Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Комментарии
17.05.2008 :: 10:04
«Одесса - Броды» разворачивают на Чехию

Украинский нефтепровод «Одесса - Броды», будучи первоначально ориентированным на достройку до плоцкого и гданьского НПЗ в Польше, отныне должен стать «многовекторным»

Предпринятая в марте российской компанией «Газпромнефть» попытка установить контроль над одним из крупнейших игроков рынка Восточной Европы сербской нефтекомпанией Naftna Industrija Srbije (NIS) оживила планы ЕС по уменьшению рисков монополизации рынков российскими компаниями. При поддержке Брюсселя первый шаг будет связан с одной из двух ниток украинского нефтепровода «Дружба», по которому уже в этом году намечено
начать поставку каспийской нефти в Чехию с использованием нефтепровода «Одесса - Броды». Вторым шагом должен стать выход на восточноевропейский рынок азербайджанской нефтекомпании Socar, начавшей переговоры о покупке украинских Надворнянского и Дрогобычского НПЗ суммарной мощностью 5 млн. т. Судя по всему, лишь в случае успеха в этих двух пилотных проектах Украина и Польша смогут найти деньги для окончательной достройки нефтепровода «Одесса - Броды - Плоцк».

Обещали «панславизм» - вышла игра в «монопольку»

За несколько дней до парламентских выборов в Сербии, состоявшихся 11 мая, пророссийское правительство этой страны парафировало упомянутое выше соглашение с «Газпромнефтью». По этому соглашению российская компания за $1 млрд. рассчитывает в течение 2008 года приобрести права собственности на 51% акций NIS, контролирующей два НПЗ - в Панчево и Нови-Саде - мощностью 7,5 млн. т в год, а также сеть из 534 АЗС (49% акций NIS останется у сербского государства).

Эта сделка обещает стать крупнейшей в истории развития нефтяного рынка Центральной Европы и является уже вторым шагом экспансии «Газпрома» в этом регионе. Первый был предпринят в начале 2007 года, когда подконтрольная «Газпромнефти» компания «Зарубежнефть» приобрела за 121 млн. евро 51%-ный пакет акций ведущей нефтекомпании Боснии - Petrol. В сумме обе сделки уже к 2009 году позволят «Газпрому» стать обладателем очень крупных для Центральной Европы мощностей переработки нефти, превышающих 12 млн. т.

Неожиданное появление новых российских поставщиков нефти угрожает кардинальным переделом сложившегося в центральноевропейском регионе расклада сил. Большинство из них прочно распределены между тремя игроками - австрийской OMV, контролирующей два НПЗ в Австрии и Румынии мощностью 8 млн. т, венгерской MOL c тремя НПЗ в Венгрии и Словакии мощностью более чем 15 млн. т, а также польской PKN Orlen, которая контролирует польский Плоцкий НПЗ мощностью 17 млн. т и три НПЗ в Чехии мощностью 10 млн. т.

Очередной украинский шанс

У нефтяной экспансии «Газпрома» в восточноевропейские государства бывшего советского лагеря есть два очевидных изъяна. Первый из них - неожиданные итоги минувших в Сербии парламентских выборов, которые показали победу блока проевропейских партий. В связи с этим ратификация соглашения NIS-«Газпромнефть» новым сербским парламентом выглядит весьма проблематичной.

Второй изъян крупнейшей для региона нефтяной сделки - крайне высокие логистические риски, которые существуют из-за кризиса некогда очень мощной речной танкерной навигации по Дунаю. В лучшие годы она позволяла Сербии завозить более 7 млн. т российской нефти транзитом через Румынию и Украину. Сегодня этот маршрут снабжения NIS практически не работает. Кроме этого, в течение последних лет на рынке Восточной Европы сложилась тесная кооперация между венгерской корпорацией MOL и хорватской государственной компанией Janaf, оперирующей нефтепроводом Adria. Этот канал снабжения на Сербию также не работает. В связи с этими логистическими проблемами балканские приобретения «Газпромнефти» могут обострить противоречия, существующие в энергетической политике стран ЕС. С одной стороны, запланированное восстановление и модернизация НПЗ компании NIS предполагает значительное, минимум на 10 млн. т в год, увеличение транзита российской нефти на Балканы из РФ через Украину и Венгрию. С другой - ЕС с каждым годом все жестче требует от Украины прекратить многолетнюю возню вокруг нефтепровода «Одесса - Броды» и наконец взяться за давно, еще в 2003 году оговоренный проект сокращения поставок российской нефти по «Дружбе» и отводу его «западной нитки» под поставки в Чехию, Австрию и Германию.

Многовекторные ловушки

В долгосрочной перспективе может возникнуть два компромиссных решения подобного казуса. Речь идет о дорогостоящем восстановлении танкерной навигации по Дунаю либо же реализация намеченного на 2008-2015 годы не менее дорогого строительства Панъевропейского нефтепровода (РЕОР), инициированного нефтекомпаниями Италии, Румынии и Хорватии. Эти две меры смогут позволить «Газпромнефти» без оглядки на нефтепроводы Украины взяться за обеспечение своих новых приобретений на Балканах. Но в среднесрочной перспективе компании ЕС, всего Венгрии и Польши, уже в 2009 году могут подсчитывать убытки от агрессивного выхода «Газпрома» на восточноевропейский рынок.

Видимо, учитывая данные реалии, официальные лица Украины накануне намеченного на 22 мая в Киеве заседания Энергетического саммита ЕС начали демонстрировать невиданную ранее решимость. В частности, Богдан Соколовский, уполномоченный Президента Ющенко по международным вопросам энергетической безопасности, заявил прессе, что львиную долю 9 млн. т мощностей нефтепровода «Одесса - Броды» могут составить поставки 3 млн. т нефти для двух западноукраинских НПЗ группы «Приват», которые начали переговоры с азербайджанской госкомпанией Socar о поставках и возможной покупке акций. Этот же чиновник сообщил прессе, что наряду с первоначальным проектом достройки нефтепровода до Плоцкого НПЗ Украины планирует разработать две новые ветки нефтепровода «Одесса - Броды» на Словакию и Белоруссию, которые будут идти параллельно существующим уже ниткам «Дружбы».

Несколько более приземленными оказались заявления правительственных структур. Не конкретизируя дальнейшие судьбы НПЗ в Надворной и Дрогобыче, глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Олег Дубина заявил, что до конца первого полугодия «Одесса - Броды», доселе работающий в реверсном режиме и прокачивающий российскую нефть в Одессу, начнет старт своей работы в своем первоначальном проектном режиме. В частности, по его словам, будет произведена экспериментальная прокачка 44 тыс. т нефти словацкой компании Transpetrol и чешской Сeska rafinerska.

Следует отметить, что с момента вхождения Словакии в ЕС в 2003 году и вплоть до нынешнего года участие словацкой Transpetrol в экспериментальной прокачке на Чехию было проблематичным. К тому же 51% акций этой компании принадлежит правительству, в то время как владельцем 49% акций Transpetrol являются аффилированные с «Газпромнефтью» российские компании. Напряженность вокруг участия словаков в проекте удалось снять в январе этого года. Тогда украинский Президент Виктор Ющенко и его словацкий коллега Иван Гашпарович договорились о том, что словацкие власти сделают все возможное для включения Transpetrol в проект, взамен получив обещания Украины возобновить экспорт электроэнергии на словацкий рынок. По оптимистическому сценарию, во время намеченного на 22 мая Энергетического саммита Ющенко попытается доказать представителям ЕС, что Украина сделала максимум возможного для ускорения реализации проекта «Одесса - Броды». В противном, более драматичном случае европейцы могут не поверить в правдивость очередных уверений Киева и начнут самостоятельно реагировать на сербские и боснийские амбиции «Газпрома». В таком случае ЕС неминуемо добьется от новых властей Сербии максимального затягивания ратификации соглашения с «Газпромнефтью», а неповоротливые украинские продавцы нефтетранспортных услуг потеряют спрос и со стороны российских, и со стороны европейских клиентов.

Андрей Старостин

16 мая 2008 г.


Источник: Комментарии
Все дайджесты >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}