Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
19.06.2012 :: 10:42
Олигархам дали год на поглощение портов

На прошлой неделе Виктор Янукович подписал закон «О Морских Портах Украины», который вступит в силу через 12 месяцев после опубликования

Одно из положений нового закона предусматривает, что действие договоров, подписанных до их вступления его в силу, досрочно не прекращаются. Поэтому тот, кто успеет до июня следующего года взять что-либо в аренду или концессию, может избежать лишних хлопот в конкурсе с участием китайских, российских или арабских инвесторов.

Впрочем, площадок для инвестирования осталось не так уж и много. В главном порту страны, Одесском, практически все
терминалы переданы в аренду до 2014 года. Разрывать досрочно эти договоры весьма хлопотно, поскольку хозяева компаний, работающих с портом, находятся в Нью-Йорке, Лондоне, Москве или Тель-Авиве. И посягательства на их собственность могут стать предметом международных судебных тяжб, которые Украина в основном проигрывает. В порту Южный уже известно о проекте строительства нового терминала компании «Портинвест» (СКМ). Поэтому из трех крупнейших госпортов основная интрига ожидается в Ильичевском морском торговом порту (ИМТП).

В отличие от Одессы здесь частные инвесторы работают в основном по договорам совместной деятельности, часть из которых после смены власти уже расторгнуты. Кроме того, показатели работы порта постоянно ухудшаются: в 2008 году объем переработки составил 18,9 млн. т, в 2009-м - 16,3 млн., 2010-м - 15,1 млн., в 2011 году - 13,5 млн. т. За январь-май этого года порт переработал лишь 5,9 млн. т грузов, что всего на 1% больше прошлогоднего показателя. И это при годовой мощности порта около 30 млн. т. Такое снижение показателей может стать весомым аргументом для передачи активов в нужные руки - так сказать, для срочного спасения ситуации.

И, похоже, главная кандидатура на роль спасителя уже определена. Как писали «k:» еще в конце прошлого года, в судебном порядке был возобновлен ранее расторгнутый договор о совместной деятельности между ИМТП и компанией «Укртрансконтейнер» (УТК). Что примечательно, порт оспаривать это решение не стал, и с 16 февраля этого года УТК вновь начал работать в порту. Уже тогда экспертная среда предположила, что и благосклонностью Фемиды, и лояльностью руководства порта компания обязана новым собственникам, которых следует искать не в Москве, а в Донецке. Ведь российская Национальная контейнерная компания, которая ранее считалась собственником «Укртрансконтейнера», только 20 февраля официально отреагировала на своем сайте о возвращении УТК в ИМТП. А в апреле УТК изменила название - теперь это Контейнерный терминал Ильичевск (КТИ). Но при этом рассматривается вопрос, чтобы кроме четырех причалов (№3-6), переданных в совместную деятельность в 2005 году, передать КТИ еще пять (№1, 2, 7-9). Как сообщили «k:» в Мининфраструктуры, «компания (КТИ. - Ред.) проведет реконструкцию не только причалов №7, 8, 9, но и тыловой (складской) части и приобретет всю необходимую перегрузочную технику. Таким образом будет создан единый контейнерный терминал с причалами №1-9 мощностью 2700 тыс. TEU в год» (сейчас 850 тыс. TEU. - Ред.). Тем самым то ли российская, то ли донецкая компания без особых усилий получит в управление до 2035 года девять самых мощных причалов порта.

Сейчас при реальной мощности всех контейнерных терминалов Украины около 2,5 млн. TEU они загружены едва ли на треть. И на докризисный уровень 2008 года немного более 1 млн. TEU украинские порты выйдут в лучшем случае к 2014 году. Соответственно, на определенном этапе станет понятно, что дополнительные контейнерные мощности в Ильичевске не нужны, но по поводу использования незадействованных причалов инвесторам необходимо будет договариваться с КТИ.

Второй момент - ранее для реконструкции причалов №7-9 под генеральные и навалочные грузы ИМТП привлек кредит ЕБРР в размере 26 млн. евро. И в начале 2010 года даже были проведены первые тендеры. Но сейчас порт предлагает ЕБРР изменить целевое назначение кредита и направить средства на дноуглубление. Очевидно, что банк должен воспринять это как необходимость подписания нового кредитного договора с последующей ратификацией в Верховной Раде. Но пока это произойдет, ИМТП будет продолжать платить за неиспользование уже выделенных средств - за два с половиной года эта сумма и так превысила 600 тыс. евро. Впрочем, если же банк изменит целевое назначение кредита, то КТИ не только получит в управление девять самых мощных причалов, но и бесплатные для него дноуглубительные работы, оплачивать которые путем погашения кредита впоследствии будет госпорт.

Впрочем, это далеко не все пряники для старого-нового партнера. В марте порт подписал еще с УТК договор №183/д. По его условиям компания обязуется обрабатывать своими силами «суда с грузами (не в контейнерах) у причалов №3-6, входящих в совместную деятельность сторон». За использование этих причалов контейнерного терминала порт оплачивает УТК $1,4 за тонну груза, плюс стоимость работ за использование причальных перегружателей.

С точки зрения здравого смысла не совсем понятно, зачем порт, потерявший за три года почти 6 млн. т грузов и явно имеющий свободные мощности, намерен платить за использование контейнерного терминала. Возможно, причина в том, что в последние месяцы ИМТП превращается в угольный порт - если в прошлом объемы угля в ИМТП составляли не более 100 тыс. т в год (менее 1%), то за январь-май этого года уже переработано 394 тыс. т угля. Так что велика вероятность, что на причалах №3-6 тоже может появиться уголь. Кстати, именно появление угля на причалах КТИ даст еще один повод считать, что собственник у компании все же сменился. Ведь сейчас порт в основном перерабатывает американский уголь, а в Украине не так много олигархов, владеющих шахтами в США.

Посторонним вход воспрещен

Других инвесторов, кроме УТК (ныне КТИ), в Ильичевске, похоже, видеть не желают. Еще в сентябре 2010 года компании Cargill и Risoil заявили о намерении совместно построить в этом порту зерновой терминал. Cargill Inc. - одна из крупнейших мировых продовольственных компаний, годовой оборот которой ($120 млрд.) сопоставим с ВВП Украины. Швейцарская RISOIL S.A. начала работать в Ильичевском МТП в 2001 году, и в последнее время ее объем перевалки пищевых масел составлял около 1 млн. т в год.

Для реализации этого проекта в прошлом году вышеупомянутые компании создали ООО «Саншайн терминал». Как информировали «k:» в этом ООО, цель создания предприятия - строительство и эксплуатация комплекса для хранения 208 тыс. т зерновых грузов, транспортировка к причалам ИМТП системой конвейеров и погрузки на суда типа Panamax дедвейтом 70 тыс. т. Сам комплекс планируется построить на земельных участках площадью 4 га в промзоне Ильичевска, прилегающей к порту. Годовая мощность комплекса составит 4,5 млн. т, стоимость проекта - $140 млн.

Но, как сообщили «k:» в компании «Саншайн терминал», мэр Ильичевска Валерий Хмельнюк выступил против выделения земли в промзоне и предложил строить новый терминал возле Ильичевского судоремонтного завода (СРЗ), в самой удаленной от моря части лимана. По слухам, в этом вопросе у мэра есть личный интерес - якобы одним из совладельцев СРЗ в Ильичевске является зять Хмельнюка Алексей Почиковский. Впрочем, все эти вопросы быстро могло бы решить профильное ведомство. Но на запрос «k:» в Мининфраструктуры ответили, что «ООО «Саншайн терминал» не предоставило анализа развития рынка зерновых на долгосрочную перспективу и на его основе гарантии загруженности будущего терминала». И предложили компании заново разработать ТЭО проекта. Как говорится, пусть считают, а там посмотрим.

Александр Арбузов

19 июня 2012 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}