Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
11.06.2013 :: 10:21
Одесса - Броды становится виртуальным

Уникальное географическое положение и соседство со странами - неттоэкспортерами нефти позволяли Украине стать одним из основных игроков на мировом рынке транзита энергоресурсов. Но страна уступила этот шанс Турции.

Основным козырем Украины в борьбе за транзитные потоки нефти является украинскопольский трубопровод Одесса - Гданьск. Изначально он сооружался для транспортировки нефти из Каспийского региона в Европу. Но за 12 лет существования этот объект так и не стал использоваться по прямому назначению. Формальная причина банальна: для ввода этого канала в эксплуатацию необходимо
проложить 370 км труб от украинских Бродов во Львовской области до польского поселка Адамово, который уже связан магистральным трубопроводом с припортовым Гданьском. Но Европа не спешит финансировать этот проект. Ее колебания обусловлены неуверенностью в отдаче от инвестиций. Сдвинуть дело с мертвой точки на днях решила Польша, вступив в официальные переговоры на этот предмет с Азербайджаном.

По словам представителя департамента нефти и газа Минэкономики Польши Милоша Карпинского, чтобы строительство отрезка трубопровода по территории Польши возобновилось, его стране нужны дополнительные письменные гарантии азербайджанской стороны о поставках как минимум 10 миллионов тонн нефти в год.

Активизация Варшавы вполне объяснима. Дело в том, что буквально пару месяцев назад Европейская комиссия согласилась финансировать достройку связующего транспортного звена. При этом 120 млн. евро этой помощи планировалось направить именно на достройку польской части трубопровода Броды - Адамово. Такая договоренность позволяет легко спрогнозировать сценарий переговорного процесса между Азербайджаном и Польшей - по сути, он сводится к отстаиванию интересов европейских инвесторов, которым нужны гарантии возврата денег.

Теоретически Варшава и Баку должны были бы найти общий язык по как минимум двум причинам. Первая: азербайджанцы давно пытаются получить доступ к европейскому потребителю, и как раз в рамках этой стратегии полгода назад министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев сделал официальное заявление о готовности его страны загрузить нефтью трубопровод Одесса - Гданьск. Во-вторых, буквально на днях Баку лишился одного из основных каналов сбыта своего сырья - в конце мая премьерминистр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о расторжении договора о транзите азербайджанской нефти через территорию России. Этим соглашением регламентировалась прокачка порядка 5 млн. т нефти в год по трубопроводу Баку - Новороссийск.

Напряжение между Москвой и Баку позволяло рассчитывать на то, что Баку благосклонно отреагирует на предложение Варшавы гарантировать поставки нефти через Одесса - Гданьск. Но азербайджанцы поступили иначе: 1 июня местная нефтекомпания Socar и нефтефонд SOFAZ сообщили о планах строительства нефтеперерабатывающего завода в турецком городе Алиага. Общая стоимость проекта превышает $5 млрд., значительную часть этой суммы каспийские нефтяники планируют привлечь от европейских банков.

Строительство этого предприятия, очевидно, продлится не один год, но главное то, что после ввода в эксплуатацию этот завод будет способен перерабатывать порядка 10 млн. т нефти в год. И их поставку планирует обеспечить Socar. Для того чтобы это стало возможным, азербайджанской компании нужно будет перенаправить в Турцию не только все нынешние свободные объемы энергоресурсов, но и будущий прирост углеводородов. А из этого следует, что Азербайджану будет попросту нечем заполнять украинскопольскую трубу Одесса - Гданьск.

Решение Баку променять Киев и Варшаву на Анкару логично. Во-первых, Socar является совладельцем трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан, по которому азербайджанская нефть уже сейчас попадает в Турцию. Во-вторых, каспийских нефтяников куда больше интересуют продажи в Европе нефтепродуктов, а не сырья для их производства. Будущий НПЗ в Алиаге вполне вписывается в эту стратегию, поскольку находится на востоке Турции - оттуда его продукция может поставляться в ЕС.

Что касается украинской нефтяной индустрии, то ее перспективы куда пессимистичнее. Деградация мощностей нефтеперерабатывающей промышленности привела к тому, что в последнее время отечественные заводы все чаще становятся производителями виртуальных нефтепродуктов. Так, например, экономика Херсонского НПЗ, который простаивает уже почти десять лет, подпитывается за счет участия в тендерах «Укрзализныци». Кстати, в этот воображаемый нефтяной мир может вполне гармонично вписаться трубопровод Одесса - Броды, по которому может условно прокачиваться российская нефть. Что же касается реальной эксплуатации этой трубы, то она станет возможна лишь тогда, когда на украинском рынке нефтепереработки появится по-настоящему крупный игрок, владеющий мощными сырьевыми резервами и одновременно не задействованный в политических игрищах.

Дмитрий Рясной

11.06.2013 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}