Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
15.02.2008 :: 10:09
Одесситы начали контейнерную гонку

Заявленные проекты развития контейнерных терминалов грозят транспортным коллапсом в одесском регионе

По итогам прошлого года Украина вошла в число контейнерных стран-миллионеров. Украинские порты впервые переработали более 1 млн. TEU (эквивалент 20-футового контейнера. - Ред.), а темп роста по сравнению с 2006 годом превысил 50%.

ЧЕРНОМОРСКИЙ ОТЛОЖЕННЫЙ СПРОС

В 2006 году контейнерные перевозки возросли на 10% - до 120 млн. TEU. При этом рост объема перевозок грузов между Азией и Европой в 2006 году составил 10,7%. По итогам 2007 года рост контейнеропотока немного
замедлится и составит около 9,6%. На этом фоне выделяется направление Азия - Европа, где ожидается наибольший рост объемов контейнерных перевозок: на уровне 15%.

Главной проблемой рынка контейнерных перевозок в ближайшие годы останется нехватка в портах перерабатывающих мощностей. Так, по прогнозам компании Drewry Shipping Consultants (Великобритания), к 2011 году суммарная пропускная способность терминалов по обработке контейнеров составит 165 млн. ТЕU, а объемы контейнерных перевозок - 273 млн. TEU. По мнению Drewry’s, наибольший дисбаланс между терминальными мощностями и предъявляемыми к переработке объемами контейнеров будет иметь место в Восточной Европе. Таким образом, рекордные темпы роста контейнерооборота в портах Черного моря (с 2003 года, когда сюда начали заходить первые крупнотоннажные океанские контейнеровозы, средний ежегодный прирост превышает 40%) нуждаются в сопоставимых темпах развития портовых мощностей.

ОЛИГАРХИ ДОБРАЛИСЬ ДО КОНТЕЙНЕРОВ

Проект группы «Приват» по строительству контейнерного терминала в Одессе мощностью 2 млн. TEU стал главной новостью Черноморского контейнерного саммита. Появление такого серьезного игрока в контейнерном бизнесе может серьезно повлиять на расстановку сил в этой сфере. Ситуация такова, что до недавнего времени основными операторами были «ГПК-Україна» в Одесском порту и ЧП «Укртрансконтейнер» - в Ильичевском. «ГПК-Україна» работает с 2001 года, будучи дочерним предприятием немецкой HPC Hamburg Port Consulting GmbH. При этом почему-то данную компанию ассоциируют с именем российского бизнесмена Александра Жукова. Кроме того, в среде морского бизнеса бытует мнение, что свой интерес в ней имеет и начальник порта Николай Павлюк.

Расположенный в Ильичевском порту контейнерный терминал в 2005 году был передан в управление ЧП «Укртрансконтейнер». Сделку публично поддерживал тогдашний министр транспорта и связи Евгений Червоненко. Эта компания аффилирована с российской «Национальной контейнерной компанией». Но вот что странно, когда в 2005 году разгорелся скандал вокруг этой сделки, россияне даже отвергали свою причастность к «Укртрансконтейнеру». Опять же, зачем солидному российскому инвестору осуществлять проект в форме создания частного предприятия, а не создать напрямую, под своим брендом, дочку в виде предприятия с иностранной инвестицией. Впрочем, это их проблемы. Но и в Одессе, и в Ильичевске контейнерный бизнес существовал, мягко говоря, в не очень прозрачной форме, а компании-операторы не входили в орбиту интересов ни украинских, ни российских олигархов. Теперь же, с приходом «Привата» в самую рентабельную и перспективную сферу транспортного бизнеса, все может кардинально измениться в перераспределении сфер влияния. Этот пример может стать заразительным для других. И несложно представить, что будет, если контейнерами также решат заняться Ахметов или Жеваго.

КАК ДОГНАТЬ КОНСТАНЦУ

Достаточно даже беглого взгляда на карту Черного моря, чтобы понять перспективность постройки контейнерного хаба на территории Украины. Наша страна обладает круглогодично функционирующими портами с необходимыми глубинами, которые расположены ближе к основным получателям контейнерных грузов из Украины, России, Белоруссии, стран Кавказа, что позволяет удлинить маршруты линейных перевозок и сделать короче фидерные плечи (или вообще избежать их). Тем не менее до недавнего времени Украина только мечтала о конкуренции с румынскими портами. Реализация инвестпроектов в Одесском порту натолкнулась на противодействие местных властей, у Минтранссвязи были вопросы к ЧП «Укртрансконтейнер» - оператору контейнерного терминала в Ильичевском порту. А Констанца продолжала зарабатывать вместо нас: основные объемы (по разным оценкам, 75-85%) проходящих через терминал этого порта контейнеров направлялись транзитом в порты других черноморских стран: Болгарии, Грузии, России, Украины.

В ноябре прошлого года весомую заявку на статус контейнерного хаба сделал Ильичевск. В торговом порту города ЧП «Укртрансконтейнер» презентовало обновленный контейнерный терминал пропускной способностью 850 тыс. TEU в год. Согласно инвестиционной программе «4М», реализуемой оператором контейнерного терминала, к 2019 году в Ильичевском порту можно будет перерабатывать до 4 млн. TEU в год.

ООО «Трансінвестсервіс» (ТИС) заявило о планах создания в течение двух лет контейнерного терминала мощностью 1,5 млн. TEU в год в морском торговом порту «Южний». Руководство порта «Южний» рассматривает также инвестиционный проект по строительству контейнерного терминала мощностью 2 млн. TEU, предложенный корпорацией P&O Ports. Как уже упоминалось, группа «Приват» заявила о начале проектных разработок нового контейнерного терминала мощностью 2 млн. TEU в год на базе ОАО «Одессільмаш», территория которого граничит с Одесским портом. Оператор контейнерного терминала в Одесском порту - компания «ГПК Україна» - озвучила намерения в 2009 году довести свои мощности до 750 тыс. ТЕU. А в случае успешной реализации проекта создания контейнерного терминала на территории Карантинного мола мощности Одесского порта возрастут еще на 1 млн. TEU в год. Терминал на территории СРЗ «Україна» теоретически даст еще 350 тыс. TEU. Кроме того, о переходе на переработку контейнеров заявили некоторые операторы терминалов Одесского порта: компания «Металзюкрейн Корп. Лтд.» и ООО «Бруклін-Київ».

НЕ КЛАСТЬ ВСЕ ЯЙЦА В ОДНУ КОРЗИНУ

Нетрудно заметить, что подавляющее большинство действующих и проектирующихся терминалов расположено на территории Одесской области. Однако одновременная реализация всех заявленных проектов создает угрозу транспортного коллапса в регионе.

Исходя из заявленных проектов, через два-три года в Одесском регионе будут работать терминалы мощностью в 5-6 млн. TEU. В мировой практике доля железнодорожных перевозок контейнеров из порта составляет 30-40%. В таком случае ежесуточно через Одесскую железную дорогу будет проходить в среднем около 13 700 TEU, или 3425 платформ (если для всех контейнеров найдутся современные железнодорожные платформы, способные вместить 4 TEU каждая). Не лучше ситуация и с автомобильными дорогами. Уже сейчас не справляется с нагрузкой трасса Одесса - Овидиополь. Очевидно, что существующая сеть автомобильных и железных дорог через несколько лет просто не выдержит заявленных объемов грузов. Не стоит забывать и о курортном сезоне, когда нагрузка на дороги Одесской области еще более возрастает.

Стоит отметить, что разработчики проектов создания контейнерных терминалов уделяют мало внимания решению этих проблем, например, о расширении железнодорожных мощностей в процессе создания терминала заявили только руководители ОАО «Одессільмаш». В остальных случаях речь идет в основном о расширении автомобильных дорог или строительстве отдельных специализированных площадей для удаления автотранспорта из центра города (эстакады, «сухие порты»). Кроме транспортных существуют и проблемы землеотводов. Этим обусловлено медленное продвижение проектов в Одесском порту, этот же вопрос остается самым насущным для МТП «Южний», конфликтующего по земельным вопросам с несколькими компаниями, в том числе ООО «Трансінвестсервіс».

Выходом из создавшегося положения может стать развитие контейнерных терминалов, в том числе хабов, в других регионах Украины (в первую очередь, в Крыму и Николаеве). Серьезным сдерживающим фактором при реализации подобных проектов остается неразвитость окружающей транспортной инфраструктуры, улучшать которую, похоже, придется тем же инвесторам, правда, им еще надо убедить чиновников в целесообразности такого улучшения.

Сергей Макаров

15.02.2008 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}