Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
06.06.2013 :: 10:57
ООН перекроет вентиль «Газпрому»

Украина затеяла очередной виток игры с вариантами сдачи газотранспортной системы в очень неудобный для себя момент. Этот процесс активно обсуждался на встречах украинского и российского президентов в Сочи 26 мая, тогда как за неделю до этого в НьюЙорке произошло более значимое событие. Туркменистан после 4 лет настойчивых дипломатических действий добился принятия уже второй по счету резолюции ГА ООН «О надежном и стабильном транзите энергоносителей». Первую резолюцию такого рода в 2008 году приняли 50 государств, и ныне через пять лет число сторонников развития стабильного транзита газа
выросло до 71 страны. Согласно резолюции в следующем, 2014, году ООН создаст экспертную группу, которая начнет работу по оценке уровня дискриминации различных стран в вопросе доступа к транзитным газотранспортным системам других государств. Последующая за этим либерализация, безусловно, повысит ценность и инвестиционную привлекательность транзитных ГТС, в том числе и украинской. Это произойдет хотя бы потому, что практически заглушенный по воле РФ газопровод Средняя Азия - Центр при проектной мощности 100 млрд. м3 сейчас перекачивает не более 15 млрд. м3 в год. Тогда как его разблокирование позволит обеспечить страны ЕС относительно недорогим азиатским газом, и отечественная ГТС имеет все шансы стать как раз «окном в Европу».

Экспертная группа, по задумке, станет основой будущего Энергетического совета ООН - органа, отвечающего за мониторинг энергетической безопасности на территории всех стран - членов этой организации. Аналогичные задачи уже выполняют Международное энергетическое агентство государств - членов Организации экономического сотрудничества (МЭА ОЭСР) и Европейское энергетическое сообщество (ЕЭС). Но их решения игнорируются государствами, не входящими в эти международные клубы. Как результат «игнорщики» безнаказанно отрезают крупные страныпотребители от источников дешевых газа и нефти и навязывают им свои более дорогие и часто прерываемые поставки. Туркменистан, который получил в 2007-2012 годах более $13 миллиардов прямых иностранных инвестиций на освоение своих новых газовых месторождений, сделал простой расчет.

В процессе создания Энергетического совета ООН дискриминация доступа к газопроводам будет прекращена под угрозой прессинга и санкций этой самой авторитетной сегодня международной организации. В этом деле у Ашхабада появился новый союзник - Китай. Львиную долю указанных инвестиций вложили гонконгские банки и нефтегазовые компании Пекина. Они сделали ставку на лавинообразный рост экспорта туркменского газа с 40 до 80 млрд. м3 и более в год в течение будущего десятилетия. Но большая часть этого топлива пойдет совсем не в восточном направлении, а в обратном, западном - через Каспий и территорию РФ. Вследствие такого ориентира в новых туркменских добывающих проектах вместе с КНР принимают участие крупные инвесторы из ЕС и Турции. И для них сейчас основная задача - принудить РФ разблокировать транзит, и дать газу из Средней Азии возможность выйти через Украину и Беларусь на самый богатый в мире газовый рынок ЕС.

Пока дело не дошло до применения бесперебойных, как правило, механизмов ООН, Москва пытается лавировать. Самым оптимальным маневром в этой связи выглядит установление контроля над газотранспортными системами Украины и Беларуси. Эти страны впоследствии успешно можно выставить козлами отпущения за изоляцию среднеазиатского газа. А РФ сможет без ущерба для «Газпрома» дать искреннее добро на транзит, ведь дальше газ все равно в Европу не пройдет. Например, по причине разногласий между учредителями всякого рода российскоукраинских и российскобелорусских газовых офшоров, СП, консорциумов или арендных предприятий. Или другой вариант: у этих «колониальных» газовых мануфактур в один прекрасный момент возникнет дефицит средств, изза которого текущая реконструкция транзитных газопроводов и поддержание их в рабочем состоянии будут невозможны. По такому сценарию прямую вину РФ не докажет ни создаваемый ныне Энергетический совет ООН, ни давно работающие МЭА или Европейское энергетическое сообщество. Виноваты будут исключительно Киев и Минск.

Такой сценарий можно считать фантастическим. Однако как только Туркменистан с 2007 года начал вкладывать миллиарды долларов в освоение новых месторождений и нацелился на ежегодную добычу в 80 млрд. м3, РФ в 2008-2010 годах сразу же установила полный контроль над ГТС Беларуси. Хотя она могла сделать это и раньше.

На следующем этапе, в 2010-2011 годы, РФ в вопросе транзитного контроля переключилась на Украину. Изначально предполагалось, что «Газпром» и его местные компаниипартнеры станут исключительными арендаторами/собственниками всей украинской ГТС либо ее ключевых частей (подземных хранилищ и некоторых магистральных линий газопроводов). Но эта схема грозила отлучением украинской власти от валютных потоков, от чего эта самая власть была не в восторге. Но, судя по последним событиям, к весне 2013 года Москве все же удалось склонить Киев к компромиссу. Вопервых, на основании принятого еще в 2012 году закона о трубопроводном транспорте в мае правительство передало на рассмотрение украинского парламента законопроект о реформировании государственной НАК «Нафтогаз Украины». В «Газпроме» этот проект рассматривают как базу для будущей аренды или получения эксклюзивных прав на операционное использование всей украинской ГТС или ее ключевых элементов. Вовторых, представители украинского правительства заявили о завершении оценки активов «Нафтогаза Украины», не обнародовав ни одного результата по аудиту самой крупной компании в стране. Втретьих, Украина подала заявку на получение статуса странынаблюдателя на членство в российском Таможенном союзе ЕвразЭС. Каждый наблюдатель в любой организации автоматически рассматривается как кандидат на полноправное членство. С такой позиции Киев вполне может начать переговоры о применении к нему еще до вступления в ЕвразЭС «газовой скидки», то есть об отмене экспортных пошлин на импортируемый из РФ природный газ.

Параллельно с подготовкой и реализацией указанных трех документов в Украине с конца 2012 года начался активный передел рынка переработки нефти и газа, с которого неожиданно ушли российские компании «ТНКВР» и «Лукойл». Украинские компании, планирующие занять их место, вполне могут стать новыми партнерами «Газпрома» на рынке импорта газа или его регионального распределения. Судя по всему, на них будут возложены те же «аккумулятивные» функции, которые при приватизации «Газпромом» ГТС Беларуси были возложены на концерны «Белнефтехим» и «Беларуськалий». Проще говоря, в Москве уже многим ясно, через кого в Украине можно будет передавать благодарности властям, в том числе и за сдачу украинских магистральных газопроводов. Правда, в преддверии выборов2015 проводники российских интересов могут потребовать еще большей отдачи.

В этой связи пристальное (благодаря усилиям Туркменистана) внимание мировой дипломатии к проблемам транзита природного газа в постсоветских странах оказалось для РФ весьма некстати. Случившееся напомнило о том, что стоимость украинской ГТС и ее услуг может существенно вырасти уже в ближайшие 5 лет - рост транзита среднеазиатского газа резко увеличит спрос на услуги магистральных газопроводов, ведущих в ЕС. Спешка с приватизацией, арендой или передачей в управление украинских газопроводов или хранилищ на этом фоне выглядит сугубо политическим процессом, далеким от несложного экономического расчета. Ведь по логике сначала надо бы дождаться роста стоимости газопроводов, а уже потом определять их будущее. Каким бы оно ни представлялось - от продажи, аренды или совместного управления до простого «реформирования»растаскивания.

Андрей Старостин

06.06.2013 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}