению торгового баланса, называет сокращение поставок энергоресурсов и транспортных средств. За пять месяцев импорт снизился на $4,3 млрд., из которых $3,4 млрд. приходится на энергоресурсы. В частности, на $1,4 млрд. снизился импорт газа, что главный экономист Dragon Capital Елена Белан объясняет уменьшением объемов потребления в промышленном секторе и более активным использованием газа из подземных хранилищ. «В категорию энергоносителей Госкомстат также относит каменный уголь и сырую нефть, включая газовый конденсат, - дополняет Дмитрий Чурин. - О том, что в страну практически не ввозится нефть, можно судить по факту простоя Лисичанского и Одесского НПЗ, которые исторически ориентировались на переработку зарубежного сырья». Стоит напомнить, что в июле текущего года Одесский НПЗ полностью перешел под контроль группы ВЕТЭК Сергея Курченко.

На снижение экспорта повлияла конъюнктура зарубежных рынков. «Объемы экспорта в мае оставались низкими из-за слабого внешнего спроса на металлопродукцию и продукцию машиностроения, - продолжает Елена Белан. - Однако его негативное влияние на торговый баланс было полностью компенсировано резким снижением импорта продукции машиностроения (на 14% за пять месяцев 2013 года), которое было вызвано слабым инвестиционным спросом внутри страны и высокой базой сравнения». Действительно, сопоставлять текущие показатели приходится с периодом активного импорта товаров в рамках масштабных государственных проектов первой половины 2012 года. В частности, Александр Паращий напоминает о ввезенных в страну в 2012 году поездах Hyundai и «вышках Бойко» - самоподъемных плавучих буровых установках, закупленных для Черноморнефтегаза. «В текущем году такого дорогостоящего оборудования не завозили, импорт судов сократился на 98,3%, или $458 млн., а железнодорожных локомотивов - на 73%, или $363 млн., - уточняет собеседник ЛІГАБізнесІнформ. - Также на балансе отразились импортные пошлины на легковые автомобили, из-за введения которых в первом полугодии импорт авто сократился на 12,3%, или $319 млн.».

По оценкам опрошенных ЛІГАБізнесІнформ экспертов, до конца 2013 года динамика внешнеторгового сальдо может ухудшиться. Основной причиной будет ожидаемое увеличение импорта газа накануне и во время отопительного сезона. По оценкам Елены Белан, влияние этого фактора может частично компенсироваться замедлением неэнергетического импорта. Собеседница ЛІГАБізнесІнформ обращает внимание на резкое замедление роста объемов организованного розничного товарооборота (до 3,7% в июне с 9,4% в марте), что свидетельствует об ухудшении динамики внутреннего потребления. Поэтому снижение потребительского импорта во втором полугодии можно ожидать даже без каких-либо дополнительных ограничительных мер.

Финансовый аналитик, партнер инвесткомпании Capital Times Эрик Найман без оживления кредитования и ускорения экономического роста в Украине не видит предпосылок для увеличения импорта негазовых энергоносителей и продукции машиностроения во втором полугодии 2013 года. «Если учитывать увеличение импорта газа до запланированных 27,3 млрд. кубометров без каких-либо изменений на экспортном направлении, внешнеторговый баланс Украины товарами в 2013 году может улучшиться по сравнению с 2012 годом на $6,1 млрд. и составит - $9,7 млрд., - прогнозирует Эрик Найман. - С учетом положительного сальдо внешней торговли услугами и необходимости погашения внешних долгов на сумму около $4 млрд. суммарный дефицит валюты по статьям торгового баланса и внешних долгов Украины на второе полугодие оценивается в $8 млрд.». По прогнозам собеседника ЛІГАБізнесІнформ, эти потребности будут частично перекрыты прямыми иностранными инвестициями и поступлениями от гастарбайтеров, что в сумме даст порядка $5 млрд. Поэтому для удержания валютных резервов НБУ на текущем уровне в $23 млрд. Украине во втором полугодии будет необходимо привлечь внешних долгов или долларовых ОВГЗ на $3 млрд. Эта цель выглядит вполне достижимой ввиду возможного улучшения конъюнктуры на внешних рынках капитала в связи с продлением программы количественного смягчения в США.

Если события в Украине будут развиваться по описанному выше сценарию, дополнительные меры для снижения импорта могут и не понадобиться. Однако, по мнению Эрика Наймана, спутать карты НБУ может население. «Если украинцы вдруг бросятся скупать наличную инвалюту, в НБУ предпримут необходимые меры для предотвращения паники. В крайнем случае - введут ограничения импорта некритических товаров», - предупреждает собеседник ЛІГАБізнесІнформ.

Целесообразность введения новых мер, аналогичных спецпошлинам и утилизационному сбору для автоимпортеров, в текущей ситуации является достаточно спорной. Тем не менее, такие действия по отношению к другим направлениям импорта полностью исключать не стоит. «Молодые отрасли нужно защищать до той поры, пока они не станут конкурентоспособными. Но в Украине повышение пошлин расценивается как способ увеличения поступлений в бюджет, а не как инструмент защиты национального производителя, - анализирует ситуацию директор Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Владимир Панченко. - С другой стороны, аннулирование пошлин улучшает благосостояние в целом, поскольку конкуренция побуждает предприятия к обновлению технологий и позволяет им оперировать на более широком рынке. Потребители при этом получают большее разнообразие продуктов лучшего качества и по конкурентным ценам». Стоит отметить, что на авторынке введение спецпошлин уже привело к сужению ассортимента и повышению цен.

Улучшение сальдо внешнеторгового баланса возможно не только за счет дискриминации импортеров. В частности, подправить этот показатель может девальвация гривни. «Снижение курса нацвалюты делает наши продукты дешевле по отношению к иностранным, что улучшает сальдо торгового баланса. Но девальвация является достаточно рискованной мерой и может составить больше запланированных 10%», - уточняет Владимир Панченко.

Другое направление - поддержка экспортоориентированных отраслей. «Для дальнейшего улучшения структуры внешнеторгового баланса правительству стоит сосредоточиться не на программе жесткого ограничения импорта, а на агрессивном увеличении экспортного потенциала страны, - отмечает Дмитрий Чурин из Eavex Capital. - Украина должна удерживать и увеличивать свои экспортные поставки, причем не только черных металлов, руды и сельхозтоваров, но и готовой продукции машиностроительного сектора».

Мария Бабенко

22.07.2013 г.


Источник: ЛІГАБізнесІнформ
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}